дело № 2а-207/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 марта 2017 года г. Ужур
Ужурский районный суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи Загребанцева А.Б.,
при секретаре Лопатиной К.Ч.,
с участием административного истца Целуковского Д.В.,
представителя административного истца Ахтямовой Т.А., действующей на основании доверенности
представителя административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края» Никитиной А.В., действующей на основании доверенности
представителя административного ответчика Призывной комиссии Ужурского района Шкуратовой М.Г., действующей на основании доверенности
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Целуковского Д.В. к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Красноярского края», Призывной комиссии Ужурского района Красноярского края о признании решения призывной комиссии Ужурского района незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Целуковский Д.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края», Призывной комиссии Ужурского района о признании решения призывной комиссии Ужурского района незаконным, мотивируя его следующим. Согласно протоколу призывной комиссии от 14.12.2016 года № 7/У в отношении Целуковского Д.В. принято решение о зачислении в запас согласно п. 1.1 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Указанным решением он признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Основанием для этого явились, как следует из примечания в выписке из протокола документы, запрошенные в отделе ВККК по Октябрьскому и Железнодорожному районам г. Красноярска. Считает, что Призывная комиссия Ужурского района вынесла заключение в отношении него в нарушение требований п. 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 года № 663, только на основании сообщения начальника ВККК по Октябрьскому и Железнодорожному районам города Красноярска от 03.02.2016 года № 1/491 и копий страниц учетной карты призывника, а не на основании документов воинского учета (личного дела призывника, учетно-алфавитной книги). Полагает, что его розыск фактически не проводился, так как он с марта 2013 года работал в учреждении Минобороны России ФКУ «ДЭУ № 47» в ЗАТО п. Солнечный Красноярского края диспетчером. Указанное предприятие ежегодно направляло в военкомат списки военнообязанных граждан, в которых числился и Целуковский Д.В., а также указывался адрес его регистрации и место предыдущей работы. Помимо этого, розыскное дело не прошито, не пронумеровано, в нем отсутствовала опись документов, содержащихся в деле. На титульном листе отсутствует номер по учетно - алфавитной книге, код категории учета, дата заведения личного дела, кем оно заведено. Большинство запросов датировано 2010 годом, один запрос - 2011 годом, два запроса - 2014 годом. Вместе с тем, объективных доказательств их направления адресатам не представлено, отсутствуют почтовые уведомления, квитанции, ответы на указанные запросы. В повестках в розыскном деле отсутствуют серия и номер повестки, причина вызова в ВККК и дата явки. Также в розыскном деле имеется извещение от 04.05.2010 года № 1/1995 о передаче на розыск в милицию, прокуратуру, в котором отсутствует подпись начальника отдела ВККК, документ составлен в период отсрочки в связи с его учебой до 30.06.2010 года. С учетом многочисленных нарушений и недостатков в розыскном деле Целуковский Д.В. полагает, что документы, содержащиеся в розыскном деле, изготовлены после 19.10.2016 года.
Кроме того, 05.07.2016 года он уже обращался в Ужурский районный суд с аналогичным административным исковым заявлением о признании аналогичного решения призывной комиссии Ужурского района от 05.04.2016 года незаконным. Решением Ужурского районного суда от 10.08.2016 года требования Целуковского Д.В. были удовлетворены, апелляционным определением Красноярского краевого суда от 19.10.2016 года решение оставлено без изменения. Обжалуемое в настоящее время решение призывной комиссии принято на основании тех же самых документов и тех же обстоятельств. Обосновывая свои требования ст. 124, 218 КАС РФ, Целуковский Д.В. просит признать решение призывной комиссии Ужурского района Красноярского края от 14 декабря 2016 года о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, несоответствующим нормативным правовым актам и нарушающим его законные права и интересы.
В судебном заседании административный истец Целуковский Д.В. и его представитель Ахтямова Т.Г. административные исковые требования подержали по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Целуковский Д.В. дополнительно указал, что первоначально он был поставлен на воинский учет отделом военного комиссариата по Ужурскому району, затем он поступил учиться в город Красноярск, где состоял на воинском учете в отделе ВККК по Октябрьскому и Железнодорожному районам г. Красноярска. В 2005 году в связи с обучением в ВУЗе ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до июня 2010 года. Он являлся в отдел ВККК по Октябрьскому и Железнодорожному районам г. Красноярска для призыва, проходил медицинские освидетельствования в 2010 и 2011 годах. В 2007 году он был осужден по ч. 2 ст. 163 УК РФ к 3 годам лишения свободы условно с испытательным сроком 2 года. В отделе военного комиссариата ему пояснили, что он не будет призываться на военную службу до истечения трех лет после погашения судимости. В 2013 году он был принят на работу в ФКУ Минобороны России «ДЭУ № 47» и проживал в г. Ужуре, однако состоял на воинском учете в отделе ВККК по Октябрьскому и Железнодорожному районам г. Красноярска. За весь период, пока он состоял на воинском учете, повесток и вызовов из военкомата не получал. От военной службы он не уклонялся и не скрывался. О том, что он проживает в ЗАТО п. Солнечный, он сообщал в устной форме в отдел военного комиссариата в г. Красноярске. Помимо этого, с места его работы регулярно направлялись списки военнообязанных граждан в отдел ВККК по Ужурскому району, в которых также числился и он. Считает решение о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, необоснованным и незаконным.
Представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края» Никитина А.В.административные исковые требования Целуковского Д.В. не признала, просит в их удовлетворении отказать в полном объеме по следующим основаниям. В соответствии с п. 1.1 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» при зачислении в запас граждан, не прошедших военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным п. 1, 2 пп. «в» п. 3, п. 4 ст. 23, ст. 24 указанного Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 года № 663. Согласно п. 34 Положения призывная комиссия выносит заключение на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете,, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных). Исходя из имеющихся в личном деле документов следует, что по состоянию на 01.01.2014 года и позднее этой даты (до достижения 27 лет, т.е. юридически значимый период) Целуковский Д.В. утратил право на предоставленную ранее отсрочку от призыва на военную службу, являлся гражданином, подлежащим призыву на военную службу (отвечал в полной мере требованиям ст. 22 Закона 53-ФЗ: возраст от 18 до 27 лет, состоящий на воинском учете и не пребывающий в запасе). Ранее предоставленная решением призывной комиссии Ужурского района отсрочка от призыва от 06.06.2006 года, прекратила действие 30.06.2010 года по окончании обучения. В 2010 году Целуковский Д.В. не был призван в ряды Российской армии, так как имел судимость. Данный факт не является основанием для освобождения или отсрочки от призыва на военную службу ввиду того, что согласно п. «б» ч. 3 ст. 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» не подлежат призыву на военную службу граждане, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления. Таким образом, период, когда Целуковский Д.В. не мог быть призван на военную службу по основанию наличия у него судимости, не свидетельствует об уважительности причин не прохождения службы и в перечень оснований отмены решений призывной комиссии, указанных в п. 1.1. ст. 28 Закона 53-ФЗ, не входит. Целуковский Д.В. не получал повесток ввиду того, что фактически проживал по адресу, отличному от места воинского учета, свою обязанность сообщать об изменении адреса не исполнил, что сделало фактически невозможным его вызов на призывные мероприятия, что и было учтено призывной комиссией при вынесении оспариваемого заключения, и такие действия призывной комиссии полностью соответствует требованиям Постановления Конституционного суда РФ № 26-П.
Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». Призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях (п. 19 Положения). Таким образом, по окончании отсрочки Целуковский Д.В. являлся гражданином, подлежащим призыву. На основании изложенного, в военном комиссариате Октябрьского и Железнодорожного районов г. Красноярска были подготовлены материалы на призывную комиссию для рассмотрения вопроса о признании не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований и зачислении в запас с выдачей в установленном порядке справки взамен военного билета (форма № 1/У Приложение 9 Приказа Министра обороны РФ от 18.07.2014 г. № 495), которые были высланы по запросу в военный комиссариат Ужурского района по месту воинского учета. Призывной комиссией Ужурского района на основании материалов личного дела, представленных по запросу Ужурского военного комиссариата, рассмотрен вопрос о признании Целуковского Д.В. не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований и зачислении в запас, что выразилось в вынесении соответствующего заключения от 14.12.2016 года. Оспариваемое решение призывной комиссии от 14.12.2016 года № 4/у принято с учетом материалов личного дела Целуковского Д.В.
Согласно п. 8 Приложения № 9 Приказа Министра обороны РФ от 02.10.2007 года № 400 запрос о высылке личного дела призывника направляется в адрес военного комиссариата по прежнему месту жительства в отношении гражданина, поставленного на воинский учет, состоявшего ранее на воинском учете в военном комиссариате другого муниципального образования и эти лица включаются в число призывников, состоящих на воинском учете. Целуковский Д.В. на момент явки в отдел военного комиссариата для получения военного билета призывником не являлся. Законодателем не установлена обязанность при зачислении гражданина в запас и оформлении выдачи военного билета запрашивать и изучать личное дело призывника. Аналогичные требования установлены при выдаче справки взамен военного билета, которая оформляется и выдается гражданам Российской Федерации, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии. Согласно приказу Министра обороны РФ от 8.07.2014 года № 495 (п. 1 Приложение № 9 форма № форма 1/у) записи в справке делаются только на основании подтверждающих документов (паспорт гражданина Российской Федерации, свидетельство о рождении, документ об образовании, удостоверение о присвоении спортивного разряда или спортивного звания). Обязательность наличия личного дела призывника при принятии решения о выдаче справки взамен военного билета также законом не установлена. Копия учетной карты не должна содержать сведений о розыске, требований законодателя о включении таких сведений в учетную карту не предусмотрено. Оспариваемое истцом заключение призывной комиссии вынесено на основании материалов личного дела, является законным и обоснованным.
Представитель административного ответчика Призывной комиссии Ужурского района Красноярского края Шкуратова М.Г.в судебном заседании исковые требования Целуковского Д.В. не признала. Прохождение военной службы по призыву является конституционной обязанностью каждого мужчины. Целуковский Д.В. после окончания обучения в ВУЗе не имел законных оснований для предоставления отсрочки от призыва на военную службу. Он сменил место жительства с г. Красноярска на г. Ужур (ЗАТО п. Солнечный), однако не сообщил об изменении адреса в военный комиссариат по Октябрьскому и Железнодорожному районам г. Красноярска, где состоял на учете, на воинский учет в отдел военного комиссариата по Ужурскому району не встал. Таким образом, возможность вызова Целуковского Д.В. на призывные мероприятия по месту жительства была исключена в связи с отсутствием сведений о его месте жительства. Считает решение призывной комиссии в отношении Целуковского Д.В. законным и обоснованным, принятым с учетом материалов личного дела Целуковского Д.В., в удовлетворении его административных исковых требований просит отказать.
Заслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, исследовав обстоятельства и материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 и 2ст. 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества как одна из конституционных обязанностей гражданина Российской Федерации может быть реализована им, в частности, посредством несения военной службы в соответствии с федеральным законом, каковым в настоящее время является Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает, в частности, воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву.
Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (п. «а» ч. 1 ст. 22 указанного Федерального закона).
В соответствии с ч. 1 ст. 25 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 26 указанного Федерального закона призыв на военную службу граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Согласно ч. 1ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности. Призывная комиссия принимает соответствующие решения или выносит заключение, указанное в пункте 1.1 указанной статьи (далее также - заключение), на основании вышеуказанного Федерального закона, других федеральных законов, Положения о призыве на военную службу и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (ч. 5 ст. 28).
Пунктом 1.1 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации.
В соответствии с п. 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, регламентирующего порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным п. п. 1 и 2, подпунктом «в» пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Из содержания приведенных норм следует, что при зачислении в запас достаточным условием для признания состоящего на воинском учете гражданина, достигшего возраста 27 лет, не прошедшим военную службу по призыву при отсутствии на то законных оснований, является наличие в документах воинского учета данных о непрохождении им военной службы без законных на то оснований после 01 января 2014 года.
Как установлено судом, Целуковский Д.В., с 28.01.2005 состоял на воинском учете в отделе военного комиссариата Красноярского края по Ужурскому району. 30.08.2005 года в связи с поступлением на учебу в высшее учебное заведение снят с воинского учета в указанном отделе и 02.11.2005 года принят на воинский учет в отделе военного комиссариата по Октябрьскому и Железнодорожному районам г. Красноярска. На основании приказа № 28/1222 от 06.06.2006 года имел отсрочку от военной службы в связи с обучением в ФГОУВПО «Сибирский федеральный университет» до 30.06.2010 года. 03.06.2015 года Целуковский Д.В. снят с воинского учета призывников в связи с достижением возраста 27 лет. Указанные обстоятельства подтверждены сообщением начальника отдела ВККК по Октябрьскому и Железнодорожному районам г. Красноярска, удостоверением призывника, материалами личного дела призывника Целуковского Д.В.
В материалах личного дела призывника Целуковского Д.В. имеются сведения о регистрации Целуковского Д.В. по месту жительства по <адрес>, и о проживании с 2005 года по <адрес>. Согласно имеющимся в личном дела справкам Целуковский Д.В. в 2005 году поступил на обучение в ФГОУВПО «Сибирский федеральный университет», где обучался до июля 2010 года. Согласно выпискам из приказов Сибирского федерального университета № 7361/с от 02.08.2010 года и № 2898/с от 18.03.2011 года Целуковский Д.В. зачислен на 1 курс магистратуры с 01.09.2010 года и с 17.01.2011 года отчислен за академическую неуспеваемость.
Как следует из розыскного дела призывника Целуковского Д.В., 04.05.2010 года в его адрес <адрес> направлено извещение о необходимости явиться в отдел военного комиссариата Красноярского края по Октябрьскому и Железнодорожному районам г. Красноярска 17.05.2010 года. 26.07.2010 года ОВККК по Октябрьскому и Железнодорожному районам г. Красноярска направил обращение в адрес ОМ ОВД по г. Ужуру и прокуратуру об установлении местонахождения Целуковского Д.В., с указанием адреса регистрации по месту жительства: <адрес>. 13.10.2010 года направлено требование на имя ректора Сибирского федерального университета (площадка № 2) об оповещении, в том числе и Целуковского Д.В. о явке в военный комиссариат, а также 02.11.2010 года, 23.11.2010 года извещение о явке Целуковскому Д.В. по адресу<адрес>. Помимо этого, 23.11.2010 года в адрес и на имя матери Целуковского Д.В. - Целуковской А.Н. по адресу: <адрес>, направлена просьба о ее явке в ВККК по поводу ее сына. Указанные мероприятия положительных результатов не принесли. Также в розыскном деле призывника Целуковского Д.В. имеется карта розыска, согласно которой 08.12.2010 года, 12.04.2011, 20.04.2011 года, 10.05.2011 года, Целуковскому Д.В. лично вручались уведомления о явке, а также сообщалось, что в отношении него ведется производство по делу об административном правонарушении. Также 20.06.2011 года и 24.06.2011 года Целуковскому по телефону передавались сообщения о явке. Также 05.04.2011 года Целуковскому Д.В. по адресу: <адрес> направлялось сообщение о том, что в отношении него ведется производство по делу об административном правонарушении и предлагалось явиться в ВККК по Октябрьскому и Железнодорожному району г. Красноярска. Однако Целуковский Д.В. в ВККК не явился. С целью установления местонахождения Целуковского Д.В., 10.06.2014 года и 25.11.2014 года на имя начальника МУ МВД России «Красноярское» ОП № 2 направлялись соответствующие обращения. Место нахождение призывника Целуковского Д.В. установлено не было. Приказами военного комиссара Красноярского края № 3у от 19.11.2012 года, № 310 от 21.08.2013 года. № 20у от 28.01.2014 года, № 229у от 29.07.2014 года, № 71у от 14.01.2015 года Целуковского Д.В. постановлено считать уклоняющимся от мероприятий, связанных с призывом на военную службу.
Доводы Целуковского Д.В. о том, что он сообщал о смене места жительства в военный комиссариат, суд признает несостоятельными.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в целях обеспечения воинского учета граждане, в частности, обязаны состоять на воинском учете по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящие альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания) в военном комиссариате; сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания; явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства или места пребывания, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет (ч. 2 ст. 10).
Поскольку отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена Целуковскому Д.В. до окончания им обучения в высшем учебном заведении, то есть до июня 2010 года, после указанной даты он подлежал призыву на военную службу. Вместе с тем, свою обязанность по воинскому учету Целуковский Д.В. не выполнил.
Как следует из паспорта Целуковского Д.В., 03.12.2010 года он был зарегистрирован по месту жительства <адрес> (юрисдикция военного комиссариата Ужурского района), других отметок об изменении места жительства в паспорте Целуковского Д.В. не имеется. Таким образом, в соответствии со ст. 10 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» Целуковский Д.В. обязан был сняться с воинского учета и обратиться в отдел военного комиссариата по новому месту жительства в двухнедельный срок. Однако данную обязанность Целуковский Д.В. не выполнил.
Отделом военного комиссариата по Октябрьскому и Железнодорожному районам г. Красноярска были предприняты все необходимые меры для вызова Целуковского Д.В., его извещения о необходимости явки в военкомат, то есть проводились мероприятия, связанные с призывом, а также розыскные мероприятия. Вместе с тем, зная о своей обязанности подлежать призыву на военную службу после 30.06.2010 года, Целуковский Д.В. не сообщил в отдел военного комиссариата о новом месте своего жительства, работы, не явился в военный комиссариат, то есть фактически уклонился от исполнения воинской обязанности.
Как следует из выписки из протокола заседания призывной комиссии № 1/У от 05.04.2016 года в отношении Целуковского Д.В. принято решение о том, что он зачислен в запас. Согласно п.1.1 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» Целуковский Д.В. признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Решением Ужурского районного суда от 10.08.2016 года указанное заключение призывной комиссии Ужурского района от 05.04.2016 года признано не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права и законные интересы Целуковского Д.В. Апелляционным определением Красноярского краевого суда от 19.10.2016 года решение Ужурского районного суда от 10.08.2016 года оставлено без изменения.
Согласно выписке из протокола заседания призывной комиссии № 7/У от 14.12.2016 года Целуковский Д.В. вновь признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Доводы административного истца и его представителя о том, что оспариваемое решение принято по тем же основаниям и обстоятельствам, что и признанное ранее незаконным решение призывной комиссии от 05.04.2016 года, а также без учета личного дела, суд признает несостоятельными. Как установлено в судебном заседании, решение призывной комиссии от 14.12.2016 года принято на основании документов воинского учета, в частности, личного дела призывника Целуковского Д.В., а также с учетом розыскного дела, которые имелись в распоряжении призывной комиссии.
Допрошенный в качестве свидетеля военный комиссар Ужурского района Гращенко И.А. показал, что он являлся заместителем председателя призывной комиссии, принявшей 14.12.2016 года оспариваемое решение в отношении Целуковского Д.В. Целуковский Д.В. обратился в отдел военного комиссариата Красноярского края по Ужурскому району в 2015 году по достижении 27-летнего возраста за получением военного билета. Так как Целуковский не состоял на воинском учете в отделе по Ужурскому району, он запросил из г. Красноярска сведения, почему Целуковскому не выдали военный билет по месту воинского учета. Оказалось, что Целуковский военную службу по призыву не проходил, не имея законных оснований для этого. В ноябре 2016 года было запрошено личное дело Целуковского, которое поступило в военный комиссариат Ужурского района вместе с розыскным делом в ноябре 2016 года. Призывная комиссия принимала решение с учетом материалов личного дела Целуковского.
Анализируя исследованные судом доказательства, суд приходит к выводу, что решений об освобождении от призыва на военную службу либо об отсрочке от призыва в отношении Целуковского Д.В. в период с 2010 года по 2015 год не принималось, материалы дела не содержат доказательств наличия у истца предусмотренных законом оснований для отсрочки от призыва за период с 2010 года по 2015 год, либо для освобождения его от прохождения военной службы. При таких обстоятельствах призывная комиссия при зачислении его в запас вправе была признать его гражданином, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
При этом суд учитывает правовую позицию, изложенную в абз. 5 п. 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 октября 2014 года № 26-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» в связи с запросом Парламента Чеченской Республики», согласно которой, вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, призывная комиссия не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества; вместе с тем - поскольку не исключаются ситуации, при которых гражданин не прошел военную службу по призыву по не зависящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где проживал гражданин призывного возраста, не проводились мероприятия, связанные с призывом на военную службу), - предполагается, что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разделом III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят свое заключение на основе коллегиальности и в равной мере принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.
Из материалов дела следует, что решение о признании Целуковского Д.В. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, принято комиссией в правомочном составе, утвержденном распоряжением Губернатора Красноярского края, исходя из обстоятельств дела, имеющихся документов и доказательств. С учетом изложенного суд приходит к выводу о законности принятого призывной комиссией 14.12.2016 года решения в отношении Целуковского Д.В., а потому в удовлетворении его исковых требований следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Целуковскому Д.В. в удовлетворении административных исковых требований к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Красноярского края», Призывной комиссии Ужурского района Красноярского края о признании решения призывной комиссии Ужурского района незаконным отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Решение в окончательной форме принято 09 марта 2017 года
Председательствующий А.Б. Загребанцев