дело № 2 а-2462/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 мая 2017 года г. Уфа
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Курамшиной А.Р.,
с участием представителя административного истца ФИО1 – адвоката ФИО6 (ордер № от ДД.ММ.ГГГГ),
заинтересованного лица ФИО2,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к правительству Республики Башкортостан о признании действий административного ответчика в части отказа предоставления бюджетных ассигнований из резервного фонда правительства РБ незаконными, обязании административного ответчика устранить допущенные нарушения и рассмотреть заявление о компенсации ущерба по существу,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к правительству Республики Башкортостан о признании действий административного ответчика в части отказа предоставления бюджетных ассигнований из резервного фонда правительства РБ незаконными, обязании административного ответчика устранить допущенные нарушения и рассмотреть заявление о компенсации ущерба по существу, указав следующее.
ФИО1с 2005 года является индивидуальным предпринимателем, и последние пять лет на земельном участке расположенным по адресу: <адрес>, выращивал огурцы в закрытом грунте на площади 1 гектар.
ДД.ММ.ГГГГ была получена телефонограмма № от первого заместителя министра сельского хозяйства РБ ФИО4 следующего содержания: «Срочно сообщите в Министерство сельского хозяйства РБ, в отдел растениеводчества о гибели сельскохозяйственных культур в результате сильного шквалистого ветра, прошедшего в июне с указанием хозяйств, культур, площади».
В районе работала комиссия по обследованию теплиц, был своевременно составлен акт с фотодокументами, подтверждающими нанесение ущерба от урагана. Причиненный ущерб от сильного шквалистого ветра составил 5 730 000 руб.
Многочисленные обращения по вопросу оказания содействия в получении финансовой помощи на частичное возмещение причиненного ущерба в государственные, муниципальные органы, общественные объединения, согласно письма главы администрации муниципального района Туймазинский район ФИО5 то ДД.ММ.ГГГГ за №, результатов не дали. При этом в ответах на данные обращения сообщается о том, что в бюджет РБ средства на оказание государственной поддержки сельхозпроизводителям на возмещение ущерба от повреждений построек (теплиц) и урожая в результате стихийного бедствия (урагана) не предусмотрены, а также упущены сроки, ссылаясь на постановление правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ №.
ФИО1 в своем обращении Президенту РБ просил оказать финансовую поддержку в сумме 1 500 000 руб. на частичное возмещение причиненного ущерба, согласно письма главы администрации муниципального района Туймазинский район 1ФИО5 на имя Премьер министра правительства на основании постановления о ДД.ММ.ГГГГ № – «Об утверждении положения о порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда правительства РБ».
Административный истец просит суд признать действия административного ответчика незаконным в части отказа предоставлении бюджетных ассигнований из резервного фонда правительства Республики Башкортостан, обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения и рассмотреть заявление о компенсации ущерба по существу.
В ходе судебного заседания представитель административного истца ФИО1 - адвокат ФИО6 заявленные требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
Заинтересованное лицо ФИО2 заявленные требования административного истца ФИО1 поддержал, просил удовлетворить.
В судебное заседание, назначенное на ДД.ММ.ГГГГ, административный истец ФИО1, представитель административного ответчика правительства Республики Башкортостан не явились, о времени и месте судебного заседания извещены заранее и надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Представитель административного ответчика правительства Республики Башкортостан ФИО7 на судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ представила отзыв, в котором просит в иске отказать, заявила о пропуске срока обращения в суд.
Суд, выслушав стороны, изучив и оценив представленные материалы дела, приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ на территории Туймазинского района РБ отмечалась активная конвективная деятельность: скорость шквалистого ветра достигла 25-30 м/с, гроза, град, сильный дождь. В результате чего была разрушена теплица площадью 1 га и повреждены полностью плантации огурцов ИП ФИО1.
В соответствии со статьей 4.1 Закона Республики Башкортостан от 14.03.1996 № 26-з «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в зависимости от последствий чрезвычайной ситуации, привлекаемых к предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации сил и средств Башкирской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития чрезвычайной ситуации, а также других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации, устанавливается один из следующих уровней реагирования:
а) объектовый уровень реагирования - решением руководителя организации при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории данной организации;
б) местный уровень реагирования:
решением главы сельского поселения при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территорию одного сельского поселения;
решением главы муниципального района при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает межселенную территорию, либо территории двух и более поселений, либо территории поселений и межселенную территорию, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории одного муниципального района;
решением главы городского округа при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории городского округа;
в) региональный (межмуниципальный) уровень реагирования - решением Главы Республики Башкортостан при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций, органов местного самоуправления и органов исполнительной власти Республики Башкортостан, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территории двух и более муниципальных районов либо территории муниципального района и городского округа Республики Башкортостан, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории Республики Башкортостан.
Согласно статье 23 Закона № 26-з финансовое обеспечение установленных этим Законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций:регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством Республики Башкортостан;
в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.
В соответствии с частью 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Так, решением Кировского районного суда г.Уфы от 24.08.2016 г. в удовлетворении административного иска ФИО2 (отец административного истца ФИО1) к Правительству РБ, Администрации Муниципального района Туймазинский район, Министерству финансов РБ о признании действий Правительства РБ, Министерства финансов РБ, Администрации Муниципального района Туймазинский район, связанных с отказом в предоставлении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РБ, незаконными, обязании Правительства РБ, Министерства финансов РБ, Администрации Муниципального района Туймазинский район устранить допущенные нарушения отказано.
Решение вступило в законную силу 12.12.2016 г.
Решением суда установлено следующее.
Чрезвычайная ситуации в связи с ураганом, прошедшим 5 июня 2010 года в Туймазинском районе Республики Башкортостан, ни регионального, ни межмуниципального характера, ни в границах (на территории) муниципального образования не была объявлена.
Согласно протоколу заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан от 21 июня 2010 года № 9 на территории муниципального района введена чрезвычайная ситуация не в связи с ураганом, прошедшим 5 июня 2010 года, а в связи с засухой.
Указанное свидетельствует о том, что требование на получение бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Республики Башкортостан необоснованны.
В соответствии с пунктом 1 Положения о порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Республики Башкортостан, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22 июня 2010 года № 218, на основании которого административный истец обосновывает свои требования, резервный фонд Правительства Республики Башкортостан создается для финансового обеспечения непредвиденных расходов и мероприятий республиканского значения.
В связи с чем, оснований для применения Положения № 218 в данном случае не имеется.
Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 06.06.2001 № 118, действовавшим на момент указанного события, утверждено положение о порядке формирования и выделения средств из резервного фонда правительства Республики Башкортостан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
В соответствии с пунктом 3.1 Положения финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера производилось за счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, органов государственной власти Республики Башкортостан и местного самоуправления, средств соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников.
При недостаточности указанных средств органы государственной власти Республики Башкортостан и местного самоуправления не позднее одного месяца со дня возникновения чрезвычайной ситуации могут обратиться в установленном порядке в правительство Республики Башкортостан с просьбой о выделении средств из резервного фонда на ликвидацию чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального уровней в соответствии с установленной классификацией чрезвычайных ситуаций.
В обращении должны быть указаны данные о количестве погибших и пострадавших людей, размере материального ущерба, выделенных и израсходованных на ликвидацию чрезвычайной ситуации средствах заявителей, страховых фондов и иных источников, а также о наличии у заявителей резервов материальных и финансовых ресурсов. Обращение, в котором отсутствуют указанные сведения, не рассматривается.
Пунктом 4.1 Положения были предусмотрены соответствующие мероприятия, связанные с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, на покрытие которых выделяются средства резервного фонда.
Вместе с тем, в данный перечень финансирование мероприятий по ликвидации последствий стихийных бедствий, приведших к гибели сельскохозяйственных культур, не было предусмотрено.
При этом в пункте 3.1 Положения было указано, что финансирование мероприятий по ликвидации последствий стихийных бедствий, приводящих к гибели сельскохозяйственных культур, осуществляется через систему страхования урожая.
Об этом неоднократно указывалось ФИО2 в соответствующих письмах правительства Республики Башкортостан и Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан.
Кроме того, в пункте 4.1 Положения было отмечено, что использование средств резервного фонда на другие цели запрещается.
Таким образом, правовых оснований для выплаты средств из резервного фонда правительства Республики Башкортостан не имелось.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.
В силу того, что физические лица не являются участниками бюджетного процесса, то согласно статье 152 БК РФ – положения БК РФ к отношениям с участием граждан не применимы.
Соответственно, перечисление бюджетных средств непосредственно физическому лицу БК РФ не предусматривается.
Кроме того, на основании пункта 1 статьи 219 КАС административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Суд соглашается с заявлением правительства РБ о том, что ФИО1 пропущен срок обращения в суд с административным исковым заявлением о защите нарушенных прав, учитывая, что письма Правительства Республики Башкортостан датированы 2013 годом, а активная конвективная деятельность на территории Туймазинского района РБ отмечалась в 2010 году.
Главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации урегулирован порядок рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих рассматриваются в рамках административного искового производства.
Поскольку оспариваемые действия правительства Республики Башкортостан совершены в соответствии с требованиями действующего законодательства, в рамках полномочий, предоставленных правительству Республики Башкортостан, суд соглашается с выводами правительства Республики Башкортостан об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска ФИО1
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░