Решение по делу № 2-407/2017 от 30.03.2017

Дело № 2-407/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Партизанск 20 апреля 2017 года

Партизанский городской суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Шкляр Е.А.,

при секретаре Булавкиной И.В.,

с участием:

истца – Колесникова А.В.,

представителя истца – Щукина О.Н.,

представителя ответчика – Божко Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колесникова А.В. к Администрации Партизанского городского округа Приморского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к ответчику о предоставлении жилого помещения, указывая, что он является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 27.5кв.м., на основании ордера №___ от <Дата>. Заключением межведомственной комиссии №___ от <Дата>. жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Согласно выписке из протокола №___ от <Дата> городской жилищной комиссии он признан «малоимущим» в целях постановки на учет в качестве нуждающегося в жилье, включен в список «Малоимущие». Согласно выписке из протокола №___ от <Дата> городской жилищной комиссии он включен в список «внеочередное обеспечение жильем». Иного жилья, кроме занимаемого, он не имеет. Просит обязать Администрацию Партизанского городского округа предоставить вне очереди Колесникову А.В. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, на состав семьи из одного человека, общей площадью не менее 27,5 кв.м., соответствующее санитарным и техническим нормам предоставления и расположенное на территории и в границах г.Партизанска Приморского края.

В судебном заседании истец и его представитель Щукин О.Н. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика с иском не согласна, пояснила, что дом признан аварийным, истец поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилье по двух очередям – «малоимущие» и «внеочередное обеспечение жильем». Но жилье должно предоставляться по очереди исходя из указанных списков, ведь перед ним в очередях есть другие люди и если требования истца на внеочередное предоставление жилого помещения будут удовлетворены, то тем самым, будут нарушены права иных лиц на получение жилья.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимной связи, приходит к следующему.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ч.1 ст.12 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Частью 3 ст.12 Конституции Российской Федерации установлено, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. При этом не имеет правового значения то, по чьей вине и когда жилое помещение истца пришло в непригодное для проживания состояние.

Согласно Конституции РФ каждый имеет право на жилище (ч.1 ст.40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.ч.2 и 3 ст.40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации (далее - ЖК РФ), вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в ЖК РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу ч. 1 ст. 49 ЖК РФ, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.

В соответствии со ст.49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2).

В соответствии со ст.52 Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст. ст. 53 и 55 ЖК РФ).

Согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч.2 ст.49, ч.1 ст.52 ЖК РФ).

Такое законодательное регулирование согласуется со ст.40 (ч.3) Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильём других очередников, от времени постановки на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очерёдности лиц равной категории.

Согласно ч.2 ст.57 ЖК РФ предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жильё должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жильё указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Иное толкование приведённых выше положений ст.57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очерёдности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

В силу ст.87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, которое в соответствии со ст.89 ЖК РФ должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населённого пункта.

Согласно ч.4 ст.15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 утверждено «Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», пунктом 7 которого установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в этом Положении требованиям (абз.1 пункта 7). Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда (абз.3 пункта 7).

Таким образом, в силу вышеуказанных норм права доказательством непригодности жилого помещения для проживания может являться лишь заключение межведомственной комиссии, созданной органом местного самоуправления.

В судебном заседании установлено следующее.

Согласно ордеру №___ от <Дата> Колесникову А.В. предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>.

Согласно выписке из ЕГРП жилое помещение по адресу: <адрес> имеет общую площадь 27.5 кв.м.

Из акта №___ от <Дата> следует, что было обследовано жилое помещение расположенное по адресу: <адрес>. Износ дома составляет 72.4%. согласно акту экспертизы №___Н от <Дата> физический износ дома составляет 70.94%, состояние жилого дома оценивается как аварийное, процент износа конструктивных элементов составляет от 70% до 80%.

При визуальном осмотре установлено, что квартира находится в неудовлетворительном состоянии; фундамент дома в разрушенном состоянии; наблюдается наличие глубоких трещин, отслоение штукатурного слоя стен и потолка; в подвале стоит вода; кирпичная кладка печной трубы частично разрушена.

Согласно заключению межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания №___ от <Дата> принято решение об аварийности многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>.

Согласно выписке из протокола №___ городской общественной комиссии по жилищным вопросам от <Дата> Колесников А.В. признан «малоимущим», так как среднемесячные доходы на одного человека составляют меньше установленного порогового значения для постановки на учет и включен в список «малоимущие» для предоставления ему жилого помещения.

Согласно выписке из протокола №___ городской общественной комиссии по жилищным вопросам от <Дата> Колесников А.В. признан нуждающимся в жилом помещении, та как жилое помещение не отвечает установленным для жилых помещений требованиям и включен в список «внеочередное обеспечение жилым помещением».

Из справки от <Дата> ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» филиал по Приморскому краю Производственный участок по ПГО Отделения №___ следует, что согласно архивным документам и учетным данным по состоянию на дату вступления в законную силу Федерального закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» за Колесниковым А.В. право собственности на недвижимое имущество, расположенное на территории Партизанского городского округа, не зарегистрировано.

Согласно уведомлению №___ от <Дата> филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра по Приморскому краю» в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах Колесникова А.В. на имеющиеся у него объекты недвижимости.

Таким образом, жилое помещение, которое истец в настоящее время занимает, непригодно для проживания, доказательств того, что истец может обеспечить себя жилым помещением самостоятельно, в судебное заседание не представлено, сведения о наличии у истца в собственности иного жилого помещения в материалах дела отсутствуют.

Суд полагает, что в судебном заседании объективная нуждаемость истца в жилом помещении нашла своё подтверждение.

Признание жилого помещения непригодным для проживания, равно как и не подлежащим ремонту или реконструкции, влечёт возникновение права на внеочередное предоставление жилого помещения, поскольку в силу пунктов 38, 47 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утверждённого Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47, признание жилого помещения непригодным для проживания свидетельствует о том, что данное жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обуславливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильём с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч.5 ст.57, ст.58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом, граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учёте (ст.55 ЖК РФ).

Следовательно, предоставление жилого помещения истцу, обладающего в силу п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ правом на предоставление жилого помещения вне очереди, возможно в соответствии с требованиями статей 87, 89 ЖК РФ.

Доводы представителя ответчика не могут служить основанием к отказу в исковых требованиях, поскольку юридически значимым обстоятельством по данному делу является именно тот факт, что жилое помещение, занимаемое истцом в настоящее время, признано непригодным для проживания. Доказательств наличия у истца возможности обеспечить себя жилым помещением самостоятельно, ответчиком в судебное заседание не представлено.

При таких обстоятельствах суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Таким образом, на ответчика надлежит возложить обязанность по предоставлению истцу вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, отвечающего установленным санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 27.5 кв.м., расположенное в границах города Партизанска Приморского края.

В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

На основании ч.1 ст.98 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в пользу Колесникова А.В. 300 рублей 00 копеек в возмещение понесённых им судебных расходов по уплате государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Колесникова А.В. к Администрации Партизанского городского округа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма - удовлетворить.

Обязать Администрацию Партизанского городского округа Приморского края предоставить Колесникову А.В. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 27.5 кв.м., расположенное в границах города Партизанска Приморского края.

Взыскать с Администрации Партизанского городского округа Приморского края в пользу Колесникова А.В. в возмещение понесённых судебных расходов по уплате государственной пошлины 300 рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Партизанский городской суд Приморского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено <Дата>.

Судья Е.А. Шкляр

2-407/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Колесников А.В.
Ответчики
Администрация Партизанского городского округа
Другие
Щукин О.Н.
Суд
Партизанский городской суд Приморского края
Дело на странице суда
partizansky.prm.sudrf.ru
30.03.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.03.2017Передача материалов судье
31.03.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.03.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.04.2017Подготовка дела (собеседование)
20.04.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.04.2017Судебное заседание
25.04.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.05.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.04.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее