Дело <НОМЕР>
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
19 марта 2012 года г. <АДРЕС>
Мировой судья судебного участка <НОМЕР> <АДРЕС> района <АДРЕС> Республики <АДРЕС> Бураева У.Н., рассмотрев в помещении суда (г.Улан-Удэ <АДРЕС>, 18) дело об административном правонарушении, предусмотренного ч.12 ст.19.5 Кодекса РФ об административном правонарушении в отношении ОАО ГТК «<АДРЕС>, расположенного по адресу: <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, 47 А,
У С Т А Н О В И Л:
Согласно протоколу об административном правонарушении, отделом надзорной деятельности по <АДРЕС> Главного Управления МЧС России по РБ В период с 16 февраля 2012г. по 21 февраля 2012г. в помещениях ОАО ГТК «<АДРЕС>, расположенного по адресу: <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, 47 А, была проведена внеплановая выездная проверка с целью надзора за выполнение ранее предложенных мероприятий по предписаниям по устранению требований пожарной безопасности <НОМЕР> от 24.05.2012 г., в результате которой выяснилось, что не выполнены пункты предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности в срок до 01.02.2012г., а именно: помещения не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не ниже 4 типа; не проведена замена технических средств автоматической пожарной сигнализации с истекшим сроком эксплуатации на новые, с учетом технической документации заводов изготовителей; не организовано техническое обслуживание системы автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (работы должны проводится специально обученным персоналом или специализированной организацией, имеющей лицензию по договору);не оснащено системами управления, защиты и связи, обеспечивающими перемещение пожарных подразделений на этажи зданий (сооружений) при пожаре.
В судебном заседании представитель ОАО ГТК «<АДРЕС> <ФИО1>, действующая на основании доверенности от 06.02.2012г. вину не признала, представила суду возражения на протокол об административном правонарушении, согласно которому в период с 17.05.2011 г. по 24.05.2011г. во исполнение-распоряжения Главного государственного инспектора Республики <АДРЕС> по пожарному надзору <ФИО2> <НОМЕР> от 16.05.2011г. силами главного специалиста надзорной деятельности по г. <АДРЕС> капитаном внутренней службы <ФИО3> была проведена проверка соблюдения Правил пожарной безопасности, в ходе которой обнаружены нарушения Правил пожарной безопасности. 24.05.2011 года ОАО "ГТК "Бурятия" было выдано состоящее из 7 пунктов предписание об устранении в срок до 01.01.2012 года имеющихся на территории гостиницы нарушений Правил пожарной безопасности. Актом проверки от 21.02.2012 года установлено, что из 7 пунктов предписания не выполнены 4 пункта. 21.02.2012 года по факту невыполнения предписания <НОМЕР> от 24.05.2011 года государственным инспектором г. <АДРЕС> Республики <АДРЕС> по пожарному надзору капитаном внутренней службы <ФИО3> в отношении ОАО "ГТК "Бурятия" было выдано новое предписание об устранении в срок до 01.01.2012 года оставшихся нарушений ППБ, в том числе:
оборудовать помещения системой оповещения и управления эвакуации людей при пожаре не ниже 4 типа по НПБ 104-2003;
выполнить замену технических средств автоматической пожарной сигнализации с истекшим сроком эксплуатации на новые, с учетом технической документации заводов изготовителей;
организовать техническое обслуживание системы пожарной сигнализации, людей при
пожаре;
оснастить системами управления, защиты и связи, обеспечивающими помещение пожарных подразделений на этажи здания (сооружений) при пожаре.
По результатам проверки 21.02.2012 года государственным инспектором г. <АДРЕС> Республики <АДРЕС> по пожарному надзору капитаном внутренней службы <ФИО3> в
отношении ОАО "ГТК "Бурятия" составлен протокол об административном правонарушении в области пожарной безопасности <НОМЕР> б/н за невыполнение требований предписания об устранении нарушений законодательства в сфере пожарной безопасности. ОАО ГТК <АДРЕС> были приняты все возможные меры для устранения нарушений ППБ, а работы по устранению оставшихся нарушений ППБ, указанные в предписании должностного лица, требуют значительных временных затрат, и установленный срок заведомо неисполним.
Диспозиция ст. 19.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за
невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления,
решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства. Объектом данного административного правонарушения является установленный законом порядок управления, и в частности контрольно-надзорные правоотношения, возникающие между субъектами контроля (надзора) и субъектами, деятельность которых подвергается контролю (надзору).
Объективную сторону правонарушения составляет невыполнение в установленный срок
законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства. Субъектом ответственности являются граждане, должностные лица, юридические лица. Субъективную сторону правонарушения характеризует умысел. До 23.12.2011 года собственником ОАО "ГТК "Бурятия" являлась-Российская Федерация и отсутствовало стороннее финансирование, предприятие объективно не имело возможности выполнить указанные мероприятия в установленные предписанием <НОМЕР> короткие сроки.
Ряд обстоятельств 2011 года существенно повлияли на финансовые возможности
предприятия: аварии на ТЭЦ-1 в зимний период 2011 года снизил поток туристов, проживающих в гостиничном комплексе, выросли тарифы на теплоэнергию, водоканализацию, увеличился налог ЕСН от фонда оплаты труда.
Исходя из финансовых возможностей предприятия ОАО ГТК "Бурятия" разработало реальный план мероприятий по выполнению предписаний на срок до 2014 года.
Кроме того, ОАО "ГТК "Бурятия" выполнило все мероприятия, выполнение которых возможно было обеспечить за счет собственных финансовых средств.
Установленный в предписании срок исполнения был заведомо неисполним для ОАО ГТК "Бурятия" с учетом финансового положения предприятия и поскольку данные нарушения требуют значительных временных затрат.
Из 7 пунктов предписания не выполнено 4 пункта. Не были выполнены работы, требующие значительных финансовых затрат. Администрации был предоставлен новый срок для устранения нарушений Правил пожарной безопасности (согласно плану мероприятий) - до 2014 года. Предписанием от 21.02.2012 года срок устранения нарушений установлен до 01.01.2013 года. Для устранения всех нарушений необходимы более длительные сроки и дополнительное финансирование.
ОАО ГТК "Бурятия" предприняты все зависящие от него меры для исполнения предписания должностного лица, т.е. исполняло свои должностные обязанности надлежащим образом. Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от <ДАТА15> N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица. В соответствии с ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. При таких обстоятельствах, в соответствии с положениями ст. 2.4 КоАП РФ ОАО ГТК "Бурятия" не является субъектом инкриминированного ему административного правонарушения и не подлежит административной ответственности по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ. Таким образом, в настоящем деле имеются неустранимые сомнения, которые трактуются в силу ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности.
Выслушав представителя ОАО ГТК «<АДРЕС>, изучив протокол об административном правонарушении <НОМЕР> от 21.02.2012г., акт проверки <НОМЕР> от 21.02.2011г., предписание <НОМЕР> от 24.05.2011г., суд приходит к выводу, что в действиях ОАО ГТК «<АДРЕС> отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.12 ст.19.5 Кодекса РФ об АП.
Субъективная сторона вменяемого ОАО ГТК «<АДРЕС> правонарушения предусматривает в рассматриваемом случае невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор выражается в прямом умысле.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 Кодекса РФ об АП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об АП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу части 2 этой же статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях эти данные устанавливаются, в том числе, протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и др.
24.05.2011г. генеральному директору ОАО ГТК «<АДРЕС> <ФИО4> было выдано предписание <НОМЕР> об устранении нарушений требований пожарной безопасности, срок исполнения предписания установлен 01.01.2012 г..
21.02.2012г. в ходе проверки установлено невыполнение пунктов указанного предписания, что подтверждается актом проверки соблюдения требований пожарной безопасности <НОМЕР>.
На основании ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно пояснениям ответчика мероприятия, указанные в предписании требуют значительных денежных затрат и временных. В обосновании своих доводов представителем ОАО ГТК «<АДРЕС> были представлены: локальный сметный расчет ООО «Контур», согласно которому стоимость установки пожарной сигнализации, системы звукового оповещения составляет 3 502 239 руб. Кредиторская задолженность ОАО ГТК «<АДРЕС> по состоянию на 23.12.2011г. составила 8 201026,57 руб., на 19.03.2012г. - 8 064 184,13 руб.
Суд считает, что сроки, указанные в предписании не являются разумными и достаточными для выполнения данного предписания. Кроме того, для выполнения пунктов предписания необходимы значительные денежные затраты.
В соответствии со ст.1.5 КоАП РФ - лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Судом не усматривается умысел ОАО ГТК «<АДРЕС> в невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор
Согласно ч.1 ст. 28.8 Кодекса РФ об АП при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 Кодекса РФ об АП, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных статьей 29.10 Кодекса РФ об АП.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 24.5, 29.9 и 29.10 КоАП РФ, мировой судья
П О С Т А Н О В И Л:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении ОАО Гостинично-туристический комплекс «<АДРЕС> по ч. 12 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса РФ об АП - за отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в <АДРЕС> районный суд <АДРЕС> в течение 10 дней с момента получения копии постановления.
Мировой судья У.Н. Бураева