Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Новобелокатай 10 июня 2013 года
Белокатайский районный суд Республики Башкортостан в составе:
Председательствующего судьи Нигматуллиной Р.Р.,
С участием прокурора Глухова С.В.,
При секретаре Никитиной К.Р.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Брычкина Ильи Дмитриевича, Брычкиной Гульфиры Габидулловны, Галлямова Альберта Резвановича, Галлямовой Танзили Тавизовны, Хусаинова Флариса Габидулловича, Хусаиновой Эльвиры Резвановны, Абдуллина Тагира Нуримановича, Кудриной Любови Николаевны на бездействие и незаконное решение территориальной избирательной комиссии МР Белокатайского района РБ (далее по тексту ТИК) от 01 марта 2013 года,
у с т а н о в и л:
Заявители обратились в суд с заявлением, в котором просят признать незаконным решение от 01 марта 2013 года ТИК МР Белокатайский район, об отказе включить в основной состав, предложенную кандидатуру Ярмухаметова Р.К., выдвинутую общим собранием сельских граждан в состав участковой избирательной комиссии (далее – УИК) избирательного участка № 1270 д. Кадырово в члены основного состава с правом решающего голоса, возложить на ТИК принять все меры по устранению нарушения и включить в члены основного состава УИК избирательного участка № 1270 д. Кадырово кандидатуру Ярмухаметова Р.К. с правом решающего голоса.
В обоснование требований указали, что 07 мая 2013 года узнали, что решением ТИК от 01 марта 2013 года было отказано включить в основной состав УИК, кандидатуру Ярмухаметова Р.К., выдвинутую, общим собранием граждан д. Кадырово Белокатайского района РБ от 26.01.2013 года в члены основного состава УИК избирательного участка №1270 с правом решающего голоса. Всего было предложено 12 кандидатур, пять из которых зачислены в основной состав УИК, оставшиеся 7 кандидатур зачислены в резервный состав, в том числе Ярмухаметов Р.К. Считают, данное решение ТИК необоснованным и незаконным, нарушающим их конституционные права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Также указывают, что неизвестно как проводился отбор кандидатов, свое решение ТИК не опубликовали в СМИ, что нарушает их право на получение и распространение информации, предусмотренное ст. 45 ФЗ № 93-ФЗ от 21.07.2005 года, № 143-ФЗ от 14.06.2011 года, и является бездействием ТИК. Решением ТИК состав сформирован из пяти человек. Хотя закон допускает от 6 до 9 членов. О принятом решении от 01.03.2013 года ТИК не известила заявителей.
В судебном заседании представитель заявителей по доверенности Брычкин И.Д. жалобу поддерживает по этим же основаниям. В прениях суду также в дополнение показал, что формирование состава УИК с правом решающего голоса по опыту работы в таких комиссиях законом не предусмотрено. Утверждение председателя ТИК в судебном заседании о том, что Ярмухаметову для работы в комиссии с правом решающего голоса не хватает грамотности, является оскорблением его, Ярмухаметова, личности.
В судебном заседании представитель по доверенности Ярмухаметов Р.К. заявление поддерживает по указанным в нем основаниям. Суду также показал, что в состав комиссии можно было выдвинуть больше членов, закон допускает до 6-9 членов, остановились на 5 членах. Как сформирована УИК, им неизвестна, информации в газете не было. Нарушено волеизъявление граждан дер. Кадырово, которые выдвинули Ярмухаметова с правом решающего голоса в состав УИК. В комиссии в течение 20 лет работают одни и те же лица. ТИК не учла мнение 45 жителей д. Кадырово. Амирова Л.А. выдвинута протоколом собрания жителей села из 4 человек, что является незаконным, в собрании должно участвовать более половины жителей села. Утверждение об отсутствии опыта работы в УИК незаконно, ТИК должна учить. У Амировой - избранного председателя УИК также нет высшего образования, как и у Ярмухаметова.
Привлеченный к делу председатель ТИК МР Белокатайский район РБ СафикановА.К. жалобу не признал, суду показал, что 01 марта 2013 года ТИК сформировала УИК, в том числе № 1270 в дер. Кадырово. УИК решено было сформировать из 5 членов, туда вошли трое Галлямова Г.А., Исхакова Ф.Я., Королева Е.П., которые были выдвинуты партиями, работающими в Государственной Думе, что является обязательным по закону. Амирова Р.Х. более 10 лет работает в УИК, имеет опыт работы, поэтому избрана председателем УИК, ее кандидатура выдвинута собранием избирателей по месту ее работы. Амирова Л.А. выдвинута по месту жительства избирателями из 4 человек, имеет опыт работы в УИК. Все решения ТИК по формированию УИК приняты простым открытым голосованием. Рассматривая кандидатуру Ярмухаметова ТИК учла уровень его грамотности, документы им оформляются с ошибками, в составе УИК с правом решающего голоса необходимо оформлять много документов. Его включили в резерв, будет проходить подготовку. Количество членов УИК решается по усмотрению ТИК, в УИК дер. Кадырово по закону могут работать 5 человек. Считает, что ТИК никаких нарушений закона не допустил, работа комиссии постоянно проверяется, замечаний по работе нет.
Выслушав явившихся в суд участников процесса, проверив материалы дела, исследовав и оценив доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 27 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", участковые комиссии формируются в период избирательной кампании, кампании референдума в сроки, установленные законом, для обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума и подсчета голосов избирателей, участников референдума. На выборах в органы местного самоуправления, при проведении местного референдума полномочия участковой комиссии могут быть возложены на иную комиссию, действующую в границах избирательного участка, участка референдума.
Согласно ст. 22 ФЗ N 67 от 12.06.2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в редакции от 25.07.2011 г.) избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Формирование указанных избирательных комиссий осуществляется также на основе предложений политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты, предложений других политических партий и иных общественных объединений. В избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждой политической партии, от каждого избирательного объединения, иного общественного объединения. Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной второй от общего числе членов участковой избирательной комиссии. Обязательно письменное согласие гражданина РФ на вхождение в состав избирательной комиссии, в том числе участковой избирательной комиссии.
В соответствии со ст. 27 вышеуказанного Федерального закона N 67-ФЗ от 12.06.2002 года формирование участковой комиссии осуществляется вышестоящей комиссией на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, а также предложений представительного органа муниципального образования, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы.
В соответствии со ст. 18 вышеназванного Закона ФЗ N 51 решение избирательной комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 31 января 2013 года Ярмухаметов обратился с заявлением в ТИК о назначении членом участковой избирательной комиссии избирательного участка N 1270 д. Кадырово с правом решающего голоса на основании протокола собрания избирателей по месту жительства об этом от 26 января 2013 года.
Согласно протокола собрания жителей д. Кадырово МР Белокатайский район N 1 от 26 января 2013 года кандидатура Ярмухаметова была выдвинута для назначения членом участковой избирательной комиссии избирательного участка N 1270 д. Кадырово с правом решающего голоса.
В суде установлено, что за период приема предложений от кандидатов на включение в состав членов УИК избирательного участка N 1270 поступило 12 заявлений, в том числе с кандидатурой Ярмухаметова Р.К.
01 марта 2013 года ТИК принято решение о составе участковой избирательной комиссии избирательного участка N 1270 д. Кадырово, Ярмухаметов включен в резерв состава УИК избирательного участка № 1270 д. Кадырово.
Решением территориальной избирательной комиссии от 01.03.2013 года в состав УИК были включены: Амирова Р.Х., выдвинутая собранием избирателей по месту работы; Амирова Л.А., выдвинутая собранием избирателей по месту жительства; Галлямова Г.А., выдвинутая Башкортостанским региональным отделением Всероссийской политической партии «Единая Россия»; Исхакова Ф.Я., выдвинутая Башкортостанским региональным отделением политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ»; Королева Е.П., выдвинутая Башкирским республиканским отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».
По протоколу № 17 заседания ТИК МР Белокатайский район от 01.03.2013 года, комиссией рассматривались вопросы о формировании УИК МР Белокатайский район для подготовки и проведения выборов и референдумов на территории МР Белокатайский район на 2013-2020 годы, и назначение председателей УИК, в том числе разрешался вопрос по формированию УИК № 1270. Из протокола следует, что было принято решение о формировании УИК № 1270 в составе 5 членов комиссии, председателем назначена Амирова Р.Х., проголосовало «за» 6 членов комиссии, «воздержавшихся» и «против» нет.
Согласно п.1 ст. 21 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" участковая избирательная комиссия формируется вышестоящей территориальной избирательной комиссией со следующим количеством членов в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка: до 1001 избирателя - 3 - 9 членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, поэтому само по себе решение ТИК о количестве членов УИК в дер. Кадырово в составе 5 человек не является незаконным.
О принятом решении ТИК Ярмухаметов Р.К., или жители д. Кадырово извещены не были.
Заявления от всех членов, избранных в состав УИК с правом решающего голоса, поступили в УИК 30 января 2013 года на одинаковых бланках. Председатель ТИК суду показал, что заявление от Ярмухаметова поступило ранее – 26 января 2013 года, заявление им изготовлено самостоятельно.
Суд считает, что протокол собрания избирателей с. Кадырово от 26 января 2013 года о выдвижении кандидатом в УИК с правом решающего голоса Ярмухаметова является законным, в нем указано место и время проведения, даже имеются в протоколе подписи 45 граждан, участвующих при выдвижении.
Кандидатура Амировой Р.Х. выдвинута собранием избирателей по месту работы, однако в протоколе собрания не указана дата его проведения, поэтому суд считает, что данная кандидатура в состав УИК включена необоснованно, так как нет установленного законом порядка выдвижения по месту работы.
Кандидатура Амировой Л.А. выдвинута собранием избирателей по месту жительства 30 января 2013 года, где присутствовали 4 человека, поэтому суд считает, что включение данной кандидатуры в состав УИК должно быть ТИК оговорено особо, так как волеизъявлению 45 избирателей отдается предпочтение волеизъявлению 4 человек по формированию УИК с правом решающего голоса.
Исходя из положений ст. ст. 22, 27 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ст.ст. 21,26 Кодекса РБ о выборах, а также учитывая Методические рекомендации о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий, утвержденные постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 17.02.2010 г. N 192/1337-5, пунктом 1.1.5 которых предусмотрено, что при формировании избирательной комиссии рекомендуется учитывать принцип преемственности в ее работе, целесообразность назначения в ее состав лиц, имеющих высшее юридическое образование или ученую степень в области права либо иное высшее профессиональное образование, опыт организации и проведения выборов, референдумов, участие молодежи в работе избирательных комиссий, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение принято и оформлено с нарушением указанных положений.
Из протокола заседания ТИК от 01.03.2013 года не усматривается какие кандидатуры были рассмотрены ТИК, по каким критериям проходил отбор кандидатов, что являлось определяющим при утверждении той или иной кандидатуры, в протоколе только указано о численном составе УИК № 1270 и назначении ее председателя. Протокол не содержит данных о голосовании членов ТИК по каждому кандидату при формировании УИК.
При таких обстоятельствах, решение ТИК от 01.03.2013 года о формировании участковой избирательной комиссии № 1270 нельзя признать законным и обоснованным, представителем ТИК не представлено доказательств о полном и объективном рассмотрении всех поступивших предложений.
Доводы председателя ТИК о том, что было также отдано предпочтение политическим партиям, нельзя признать состоятельными, так как противоречит действующему законодательству, которое не устанавливает указанного приоритета, принимая во внимание п. 4 ст. 13 Конституции Российской Федерации, закрепляющей равенство общественных объединений перед законом.
Федеральным законом N 67-ФЗ от 12.06.2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлена обязанность вышестоящей комиссии (в данном случае ТИК) только в части назначения не менее одной второй от общего числа членов участковой комиссии на основе поступивших предложений от политических партий и избирательных объединений, указанных в ч. 5 ст. 27 Федерального закона N 67-ФЗ от 12.06.2002.
Согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Принимая решение о признании незаконным решения ТИК от 01.03.2013 года, суд принимает во внимание, что согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований и предрешать существо решения, которое должно быть принято должностным лицом. Таким образом, суд не вправе возложить на ТИК обязанность включить в основной состав избирательного участка № 1270 Ярмухаметова Р.К.
В связи с тем, что данным решением суда затрагиваются права и свободы неопределенного круга лиц (избирателей избирательного участка № 1270), суд определяет способ размещения информации о принятом решении суда, обеспечивающий свободный доступ к этой информации посредством размещения на информационном стенде ТИК МР Белокатайский район и администрации СП Атаршинский сельсовет МР Белокатайский район РБ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Жалобу Брычкина Ильи Дмитриевича, Брычкиной Гульфиры Габидулловны, Галлямова Альберта Резвановича, Галлямовой Танзили Тавизовны, Хусаинова Флариса Габидулловича, Хусаиновой Эльвиры Резвановны, Абдуллина Тагира Нуримановича, Кудриной Любови Николаевны на бездействие и незаконное решение территориальной избирательной комиссии МР Белокатайского района РБ от 01 марта 2013 года удовлетворить частично.
Признать решение территориальной избирательной комиссии муниципального района Белокатайского района РБ от 01 марта 2013 года № 659 о составе участковой избирательной комиссии № 1270 муниципального района Белокатайский район незаконным, и возложить на территориальную избирательную комиссию МР Белокатайского района РБ обязанность принять меры для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителей.
В остальной части жалобы отказать.
Разместить текст настоящего решения в полном объеме, на информационных стендах территориальной избирательной комиссии МР Белокатайского района и администрации СП Атаршинский сельсовет МР Белокатайский район РБ.
На решение могут быть поданы жалоба и представление в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия через Белокатайский районный суд РБ.
Председательствующий судья: /подпись/ Нигматуллина Р.Р.
№
№