Дело №
З А О Ч Н О Е
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Борисоглебск 06 марта 2017 года
Борисоглебский городской суд Воронежской области в составе: председательствующего-судьи Бачманова Ю.М.,
при секретаре Извозчиковой М.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Коваль Т. В. к Азарных А. Н. о признании договора купли-продажи земельного участка частично недействительным, признании права собственности на земельный участок, включении земельного участка в состав наследственного имущества,
установил:
Коваль Т.В. обратилась в суд с иском, пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ между Азарных А. Н. и ее братом <данные изъяты> был заключен договор купли-продажи жилого дома, расположенного на земельном участке размером 2 675кв.м. по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> умер, не оформив право собственности на указанный жилой дом и земельный участок. Единственным наследником к его имуществу является истица.
Как утверждает Коваль Т.В., после смерти <данные изъяты>. открылось наследство.
По утверждению истицы, она своевременно обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства, но ей было отказано, поскольку в договоре купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ площадь земельного участка указана 2675 кв.м, вместо правильного 2500 кв.м.
Решением Малого Совета народных депутатов Ульяновского сельского Совета Борисоглебского района № от ДД.ММ.ГГГГ в собственность Азарных А. Н. передан земельный участок размером 2500 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.
Коваль Т.В. намерена оформить свои права на наследственное имущество, однако, ввиду наличия указанных несоответствий в правоустанавливающих документах, это не представляется возможным сделать.
Истец просит суд признать договор купли-продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ недействительным в части указания площади земельного участка и считать, что <данные изъяты> купил у Азарных А.Н. жилой дом, расположенный на земельном участке площадью 2500 кв.м по адресу: <адрес>, признать за <данные изъяты>, умершим ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на указанный земельный участок, включив его в состав наследственного имущества.
Истица Коваль Т.В., извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась. Ее представитель Самохин В.К.. допущенный к участию в деле по устному ходатайству истца, заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации БГО в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, от него поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик Азарных А.Н. в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела также извещен надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться путем признания права.
В силу п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещения которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом; в силу ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» земельный участок является самостоятельным объектом недвижимого имущества, права на которое подлежат государственной регистрации.
Судом установлено, что согласно решению Малого Совета народных депутатов Ульяновского сельского Совета Борисоглебского района № от ДД.ММ.ГГГГ в собственность Азарных А. Н. передан земельный участок размером 2500 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.
На основании указанного решения Азарных А.Н. ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство № на право собственности на землю Борисоглебского района Воронежской области (л.д. 18).
ДД.ММ.ГГГГ между Азарных А. Н. и <данные изъяты> был заключен договор купли-продажи жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Данный договор был удостоверен нотариусом Борисоглебского нотариального округа Воронежской области <данные изъяты> и зарегистрирован в реестре за №.
Указанный договор купли-продажи дома подлежал регистрации в Главном управлении Федеральной регистрационной службы по Воронежской области.
Согласно справке, выданной Ульяновским территориальным отделом администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области № от ДД.ММ.ГГГГ на момент смерти <данные изъяты> был зарегистрирован по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> умер, что подтверждается свидетельством о смерти серия <адрес> №, выданным ДД.ММ.ГГГГ территориальным отделом ЗАГС Борисоглебского района управления ЗАГС Воронежской области.
Из сообщения нотариуса нотариального округа Борисоглебского городского округа Воронежской области № от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что Коваль Т.В. имеет право наследования по закону на имущества умершего ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>
В соответствии с ч. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 549 ГК РФ по договору купли – продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество.
Договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (п. 2 ст. 434 ГК РФ). Несоблюдение формы договора продажи недвижимости влечет его недействительность (ст. 550 ГК РФ).
Поскольку сторонами сделки были соблюдены требования ст. 550 ГК РФ к форме договора купли – продажи недвижимости, спорный договор никем не оспаривается по основаниям, предусмотренным параграфом 2 главы 9 ГК РФ, претензий по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ стороны друг к другу не имеют, обязательства обоюдно выполнены, расчеты произведены полностью, суд считает возможным признать за <данные изъяты> право собственности на земельный участок площадью 2 500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, и признать договор купли-продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Азарных А. Н. и <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, недействительным в части указания площади земельного участка, считать, что <данные изъяты> приобрел у Азарных А. Н. жилой дом на земельном участке площадью 2500 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», следует, что при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Изложенное служит основанием для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 237 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Коваль Т. В. удовлетворить.
Признать договор купли-продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Азарных А. Н. и <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, недействительным в части указания площади земельного участка, и считать, что <данные изъяты> приобрел у Азарных А. Н. жилой дом на земельном участке площадью 2500 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.
Признать за <данные изъяты>, умершим ДД.ММ.ГГГГ., право собственности на земельный участок площадью 2 500 кв.м. расположенный по адресу: <адрес>
Включить земельный участок площадью 2 500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> в состав наследства, открывшегося после смерти <данные изъяты> умершим ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: п/п