Судья Вакуленко Л.П. №33-1748/2017
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 мая 2017 г. г. Петрозаводск
Судебная коллегия по гражданским деламВерховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З.,
судей Стракатовой З.Е., Душнюк Н.В.
при секретаре Мариной Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика администрации Сортавальского муниципального района на решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 03 марта 2017 года по гражданскому делу по иску Ильинского А. А.ча к администрации Сортавальского муниципального района, Министерству социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Заслушав доклад судьи Стракатовой З.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ильинский А.А. обратился в суд с иском к администрации Сортавальского муниципального района, Министерству социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по тем основаниям, что распоряжением администрации Сортавальского муниципального района от ХХ.ХХ.ХХг. № он был определен в детское государственное учреждение. При этом за ним было сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: Республика Карелия, (.....). Истец указал, что распоряжением администрации Сортавальского муниципального района от 17 декабря 2014г. № 2301 установлен факт невозможности его проживания в ранее занимаемом жилом помещении и он внесен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным. Истец отмечал, что до настоящего времени администрацией Сортавальского муниципального района не приняты какие-либо действия по предоставлению ему жилого помещения. В связи с чем, Ильинский А.А. просил обязать администрацию Сортавальского муниципального района предоставить ему жилое помещение на основании договора специализированного найма как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Определением судьи Сортавальского городского суда Республики Карелия от 06 февраля 2017г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен орган опеки и попечительства Сортавальского муниципального района.
Решением Сортавальского городского суда Республики Карелия от 03 марта 2017 г. исковые требования удовлетворены частично. Суд обязал администрацию Сортавальского муниципального района предоставить Ильинскому А. А.чу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда площадью не ниже нормы предоставления, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения в границах Сортавальского городского поселения. В удовлетворении иска к Министерству социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия суд отказал. Взыскал с администрации Сортавальского муниципального района в пользу Ильинского А. А.ча расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
С решением суда не согласен ответчик администрация Сортавальского муниципального района.
В апелляционной жалобе представитель администрации Сортавальского муниципального района Грацианова Т.А., действующая на основании доверенности, просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе Ильинскому А.А. в удовлетворении исковых требований. Указывает, что гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные федеральным и региональным законодательством, являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации. Отмечает, что в соответствии с требованиями Закона Республики Карелия от 28 ноября 2005 г. №921-ЗРК "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет передаваемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Обращает внимание на то, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Ссылается на отсутствие денежных средств для приобретения жилых помещений лицам, к категории которых принадлежит Ильинский А.А., поскольку выделенные для этих целей субвенции освоены в порядке очередности в рамках исполнения уже вступивших в законную силу решений судов о предоставлении детям-сиротам жилых помещений по договорам социального найма. При таких обстоятельствах полагает необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что отсутствие надлежащего финансирования не может служить основанием для отказа в обеспечении Ильинского А.А. жильем по договору социального найма.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец Ильинский А.А., представители ответчиков администрации Сортавальского муниципального района, Министерства социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия, представитель третьего лица органа опеки и попечительства Сортавальского муниципального района не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Статьей 7 Конституции РФ Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. "ж" ч. 1 ст. 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
В силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Федерального закона от 29 февраля 2012г. № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
На основании подпункта 2 п. 4 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. №159-ФЗ проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Согласно п. 7 ст. 8 указанного Закона по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 этой же статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п. 8 ст. 8 Закона).
В силу п. 9 ст. 8 вышеназванного закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с подп. "з" п. 2 ч. 2 ст. 4 Закона Республики Карелия от 28 ноября 2005 № 921-ЗРК орган исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченный Правительством Республики Карелия, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с ч. 6 ст. 3 данного Закона. Таким органом является Министерство социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия, которому для формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, предоставляются сведения органами местного самоуправления.
Порядок предоставления благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержден постановлением Правительства Республики Карелия № 129-П от 16 июня 2013г.
Согласно ч. 1 ст. 4 указанного Закона Республики Карелия и п. 4, п. 6 Порядка предоставления благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 16 апреля 2013г. № 129-П, решение об однократном предоставлении благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в п. 1 настоящего Порядка, принимается органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, наделенными Законом Республики Карелия от 28 ноября 2005 года № 921-ЗРК "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" государственным полномочием Республики Карелия по принятию указанного решения на основании списка. Договор найма специализированного жилого помещения заключается органом местного самоуправления с лицом, указанным в п. 1 настоящего Порядка, в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении ему благоустроенного специализированного жилого помещения.
На основании п. 3 указанного Порядка благоустроенные специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений однократно предоставляются лицам, указанным в п. 1 настоящего Порядка, по месту их жительства в границах соответствующего муниципального района или городского округа.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, решением Сортавальского городского суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХг. И.., являющаяся матерью истца Ильинского А.А., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, была ограничена в отношении сына в родительских правах.
Распоряжением администрации Сортавальского муниципального района от ХХ.ХХ.ХХ Ильинский А.А. определен в детское госучреждение, за ним сохранено право пользования жилым помещением по адресу: Республика Карелия, (.....).
Решением Сортавальского городского суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХг. И. лишена родительских прав в отношении сына Ильинского А.А.
Сведения об отце ребенка записаны со слов матери.
В соответствии с имеющейся в деле справкой ГБУ СО РК "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, №" с ХХ.ХХ.ХХг. по ХХ.ХХ.ХХг. Ильинский А.А. являлся воспитанником (.....), находился на полном государственном обеспечении.
Согласно справке ГБПО РК "Лахденпохский техникум" от ХХ.ХХ.ХХ № Ильинский А.А. с ХХ.ХХ.ХХг. по ХХ.ХХ.ХХг. обучался в данном образовательном учреждении по очной форме обучения, находился на полном государственном обеспечении.
Как следует из санитарно-эпидемиологического заключения Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в г. Сортавала, Питкярантском, Лахденпохском и Олонецком районах от ХХ.ХХ.ХХ №, жилое помещение, расположенное по адресу: Республика Карелия, (.....), не соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
Распоряжением администрации Сортавальского муниципального района от ХХ.ХХ.ХХг. № установлен факт невозможности проживания истца в ранее занимаемом помещении, Ильинский А.А. внесен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Контроль за исполнением указанного распоряжения возложен на орган опеки и попечительства администрации Сортавальского муниципального района.
Ответчиком администрацией Сортавальского муниципального района не оспаривается право истца на обеспечение жилым помещением как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
Возлагая на администрацию Сортавальского муниципального района обязанность по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда площадью не ниже нормы предоставления, отвечающего санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения в границах Сортавальского городского поселения, суд обоснованно исходил из того, что в настоящее время Ильинский А.А., не имеющий возможности проживать в ранее занимаемом им жилом помещении, подлежит обеспечению специализированным жилым помещением в соответствии с приведенными выше требованиями действующего законодательства.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Определяя надлежащим ответчиком администрацию Сортавальского муниципального района, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона Республики Карелия от 28 ноября 2005г. № 921-ЗРК "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Законом Республики Карелия от 21 декабря 2016г. №1968 "О бюджете Республики Карелия на 2017 год и плановый период 2018г. и 2019 г.", которым предусмотрены субвенции на обеспечение жилыми помещениями указанной категории граждан, правомерно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований к Министерству социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия.
Оснований для несогласия с данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не находит, полагая их соответствующими действующим нормам материального права.
Доводы ответчика администрации Сортавальского муниципального района, изложенные в апелляционной жалобе, о том, что денежные средства, выделенные на предоставление жилых помещений детям-сиротам по договорам социального найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета Республики Карелия, должны быть освоены в порядке очередности возбужденных исполнительных производств, на момент составления мотивированного решения количество которых составило 10, по предоставлению жилых помещений детям-сиротам по договорам социального найма специализированных жилых помещений, являлись предметом обсуждения в суде первой инстанции, им дана судом правильная правовая оценка, в связи с чем они не могут являться основанием для отмены решения суда по вышеизложенным обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы ответчика по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияют на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 03 марта 2017 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика администрации Сортавальского муниципального района – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи