Дело № 2-4890/2011
Решение
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ. года
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи Москвина К.А.
при секретаре Зинченко С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Муратовой А.В. о признании незаконным бездействия Управления архитектуры и Градостроительства Администрации ... района в выдаче градостроительного плана земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Муратова А.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Управления архитектуры и Градостроительства Администрации ... района в выдаче градостроительного плана земельного участка, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ.г. она обратилась в Администрацию г.п.... с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка. Данное заявление было перенаправлено уполномоченному органу - Управлению архитектуры и Градостроительства Администрации ... района. В установленный законом срок заявителю градостроительный план земельного участка не выдан. Управление архитектуры, требует от заявителя представления дополнительных документов, не предусмотренных законом.
Заявитель Муратова А.В. в судебное заседание явилась, на заявленных требованиях настаивала.
Представитель Управления архитектуры и Градостроительства Администрации ... района Бадалина Т.В. в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения требований Муратовой А.В.
Суд, выслушав мнение лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, установил следующее.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Как следует из материалов дела, Муратова А.В. ДД.ММ.ГГГГ.г. обратилась в Администрацию г.п.... с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка (далее - ГПЗУ), которому присвоен входящий номер 2.10/256 л.д.6).
Данное заявление было перенаправлено уполномоченному органу - Управлению архитектуры и Градостроительства Администрации ... района, что подтверждается пояснениями ФИО1, данными в ходе судебного разбирательства и ответами управления архитектуры на входящий номер №... (номер подано заявления).
В соответствии с пунктом 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Из анализа указанной нормы права следует, что в течении тридцати дней заявителю должен быть выдан градостроительный план земельного участка, либо отказано в его выдаче.
Из материалов дела усматривается, что в установленные законом сроки градостроительный план земельного участка заявительнице не выдан, отказ в выдаче данного плана также не выносился.
Таким образом, Управлением архитектуры и Градостроительства Администрации ... района совершено бездействие, законность которого подлежит поверки по настоящему делу.
Анализ частей 2 и 3 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ позволяет сделать вывод, что документация по планировке территории готовится применительно к любым земельным участкам, как предназначенных для строительства, так и не подлежащих застройке.
В соответствии с п. 3 ст. 44 ГрК РФ в составе градостроительного плана земельного участка указываются:
1) границы земельного участка;
2) границы зон действия публичных сервитутов;
3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);
6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;
7) информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия);
8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Таким образом, в градостроительном плане, в том числе, указываются места допустимого размещения зданий, строений, сооружений, информация о разрешенном использовании земельного участка, требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке.
В силу этого, ГПЗУ по своему содержанию является не правоустанавливающим или правоподтверждающим документом, а документом, содержащим информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах земельного участка, поставленного на кадастровый учет.
Соответственно, подготовка и выдача ГПЗУ по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица является безусловной обязанностью уполномоченного органа.
При этом закон не обуславливает реализацию заявителями права на получение этой информации обоснованием целей, для которых она истребуется.
Поскольку в ГПЗУ отражаются уже установленные разрешения и ограничения в пределах земельного участка, то эти разрешения и ограничения фиксируются на дату выдачи ГПЗУ.
Частью 2 ст. 44 ГрК РФ установлено, что подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе либо проекта межевания территории, либо в виде отдельного документа.
Критерием разграничения в этом случае является:
подготовка проекта межевания территории как часть реализации требований федерального законодательства о градостроительной деятельности, которая осуществляется соответствующими органами исполнительной власти и местного самоуправления. При этом подготовка проекта межевания территории является составной частью документации по проекту планировки территории. Данная работа производится вне зависимости от наличия либо отсутствия обращений физических или юридических лиц в порядке, установленном ч. ч. 1 - 16 ст. 46 ГрК РФ.
Иной порядок определен федеральным законодательством для подготовки ГПЗУ по обращениям физических или юридических лиц. В соответствии с ч. 17 ст. 46 ГрК РФ в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Соответственно, отсутствие утвержденного проекта межевания, как и отсутствие градостроительной документации, содержащей параметры и ограничения возможного строительства, реконструкции на данном земельном участке, не может служить основанием для отказа в подготовке и выдаче физическому лицу ГПЗУ. Строго формально, отсутствие указанных документов может свидетельствовать об отсутствии каких-либо ограничений на момент подготовки ГПЗУ.
Согласно ст. 51 Градостроительного кодекса РФ ГПЗУ прикладывается к заявлению о подготовке и выдаче разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, то есть является необходимым документом для получения разрешений на строительство.
Однако, это не означает, что ГПЗУ выдается только в том случае, если обратившееся за ним лицо намеревается осуществлять строительство либо реконструкцию объектов капитального строительства, поскольку лицо в любом случае вправе знать о градостроительных разрешениях и ограничениях на земельном участке, в том числе и в целях решения для себя вопроса о градостроительных перспективах использования данного земельного участка.
При этом, как уже указывалось выше, согласно ст. 41 ГрК РФ как часть документации по планировке территории ГПЗУ готовится применительно к любым земельным участкам, как предназначенных для строительства, так и не подлежащих застройке.
В силу изложенного, с учетом того, что Муратовой А.В. были представлены все необходимые для оформления ГПЗУ документы, бездействие Управления архитектуры и предложение представить дополнительные документы, не могут быть признаны законными.
По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Между тем, в ходе судебного разбирательства, представитель Управления не представила каких-либо доказательств, что оспариваемое бездействие соответствует требованиям действующего законодательства.
Учитывая, что в силу положений ГрК РФ физическое лицо безусловно вправе получить информацию о градостроительных разрешениях и ограничениях на земельном участке, находящемся у него в правомерном владении, то бездействие управления по выдаче в установленный законом тридцатидневный срок ГПЗУ нарушает права и законные интересы Муратовой А.В.
При таких обстоятельствах суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие Управления архитектуры и Градостроительства Администрации ... района в выдаче градостроительного плана земельного участка.
Обязать Управление архитектуры и Градостроительства Администрации ... района в тридцатидневный срок выдать Муратовой А.В. градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: АДРЕС.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 10 дней.
Судья Москвин К.А.