Решение по делу № 2-40/2017 (2-1137/2016;) от 17.11.2016

Дело №2-40/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Чегдомын                              17 января 2017 года

Верхнебуреинский районный суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Ханбикова Р.М.

с участием

представителя ответчика Кременчуцкой Р.Н. – Николайчук И.И. участвующей в деле по доверенности от 25.12.2013,

представителя третьего лица – администрации Верхнебуреинского района Самсанкова О.Е.,

при секретаре Пявка О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства строительства Хабаровского края к Кременчуцкой Р.Н. об обязании вернуть в федеральный бюджет сумму полученной жилищной субсидии,

УСТАНОВИЛ:

Министерство строительства Хабаровского края обратилось в Верхнебуреинский районный суд к ответчику с указанным исковым заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства.

23.06.2015 министерством строительства Хабаровского края на основании Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее - Федеральный закон № 125-ФЗ) гражданке Кременчуцкой Р.Н. оформлен государственный жилищный сертификат серии ПС , подтверждающий ее право на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии (единовременной социальной выплаты) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищная субсидия) в соответствии с нормами Федерального закона № 125-ФЗ. Указанный сертификат вручен гр. Кременчуцкой Р.Н. администрацией Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края, на которую в соответствии с со ст. 3 Федерального закона № 125-ФЗ возложены полномочия по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий (Закон Хабаровского края от 26.10.2005 № 306 «О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»).

В период с 13 по 20 сентября 2016 года комиссией ФКУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Минстроя России проведена проверка деятельности министерства строительства Хабаровского края на предмет полноты и качества осуществления отдельных полномочий, в т.ч. в части реализации на территории Хабаровского края Федерального закона № 125-ФЗ.

В ходе проверки комиссией установлено, что Министерством допущено нарушение абзаца девятого ст. 5 Федерального закона № 125-ФЗ и п. 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы (далее - Правила выпуска и реализации сертификатов), выразившееся в том, что при принятии решения об оформлении государственного жилищного сертификата Кременчуцкой Р.Н. не были учтены члены ее семьи, подлежащие включению в состав семьи согласно приведенным нормам, а именно дочь Николайчук И.И., которая согласно справке паспортного стола ООО «Мастер Плюс» от 02.02.2015 постоянно проживает с матерью по адресу: <адрес>.

Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ с требованием устранить допущенные нарушения.

Во исполнение указанного предписания, истцом предъявлен настоящий иск к получателю государственного жилищного сертификата.

Ввиду неисполнения Кременчуцкой Р.Н. обязанности, предусмотренной Федеральным законом № 125-ФЗ и п. 17 Правил выпуска и реализации сертификатов, выразившейся в неуказании полного состава членов семьи, отсутствовали основания для выдачи Кременчуцкой Р.Н. государственного жилищного сертификата на получение жилищной субсидии.

С позиции гражданского законодательства, неправомерно полученная Кременчуцкой Р.Н. жилищная субсидия является неосновательным обогащением (ст. 1102 ГК РФ).

В целях защиты интересов государства в части расходования бюджетных средств, министерство полагает, что допущенное нарушение может быть устранено Кременчуцкой Р.Н. путем возврата полученной жилищной субсидии в федеральный бюджет.

Просит суд обязать Кременчуцкую Р.Н. возвратить в федеральный бюджет сумму полученной жилищной субсидии (единовременной социальной выплаты) на приобретение или строительство жилых помещений как гражданину, выезжающему из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в размере <данные изъяты>) рубля.

В судебное заседание представитель Министерства строительства Хабаровского края не прибыл, извещен о времени и месте слушания дела надлежащим образом.

Ответчик Кременчуцкая Р.Н. в судебное заседание не прибыла, извещена о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Представитель ответчика Николайчук И.И. в судебном заседании не согласилась с исковыми требованиями и просила отказать в их удовлетворении, пояснив суду, что ее мать Кременчуцкая Р.Н. действительно получила жилищный сертификат для приобретения жилья в связи с переселением из местности, приравненной к району Крайнего Севера. Размер субсидии рассчитывался из количества переселяющихся лиц. В данном случае только на одну Кременчуцкую Р.Н. Мать не стала включать ее (Николайчук И.И.) в число участников подпрограммы по переселению, поскольку она (Николайчук И.И.) переселяться не собиралась, так как в Верхнебуреинском районе у нее семья, работа, квартира. Считает, что участие в подпрограмме носит добровольный характер.

Представитель третьего лица – администрации Верхнебуреинского района Самсанков О.Е. суду пояснил, что на администрацию Верхнебуреинского района возложены полномочия в части учета лиц, имеющих право на получение жилищных субсидий. При этом действующим законодательством не предусмотрена обязанность всех членов семьи лица, имеющего право на получение субсидии, переселятся из районов Крайнего Севера, так как такое переселение носит добровольный, а не принудительный характер. Поэтому, каких либо нарушений законодательства в действиях Кременчуцкой Р.Н. администрация Верхнебуреинского района не видит. В действиях самой администрации района также каких-либо нарушений не имеется, поскольку решение о выдаче жилищного сертификата принималось Министерством строительства края.

Третье лицо Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ своего представителя в судебное заседание не направило, о слушании дела извещено в установленном законом порядке.

В судебном заседании были установлены следующие обстоятельства.

05.02.2009 Кременчуцкая Р.Н. обратилась с заявлением (рапортом) к главе Верхнебуреинского муниципального района о включении её в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Состав семьи – дочь Николайчук И.И. ДД.ММ.ГГГГ г.р., внуки ФИО1, ФИО2 (л.д. 76)

Постановлением главы Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края от 08.02.2010 Кременчуцкая Р.Н. признана участником подпрограммы граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (л.д. 79).

23.06.2015 Министерством строительства Хабаровского края Кременчуцкой Р.Н. выдан государственный жилищный сертификат серия ПС как участнику подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.г., в соответствии с условиями подпрограммы предоставлена за счет средств федерального бюджета социальная выплата в размере <данные изъяты>) рубля для приобретения жилого помещения на территории Хабаровского края, рассчитанная с учетом норматива общей площади жилого помещения 33 кв.м., норматива стоимости 1 кв.м., повышающего коэффициента к нормативу стоимости 1 кв.м. общей площади жилого помещения 1.20. Срок предъявления сертификата в банк до 23.08.2015 (л.д. 5).

Из копии паспорта, справки МСЭ, копии справки ООО «Мастер плюс» следует, что Кременчуцкая Р.Н. зарегистрирована по адресу <адрес>, совместно с ней значатся зарегистрированными дочь Николайчук И.Н., внуки ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р.и ФИО1ДД.ММ.ГГГГ г.р. Кременчуцкая Р.Н. является инвалидом группы (л.д. 32,56-61).

19.09.2016 комиссией «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведены контрольные мероприятия за полнотой и качеством осуществления органами исполнительной власти Хабаровского края, органами местного самоуправления муниципальных образований Хабаровского края полномочий, переданных Федеральным законом от 08.12.2010 №342-ФЗ, в ходе проведенной проверки были выявлены нарушения, а именно при выдаче государственного жилищного сертификата Кременчуцкой Р.Н. (серия ПС ) нарушен порядок расчета размера жилищной субсидии, предусмотренный ст. 5 ФЗ от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностям», а также положениями п. 17 Правил. В частности при расчете размера жилищной субсидии не были учтены члены семьи получателей жилищной субсидии, проживающие совместно с ним совместно на момент получения сертификата (л.д. 6-24).

На указанный акт проверки Министерством строительства Хабаровского края были предоставлены возражения (л.д. 25-28).

Изучив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют: инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет.

Статья 4 ФЗ от 25.10.2002 №125-ФЗ предусматривает право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом. Государственным жилищным сертификатом является именной документ, подтверждающий право гражданина на получение жилищной субсидии и выдаваемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Жилищные субсидии могут использоваться гражданами только на приобретение или строительство жилых помещений.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на их получение, определяется исходя из: состава семьи гражданина, выезжающей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или выехавшей из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года.

Абзац 9 статьи 5 ФЗ от 25.10.2002 №125-ФЗ предусматривает, что для целей настоящего Федерального закона членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.

Статья 10 ФЗ от 25.10.2002 №125-ФЗ гласит, что порядок предоставления средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы» утверждены правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов.

В соответствии с п. 17 Правил применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются следующие граждане (в) в отношении граждан, указанных в подпункте "з" пункта 5 настоящих Правил, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и граждан, указанных в подпункте "и" пункта 5 настоящих Правил: постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные и усыновители данного гражданина.

Пункт 21 Правил предусматривает, что органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы.

В п. 19 Правил предусмотрено, что для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1.

В заявлении (рапорте) об участии в подпрограмме гражданину необходимо указать, что он ознакомлен с условиями участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", в том числе в части безвозмездной передачи жилого помещения, находящегося в его собственности или в общей собственности членов его семьи, в государственную или муниципальную собственность и обязуется их выполнять.

Перечень документов необходимых для получения Сертификата определен в п. 44 Правил. В случае непредставления или неполного представления документов, указанных в настоящем пункте, сертификат не выдается.

Поводом для обращения в суд стало нарушение Кременчуцкой Р.Н., по мнению истца, требований п. 44 Правил, выразившееся в предоставлении неполных сведений о составе своей семьи, что повлекло неправомерное получение заявителем жилищной субсидии.

С таким выводом суд согласиться не может. Приведенные выше нормативно-правовые акты не содержат требований об обязательности включения совершеннолетних дееспособных членов семьи получателя сертификата в число участников подпрограммы по переселению, иное означало бы принудительное, без учета их волеизъявления, переселение лиц, что противоречит конституционному праву гражданина свободно выбирать место своего жительства и пребывания (ст. 27 Конституции РФ).

Так в судебном заседании было установлено, что дочь ответчика Кременчуцкой Р.Н. – Николайчук И.И. не желала участвовать в программе по переселению и переезжать с матерью из Верхнебуреинского района. Кроме этого, суд обращает внимание, что размер жилищной субсидии Кременчуцкой Р.Н. был рассчитан исходя из площади, причитающейся на одного человека 33 кв.м., следовательно, вывод комиссии о наличии ущерба федеральному бюджету суд не может признать состоятельным.

Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

На основании ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Министерства строительства Хабаровского края к Кременчуцкой Р.Н. об обязании вернуть в федеральный бюджет сумму полученной жилищной субсидии отказать.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в Хабаровский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме через Верхнебуреинский районный суд Хабаровского края.

Мотивированное решение изготовлено 23 января 2017 года.

Судья                                  Р.М. Ханбиков

2-40/2017 (2-1137/2016;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Министерство строительства Хабаровского края
Ответчики
Кременчуцкая Р.Н.
Другие
Администрация Верхнебуреинского района
Министерствао строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ
Суд
Верхнебуреинский районный суд Хабаровского края
Дело на сайте суда
vbureinsky.hbr.sudrf.ru
17.11.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.11.2016Передача материалов судье
21.11.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.11.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.12.2016Подготовка дела (собеседование)
05.12.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
07.12.2016Предварительное судебное заседание
17.01.2017Судебное заседание
23.01.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.01.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее