Дело №12-19/2016;
РЕШЕНИЕ
19 апреля 2017 года г. Вятские Поляны
Судья Вятскополянского районного суда Кировской области Кирилловых О.В., рассмотрев жалобу ООО «Сосновский водоканал» на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кировской области № 2-09/37-16 о назначении административного наказания по делу № 02-02/186-16 от 26 сентября 2016г., решение по жалобе на указанное постановление от 20.12.2016г., вынесенное заместителем главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кировской области
в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Сосновский водоканал», юридический адрес: <адрес>
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кировской области № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГг. ООО «Сосновский водоканал» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.14 КоАП РФ, признано виновным в нарушении правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 80 000 (восемьдесят тысяч) рублей.
Решением по жалобе на указанное постановление от 20.12.2016г., вынесенным заместителем главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кировской области в удовлетворении ее отказано, постановление о назначении административного наказания оставлено без изменения.
ООО «Сосновский водоканал» обратилось в Вятскополянский районный суд Кировской области с жалобой на указанные постановление и решение. В обоснование жалобы указало, что обжалуемое постановление и решение подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении – прекращению по следующим основаниям:
Согласно дополнительного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ. г. Сосновское Городское поселение передало в аренду ООО «Сосновский водоканал» имущество, установленное и приобретенное в ходе реконструкции очистных сооружений канализации в г. Сосновка (Блок - 900), которая была проведена в период с 2011 г. по 2013 г. в виду того, что старые очистные сооружения не обеспечивали нормативный уровень очистки стоков от загрязнений. Для реконструкции очистных сооружений был разработан проект, который прошел экспертизу. Согласно данного заключения (стр. 6 заключения) п. 3.2.2. «Объемно-планировочные решения зданий и сооружений» установка биологической очистки прямоугольное в плане сооружение с размерами в осях 37.0 м. на 24 м. и высотой 3,6 м. Данные размеры были взяты из паспорта Установки биологической очистки на базе БМУ «Блок - 900». Планировалось выполнить реконструкцию очистных сооружений на базе данной установки, при этом, согласно паспорта этой установки, гарантировалась степень очистки сточных вод до требований на сброс в водоемы культурно-бытовой и рыбохозяйственной категории. Согласно паспорта установки аэротенк установки был разделен на три зоны: анаэробную, аноксидную, аэробную. ДД.ММ.ГГГГ МКУ администрация Сосновского городского поселения Вятскополянского района заключило муниципальный контракт № с ООО Институт «Гражданпроект» на выполнение работ по реконструкции очистных сооружений канализации г. Сосновка Вятскополянского района Кировской области. Но условиям данного контракта ООО Институт «Гражданпроект» обязалось выполнить работы по реконструкции очистных сооружений канализации г. Сосновка в соответствии с технической документацией. 10 сентября 2013г. администрация Сосновского городского поселения приняла у подрядчика законченный строительством объект. Но акту приемки, подписанного заместителем главы администрации г. Сосновки Ступиным Д.А. на реконструкцию очистных сооружений было освоено денежных средств на сумму № руб. После чего ООО «Сосновский водоканал» приступило к эксплуатации очистных сооружений. За период действия дополнительного соглашения к договору аренды вновь построенного сооружения (Блок-900) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ было выявлено, что не достигается проектная очистка сточных вод по показателям: азот аммонийный, БПК, фосфаты. ХПК. СПАВ. Более того и до подписания акта выполненных работ проектная очистка стоков 0 1 загрязняющих веществ не была достигнута, что подтверждается следующими документами: 1. Протоколом №,199 КОГБУ «Кировский областной центр охраны окружающей среды и природопользовании» от ДД.ММ.ГГГГ 2.Протоколом №, 344 КОГБУ «Кировский областной центр охраны окружающей среды и природопользовании» от ДД.ММ.ГГГГ
3. Протоколом №469, 470 КОГБУ «Кировский областной центр охраны окружающей среды и природопользования» от ДД.ММ.ГГГГ
4. Протоколом №, 524 КОГБУ «Кировским областной центр охраны окружающей среды и природопользования» от ДД.ММ.ГГГГ
Новые очистные сооружения стали обеспечивать очистку от азота аммонийного, норматив платы за сброс 1 тонны загрязняющих веществ в пределах НДС 551 руб., в пределах установленных лимитов сбросов 2 755,0 руб.. однако не пошла очистка сточных вод от нитратов, норматив платы за сброс 1 тонны загрязняющих веществ в пределах НДС 6,90 руб., в пределах установленных лимитов сбросов 34,5 руб. и нитритов норматив плазы за сброс 1 тонны загрязняющих веществ в пределах НДС 3444 руб., в пределах установленных лимитов сбросов 17 220,0 руб., стало наблюдаться постоянное превышение нормативов по железу, норматив платы за сброс 1 тонны изгрязняющих веществ в пределах НДС 2 755,0 руб., в пределах установленных лимитов сбросов 13 775,0 руб. и появилось превышение нормативов по нефтепродуктам, норматив платы за сброс 1 тонны загрязняющих веществ в пределах НДС 5510 руб., в пределах установленных лимитов сбросов 2 7550,0 руб.
Ввиду того, что плата за сброс загрязняющих веществ не только не уменьшилась, но и еще более возросла у ООО «Сосновский водоканал» возникла задолженность по арендном плате, которую администрация Сосновского городского поселения стала взыскивать через суд. В связи с чем ООО «Сосновский водоканал» представил в суд свои возражения относительно того, что переданные в аренду очистные сооружения были построены не в соответствии с проектно-сметной документацией, и, соответственно. очистка стоков до нормативных требований не обеспечивается.
Судом была назначена экспертиза проекта очистных сооружений для сравнения с фактически построенным объектом. По результатам экспертизы было установлено, что «фактически смонтированная установка биологической очистки имеет принципиальные отличия от представленной в паспорте установки биологической очистки на базе БМУ «Блок-900»» (стр. 19 экспертного заключения). Также экспертизой было установлено, что построенные очистные сооружения тем не менее соответствуют Тому 6 проекта, но отличаются от исходных данных проекта, которые содержатся в пояснительной записке (Том 2 проекта).
ООО «Сосновский водоканал» считает, что изменения чертежей Тома 6
проекта 110-06 произошло после заключения муниципального контракта на реконструкцию очистных сооружений. Видимо, вначале была произведена реконструкция очистных сооружений, а уже под готовый объект был нарисован проект, поэтому и отсутствуют какие-либо технико-экономические обоснования изменения Тома 6 проекта, т.к. при имеющемся проектном решении очистка от фосфора фосфатов методом глубокой биологической очистки никогда не будет происходить (ввиду
разделения аэротенка только на 2 зоны). Косвенно это подтверждается также еще и тем, что инструкция по эксплуатации выдана на установку с техническими характеристиками установки из Тома 2 проекта 110-06 ПЗ. Так, в Инструкции в разделе 2.2. «Технологическая схема работы очистных сооружений» в абзаце 5 раздела указано: «активный ил эрлифтами направляется в аноксидную зону аэротенка (денитрификатор), а очищенная вода проходит процесс доочистки на биореакторе и биофильтре». В 8 абзаце раздела 2.2. Инструкции указано «конечной стадией очистки является доочистка на фильтрах с плавающей загрузкой». Как установлено экспертизой, в фактически построенной установке отсутствует как аноксидная зона, так и плавающая загрузка в фильтре. Соответственно, данная инструкция не предназначена для эксплуатации фактически построенной установки биологической очистки.
В таблице 4 стр. 21 Экспертного заключения ООО «ЭКСКОН» приведены результаты сравнения фактически смонтированной установки с представленным проектом 110-06. Согласно строки 1 таблицы п. 5.5... Установка биологической очистки прямоугольное в плане сооружение с размерами в осях 37,0*24,0 м. и высотой 3,6 м., тогда как фактические размеры установки биологической очистки 42,01*24,02 м.; высота 4,5 м. Т.е. проект на фактически построенное сооружение экспертизу не проходил, т.к. в экспертном заключении № от ДД.ММ.ГГГГг. за подписью директора ГАУ «Управление государственной экспертизы» С.Н. Мушкова даны размеры установки в осях 37,0*24,0 М, и высота 3,6 м. Более того, на страницах 8-9 Заключения № приведена «Технологическая схема работы очистных сооружений». Данная схема соответствует технологической схеме работы очистных сооружений, предусмотренной паспортом установки биологической очистки, вложенной в Том 2 проекта 110-06 ПЗ. В частности, фильтр предусмотрен с плавающей загрузкой, тогда как биофильтр фактически смонтированной установки выполнен без плавающей загрузки (стр. 22 экспертного заключения ООО «ЭКСКОН»).
ООО «Сосновский водоканал» не располагает финансовыми средствами на «переделку» очистных сооружений. ООО «Сосновский водоканал» получило в аренду имущество, имеющее скрытые дефекты, выявленные в процессе эксплуатации, устранить которые собственными силами организации не является возможным, до настоящего времени подрядчиком не передана инструкция по эксплуатации на фактически построенный им объект, следовательно, до конца не ясно как должна осуществляться эксплуатация имеющихся очистных сооружений и какие параметры очистки они могут обеспечить, соответственно, вина в действиях ООО «Сосновский водоканал» по недоочистке стоков отсутствует.
Основанием проведения выездной проверки послужило незаконное требование Прокуратуры Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ №.
Основанием для проведения внеплановой выездной проверки может являться только наличие факта возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а не требование прокуратуры, ведь и сама прокуратура никакими фактами о наличии угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан не располагала. Проверка была проведена на основании незаконного требования прокурора.
Рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении заявителя было осуществлено тем же должностным лицом, которым был составлен протокол об административном правонарушении - старшим Государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Кировской области Косыревой Л.Б., что свидетельствует о существенном нарушении процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Просит постановление от 26.09.2016г. и решение от 20.12.2016г. по жалобе на указанное постановление отменить и производство по делу прекратить.
В судебном заседании представитель ООО «Сосновский водоканал» Сухих Е.Г. поддержала жалобу, привела доводы, указанные в жалобе.
Представитель Управления Росприроднадзора по Кировской области Косырева Л.Б. просит оставить постановление по делу об административном правонарушении и решение по данному постановлению вышестоящего должностного лица без изменения, а жалобу без удовлетворения. Пояснила, что юридическим лицом принят ряд мер к недопущению нарушения природного законодательства, если имеются нарушения водного законодательства, это свидетельствует о том, что не все мероприятия были произведены для устранения нарушений природоохранного законодательства. Основанием требования прокуратуры о проведении проверки Росприроднадзором явилась жалоба директора ООО «Сосновский водоканал» Сухих Е.Г.
Заслушав представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Кировской области, исследовав материалы дела, доводы жалобы, суд приходит к следующему:
В соответствии с п.8 ч.2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Таким образом, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации и п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно пункту 2 статьи 3 Водного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов водного законодательства является приоритет охраны водных объектов перед их использованием.
Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии ч. 2 ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Пунктом 1 ст. 44 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В силу с ч. 2 ст. 39 этого же Федерального закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В силу части 4 статьи 35 Водного Кодекса Российской Федерации количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Согласно части 2 статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты могут использоваться с обязательным осуществлением мероприятий, обеспечивающих охрану водных объектов.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны, в том числе, содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.
В силу части 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Из пункта 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации следует, что при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается, в том числе, осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
В соответствии с частью 1 статьи 8.14 КоАП Российской Федерации нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Установлено, что ООО «Сосновский, водоканал» осуществляет пользование поверхностным водным объектом р. Пыжманка с целью сброса сточных вод на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование, виданного департаментом экологии и природопользования Кировской области (в настоящее время - министерство охраны окружающей среды Кировской области), «регистрированного в государственном водном реестре ДД.ММ.ГГГГ за №-ДД.ММ.ГГГГ.006-Р-РСБХ-С-2013-00711/00. Срок водопользования установлен на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Проект нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов (НДС), поступающих в водный объект - реку Пыжманка утвержден Камским БВУ ДД.ММ.ГГГГ № на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с Решением Вятскополянского районного суда срок получения разрешения на сбросы веществ за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, для ООО «Сосновский водоканал» установлен до конца 2016 года.
Водопользование с целью сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется ООО «Сосновский водоканал» в черте населенного пункта г. Сосновка по правому берегу на 2,4 км от устья реки Пыжманка.
Координаты места водопользования - 56°14"53" северной широты и 5Г18"37" восточной долготы. Отведение очищенных сточных вод осуществляется по закрытому коллектору протяженностью 100 м в р. Пыжманка.
Ширина водоохранной зоны установлена в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации в размере 100 м (от береговой линии), прибрежной защитной полосы - 40 м (от береговой линии). Рыбохозяйствениые и рыбоохранные зоны на участке водопользования не установлены.
Перед сбросом в водный объект сточные воды предприятия поступают на очистные сооружения биологической очистки проектной производительностью 3600 м3/сут., расчетный объем поступления сточных вод на ОС - 2415,38 м3/сут.
Очистные сооружения переданы ООО «Сосновский водоканал» в аренду городского поселения на платной основе на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ № и дополнительного соглашения к договору от ДД.ММ.ГГГГ (подписаны обеими сторонами). В соответствии с п. 2.2.7 данного договора Арендатор («ООО «Сосновский водоканал») обязуется осуществлять полный комплекс мероприятий по содержанию имущества и инженерно-технических коммуникаций... Своевременно производить за свой счет текущий и капитальный ремонт арендуемых объектов с предварительным письменным уведомлением Арендодателя.
Очистные сооружения биологической очистки построены по проекту, разработанному «Кировгипрогорсельстрой», введены в эксплуатацию в 1977 году.
В 2012 году произведена реконструкция очистных сооружений по проекту, разработанному OOО институт «Гражданпроект». Проектные показатели качества сточных вод после очистки:: взвешенные вещества - Змг/дм3; БПКполн - 3 мг О2/ дм3; нефтепродукты - 0,05 мг/дм3.
Учет объема сброса сточных вод определяется инструментальным методом по показаниям аттестованных средств измерений: расходомеры электромагнитные 0PT1FLUX 2300 - 2 шт., установленных в здании насосной станции. Счетчики поверены. Показания счетчиков регистрируются в журнале установленной формы.
Согласно госстатотчету об использовании воды по форме №-ТП (водхоз) за 2015 год объем водоотведения сточных вод составил 316,91 тыс. м3/год, что не превышает допустимый объем водоотведения - 811,437 тыс. м3/год (2415,376 м3/сут.), установленный п. 9 условий Решения.
Сброс сточных вод осуществляется в соответствии с графиком выпуска сточных вод, согласованным департаментом экологии и природопользования Кировской области (сейчас - министерство охраны окружающей среды Кировской области).
Учет объема сбрасываемых сточных вод осуществляется с помощью измерительного комплекса в составе - Взлет: расходомер счетчик ультразвуковой РСЛ-212, прибор поверен.
Исследования качества сточных и поверхностных вод на участках водопользования осуществляются специализированной инспекцией аналитического контроля КОГБУ «Кировский областной центр охраны окружающей среды и природопользования», аттестат аккредитации POCC.RU.0001.511267 от 08/04/2014 и ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области» на договорной основе.
Контроль качества сточных и поверхностных вод р. Пыжманка осуществляется в соответствии с «Программой ведения регулярных наблюдений ООО «Сосновский водоканал» за сточными водами» и «Программой ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной ООО «Сосновский водоканал» при пользовании р. Пыжманка в целях сброса сточных вод».
Эксплуатация очистных сооружений биологической очистки осуществляется предприятием в соответствии с «Инструкцией по эксплуатации и обслуживанию установки биологической очистки воды «БЛОК-900» в г. Сосновка, Вятско-Полянского района Кировской области» (далее - Инструкция), разработанной ООО «Гражданпроект» в 2013 году после их реконструкции.
В рамках проведения внеплановой выездной проверки ДД.ММ.ГГГГ отобраны пробы сточных вод до очистки (1 проба), после очистных сооружений биологической очистки г. Сосновка на выпуске в реку Пыжманка (3 пробы), поверхностных вод р. Пыжманка в фоновом и контрольном створах (2 пробы) - филиалом «ЦЛАТИ по Кировской области ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» (Аттестат аккредитации № РОСС RU.0001.512108. Действителен с ДД.ММ.ГГГГ).
Пробы отобраны Пересторониным Л.В. - инженером 1 категории филиала «ЦЛАТИ по Кировской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» в присутствии представителей предприятия - директора ООО «Сосновский водоканал» Сухих Е.Г. и начальника очистных сооружений ООО «Сосновский водоканал» Сафиной Н.З. и госинспекторов Управления Косаревой Л.Б. и Лысковой Е.А. Составлен протокол отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной сферы от ДД.ММ.ГГГГ. Протокол подписан всеми участниками без замечаний.
Максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных водах не должно превышать показателей ПДКр/х, установленных п. 10 условий Решения и значений показателей, установленных нормативами допустимых сбросов (НДС) веществ и микроорганизмов в реку Пыжманка, утвержденных Камским БВУ ДД.ММ.ГГГГ №:
1. Согласно результатам производственного контроля ООО «Сосновский водоканал» за 3-4 кварталы 2015 года и 1-2 кварталы 2016 года очистные сооружения биологической очистки г. Сосновка не в полной мере обеспечивают очистку сточных вод до установленных п. 10 условий Решения и НДС нормативам по следующим показателям:
- нитратам в 1,2 раз; железу (раств.) в 1,2 раз - по НДС (протокол от ДД.ММ.ГГГГ №/ВП);
- нитратам в 1,5 раз - по Решению, в 1,8 раз - по НДС (протокол от ДД.ММ.ГГГГ №/ВП);
- нитратам в 3,6 раз; фосфору фосфатов в 10,5 раз; железу (раств.) в 2,1 раз - по Решению (протокол от ДД.ММ.ГГГГ №);
- нитратам в 4,8 раз; фосфору фосфатов в 13 раз; железу (раств.) в 1,8 раз - по Решению (протокол от ДД.ММ.ГГГГ №), что подтверждается: данными журнала учета качества сбрасываемых сточных вод за 3-4 кварталы 2015 года и 1-2 кв. 2016 года; сведениями, которые предприятие ежеквартально представляет по утвержденным формам в соответствии с приказом МНР России от ДД.ММ.ГГГГ № в отдел водных ресурсов по Кировской области Камского БВУ за 3-4 кварталы 2015 года и 1-2 кв. 2016 года.
2. Согласно результатам государственного контроля - по результатам лабораторных исследований, выполненных филиалом «ЦЛАТИ по Кировской области ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» установлено, что содержание загрязняющих веществ в сточных водах после очистки на выпуске в р. Пыжманка превышает содержание загрязняющих веществ в сточных водах, установленных п. 10 условий Решения о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ №-ДД.ММ.ГГГГ.006-Р-РСБХ-С-2013-00711/00 и НДС по:
- нитрит-иону в 1,9; 1,9; 1,8 раз - по Решению и НДС;
- нитрат-иону в 2,4;2,3; 2,4 раз - по Решению; в 3,0; 2,9; 2,9 раз - по НДС;
- фосфатам по фосфору в 18.7; 18,6; 18 раз - по Решению и НДС;
- железу (раств.) в 1,5; 1,4; 1,5 раз - по Решению и НДС;
- ХПК в 1,6; 1,4;1,5 раз - по Решению; в 3,3; 2,8; 3,0 раз - по НДС,
что подтверждается протоколами от ДД.ММ.ГГГГ №-В, 1401-В, 1402-В, заключением экспертной организации филиала «ЦЛАТИ по Кировской области ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» от ДД.ММ.ГГГГ №-В.
Таким образом, нормативы, установленные п. 10 условий Решения и НДС не соблюдаются по 5 показателям из 14 пронормированных, что является нарушением п. 10 условий к Решению, НДС и ч. 6 ст. 56 Водного кодекса РФ в части сброса сточных вод в водные объекты с превышением содержания опасных для здоровья человека.
В соответствии с п. 13 Решения вода в реке Пыжманка в месте сброса сточных вод в результате их воздействия на водный объект (определяется в контрольном створе) не должна превышать нормативов ПДК р/х, установленных п. 13 условий Решения.
Согласно результатам государственного контроля - по результатам лабораторных исследований, выполненных филиалом «ЦЛАТИ по Кировской области ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» подтверждается, что сброс сточных вод ООО Сосновский водоканал» оказывает отрицательное влияние на качество воды водного объекта - р. Пыжманка, а именно: вода в поверхностном водном объекте (контрольный створ) превышает допустимые концентрации, относительно нормативов установленных п. 13 Решения по: нитрит-иону в 1,1 раз; фосфатам по фосфору в 1,5 раз; железу (раств.) в 2,0 раз; ХПК в 1.3 раз (протоколы от ДД.ММ.ГГГГ № №-В и №-В).
В соответствии с заключением экспертной организации филиала «ЦЛАТИ по Кировской области ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» от ДД.ММ.ГГГГ №-В превышение ПДК в контрольном створе:
-по железу общему (раств. форма) в 2 раза соответствует показателю в фоновом створе (природный фактор);
-по нитрит-иону с учетом фоновой концентрации в 1,06 раза;
-по фосфатам по фосфору в 1,55 раза; -по ХПК в 1,08 раза с учетом фоновой концентрации.
ООО Сосновский водоканал» нарушены нормативы, установленные п.п. 10 и 13 условий Решения от ДД.ММ.ГГГГ за №-ДД.ММ.ГГГГ.006-Р-РСБХ-С-2013-00711/00 и НДС от ДД.ММ.ГГГГ №.
Таким образом, юридическое лицо - ООО «Сосновский водоканал», действующее в соответствии с Уставом, при осуществлении хозяйственной деятельности, в части эксплуатации очистных сооружений биологической очистки в г. Сосновка. не обеспечило соблюдение требований природоохранного законодательства Российской Федерации в сфере водопользования. Допущено нарушение требований:
- ч. 6 ст. 56 Водного кодекса РФ в части сброса сточных вод в водные объекты с превышением содержания опасных для здоровья человека веществ и соединений относительно установленных нормативов;
- п. 1 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ в части причинения вреда состоянию и качеству окружающей среды, выразившееся в загрязнении водного объекта с превышением ПДК р/х в контрольном створе;
- ч. 2. ст. 39 Закона РФ «Об охране окружающей среды» в части обеспечения соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ООО «Сосновский водоканал» подтверждены доказательствами, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно:
-Уведомлением о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от 17.08.2016г. Росприроднадзора по Кировской области;
-Приказом Росприроднадзора по Кировской области от 16.08.2016г. № о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица;
-Актом проверки Росприроднадзора по Кировской области юридического лица № от 01.09.2016г.;
-Предписанием № об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушения природоохранных требований от 01.09.2016г.;
-Протоколом № об административном правонарушении от 12.09.2016г., составленным старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Кировской области Косыревой Л.Б. в отношении ООО «Сосновский водоканал» по ч.1 ст. 8.14 КОАП РФ;
-Уставом ООО «Сосновский водоканал», сведениями о государственной регистрации юридического лица ООО «Сосновский водоканал» в едином государственном реестре юридических лиц, свидетельством о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ.
-Договором Аренды № от 04.08.2006г. между ООО «Сосновский водоканал» и Управлением земельно-имущественных отношений, актом приема-передачи арендуемого имущества.
-Решением департамента экологии и природопользования Кировской области о предоставлении водного объекта в пользование от 22.07.2013г.
-Приказом Камского БВУ № от 02.02.2016г. об утверждении нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты.
-Актом обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований от 23.08.2016г. № Росприроднадзора по Кировской области.
-Результатами анализов проб воды с приложенными протоколами филиала «Центра лабораторного анализа и технических измерений по Кировской области» от 01.09.2016г.
-Заключением экспертной организации №-В от 23.09.2016г. по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по приволжскому федеральному округу филиал «ЦЛАТИ по Кировской области».
-Требованием о проведении внеплановой проверки прокуратуры Кировской области от 05.08.2016г.
-Жалобой Сухих Е.Г. на бездействие Вятскополянской межрайонной прокуратуры и Прокуратуры Кировской области от 20.06.2016г.
-Положительным заключением государственной экспертизы № ГАУ «Управление государственной экспертизы» Кировской области «Реконструкция очистных сооружений канализации г. Сосновки Вятскополянского района Кировской области
-Инструкцией по эксплуатации и обслуживанию установки биологической очистки воды «Блок 900» в г. Сосновка, разработанной ООО «Гражданпроект».
-Решением Арбитражного суда Кировской области по делу №А28-536/2015г. от 29.04.2016г.
-Заключением экспертов ООО «Экскон» от 11.09.2015г.
Таким образом, старший государственный инспектор обоснованно пришел к выводу о совершении ООО "Сосновский водоканал" административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Статьей 106 Водного кодекса РФ предусмотрено, что при эксплуатации хозяйственных и других объектов запрещается осуществлять сброс в водные объекты не очищенных и не обезвреженных в соответствии с установленными нормативами сточных вод.
Причиной нарушения природоохранного законодательства, по мнению Общества, является ненадлежащий режим работы очистных сооружений, несоответствие их проектной документации и неэффективная реконструкция.
При рассмотрении дела установлено, что на основании договора аренды муниципального имущества данные очистные сооружения были переданы арендодателем арендатору ООО "Сосновский водоканал".
Исходя из положений ст. 210, 616 ГК РФ, условий договора аренды, обязанность по капитальному ремонту, содержанию соответствующих объектов недвижимости, поддержание их в надлежащем состоянии (в том числе с проведением неотложного капитального ремонта) лежит на арендаторе ООО "Сосновский водоканал".
Неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение такой обязанности стороной договора аренды не может являться основанием для освобождения водопользователя от административной ответственности за допущенное им самим нарушение.
Тот факт, что арендованные объекты недвижимости, работают в режиме, не позволяющем производить надлежащую очистку сточных вод, не освобождает заявителя, принявшего на себя по договору аренды обязанности по их эксплуатации, от обязанности надлежащего исполнения своих гражданско-правовых обязательств по очистке стоков без нарушения положений статей Водного кодекса РФ.
Таким образом, Общество не приняло всех предусмотренных законодательством возможных мер для обеспечения соблюдения требований природоохранного законодательства в сфере водопользования.
Вопреки доводам жалобы в действиях ООО "Сосновский водоканал" виновность в совершенном административном правонарушении в ходе рассмотрения дела была установлена.
Доводы представителя ООО «Сосновский водоканал» о незаконности проведенной внеплановой проверки опровергаются представленными материалами. Внеплановая выездная проверки проведена Управлением Росприроднадзора по Кировской области по требованию Прокуратуры Кировской области от 05.08.2016г. на основании п.3 ч.2 ст. 10 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Доводы представителя ООО «Сосновский водоканал» о том, что должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, не вправе рассматривать дело о данном административном правонарушении по существу основаны на ошибочном толковании норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данным Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 указанного Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Полномочия на рассмотрение дела об административном правонарушении старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Кировской области установлены ст. 23.23 и 23.29 КРФАП.
Нормы, содержащей запрет на рассмотрение дела должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит.
Довод о том, что инспектор, составивший протокол об административном правонарушении не вправе сам был выносить постановление основан на неверном толковании норм права.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Действия ООО "Сосновский водоканал" старшим государственным инспектором РФ по охране окружающей среды по Кировской области по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ квалифицированы верно, вынесенное им 26.09.2016 постановление, а также решение от 20.12.2016г. по жалобе на постановление от 26.09.2016г. по делу об административном правонарушении являются законными и обоснованными.
Постановление о привлечении ООО "Сосновский водоканал" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено ООО " Сосновский водоканал» с учетом положений ст. 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 1 ст. 8.14 названного Кодекса в минимальном размере.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления и решения не усматривается.
Каких-либо существенных процессуальных нарушений требований КоАП РФ при производстве по делу, влекущих за собой отмену постановления должностного лица и решения допущено не было.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, судом также не установлено.
Руководствуясь ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кировской области № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГг. о привлечении ООО «Сосновский водоканал» к административной ответственности по части 1 статьи 8.14 КоАП РФ, решение по жалобе на указанное постановление от 20.12.2016г., вынесенное заместителем главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кировской области оставить без изменения, а жалобу ООО «Сосновский водоканал» – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья О.В. Кирилловых