Решение по делу № 2а-2650/2017 от 15.05.2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 15 августа 2017 г.

Решение в окончательной форме изготовлено 17 августа 2017 г.

г.Выборг 15 августа 2017 года

Дело N2а-2650/2017

Выборгский городской суд Ленинградской области в составе: председательствующего судьи Гомзякова А.Г., при секретаре Ковалевой Т.Б.,

с участием представителя административного истца Лаптева А.В., представителя административных ответчиков помощника Выборгского городского прокурора Шарковой О.А., представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области Сорокиной С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз» к Выборгскому городскому прокурору Шилину В.В., Выборгской городской прокуратуре, Прокуратуре Ленинградской области о признании незаконным и отмене представления Выборгского городского прокурора советника юстиции Шилина В.В. от 13.03.2017 N141ж-2011 об устранении нарушений земельного законодательства,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) «Газпром межрегионгаз» обратилось в суд с административным исковым заявлением с указанными исковыми требованиями к Выборгскому городскому прокурору Шилину В.В., Выборгской городской прокуратуре, указывая, что Выборгской городской прокуратурой проведена проверка по обращению председателя СНТ «Лесное» Гуркиной Н.Н. соблюдения ООО «Газпром межрегионгаз» земельного законодательства при строительстве газопровода к застройкам «Уткина Заводь» - «Зазеркальное» вблизи д.Уткино Выборгского района Ленинградской области, проходящего через территорию СНТ «Лесное». По результатам проверки в адрес генерального директора ООО «Газпром межрегионгаз» Выборгским городским прокурором Шилиным В.В. внесено представление в котором указано на то, что ООО «Газпром межрегионгаз» допущено нарушение земельного законодательства, выразившееся в проведении работ по строительству газопровода в отсутствие сервитута на пользование земельными участками с кадастровыми номерами и , расположенными на землях СНТ «Лесное», являющимися дорогами общего пользования внутри товарищества, что нарушает права СНТ «Лесное» на пользование и распоряжение своей собственностью.

Административный истец полагает, данное представление незаконным и подлежащим отмене, поскольку указанные в представлении прокурора нарушения земельного законодательства, изложены без учета фактических и юридически значимых обстоятельств.

Так, строительство газопровода осуществляется в точном соответствии с проектной документацией (положительное заключение государственной экспертизы от Дата ), с соблюдением всех установленных градостроительных, строительных норм и правил, а также требований земельного законодательства Российской Федерации.

Акт выбора земельного участка для строительства газопровода утвержден постановлением главы администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области от Дата . Выбор трассы проектируемого газопровода осуществлялся в обход границ земельных участков, находящихся в частной собственности физических и юридических лиц. Трасса газопровода была рассмотрена на местности (в натуре) с участием всех заинтересованных лиц.

Уполномоченными по согласованию акта выбора земельного участка органами не выявлено данных о прохождении трассы газопровода по принадлежащим СНТ «Лесное» земельным участкам, границы которых не ин индивидуализированы, не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Информация о предстоящем предоставлении земельных участков для строительства газопровода была опубликована в газете «Выборг» от 19.05.2011.

При этом СНТ «Лесное» с возражениями или замечаниями по вопросу прохождения трассы газопровода не обращалось.

Дата года между администрацией МО «Выборгский район» Ленинградской области и ООО «Газпром межрегионгаз» заключен договор аренды земельных участков государственная собственность на которые не разграничена, в том числе на земельные участки с кадастровыми номерами и

Административный истец считает, что при таких обстоятельствах оснований для вынесения оспариваемого представления у Выборгского городского прокурора не имелось.

На основании изложенного, административный истец просил признать незаконным и отменить представление об устранении нарушений земельного законодательства, вынесенного Выборгским городским прокурором советником юстиции Шилиным В.В. от Дата в адрес генерального директора ООО «Межрегионгаз» Селезнева К.Г.

В ходе рассмотрения, исходя из характера возникших правоотношений, к участию в деле в качестве административного ответчика в порядке ч.2 ст.221 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) привлечена Прокуратура Ленинградской области; в качестве заинтересованных лиц в порядке ст.47 КАС РФ - администрация муниципального образования (далее - МО) «Выборгский район» Ленинградской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительству (далее - КУМИГ) администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области и садоводческое некоммерческое товарищество (далее - СНТ) «Лесное».

Представитель административного истца ООО «Газпром межрегионгаз» Лаптев А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административных ответчиков Выборгского городского прокурора Шилина В.В., Выборгской городской прокуратуры и Прокуратуры Ленинградской области по доверенности помощник Выборгского городского прокурора Шаркова О.А. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, ссылаясь на то обстоятельство, что представление прокурора вынесено в строгом соответствии с Законом и на основании результатов прокурорской проверки, выявившей нарушения со стороны административного ответчика земельного законодательства. Просила в удовлетворении административного иска отказать, за отсутствием правовой состоятельности.

Представитель заинтересованного лица администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области по доверенности Сорокина С.С. в заседании суда просила требования ООО «Газпром межрегионгаз» удовлетворить, указывая на незаконность вынесенного в отношении административного истца представления прокурора.

Заинтересованное лицо КУМИГ администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, исковые требования ООО «Газпром межрегионгаз» удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица СНТ «Лесное» в судебное заседание при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела не явился, ходатайств об отложении дела не представил, в связи с чем, учитывая положения части 6 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав и оценив собранные по делу доказательства согласно ст.ст.59,60,61 КАС РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Согласно абзацу 2 п. 2 ст. 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" вносит представление об устранении нарушений закона (ч. 3 ст. 22 Закона).

В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального Закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями.

Пунктом 1 статьи 24 вышеназванного Закона установлено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Из материалов дела следует, что Выборгской городской прокуратурой была проведена проверка по обращению председателя СНТ «Лесное» Гуркиной Н.Н. соблюдения земельного законодательства на территории СНТ «Лесное».

По результатам проверки в адрес генерального директора ООО «Газпром межрегионгаз» Селезнева К.Г. Выборгским городским прокурором Шилиным В.В. внесено представление от Дата в котором указано на то, что со стороны ООО «Газпром межрегионгаз» допущено нарушение земельного законодательства, выразившееся в проведении работ при строительстве газопровода к застройкам «Уткина Заводь» - «Зазеркальное» вблизи д.Уткино Выборгского района Ленинградской области, в отсутствие сервитута на пользование земельными участками с кадастровыми номерами и , расположенными на землях СНТ «Лесное», являющимися дорогами общего пользования внутри садоводческого товарищества, что нарушает права СНТ «Лесное» на пользование и распоряжение своей собственностью.

Представление содержит требование о безотлагательном рассмотрении настоящего представления с участием сотрудника Выборгской городской прокуратуры; об устранении выявленных нарушений земельного законодательства и принятия мер к их недопущению; о рассмотрении вопроса о привлечении к ответственности за допущенные нарушения виновных лиц; о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в Выборгскую городскую прокуратуру в месячный срок.

Признавая представление прокурора незаконным и отменяя его, суд исходит из того, что процедурные требования при внесении обжалуемого представления прокурором соблюдены, вместе с тем вывод прокурора о наличии нарушений земельного законодательства при строительстве ООО «Газпром межрегионгаз» газопровода не основан на материалах дела и противоречит действующему законодательству.

Как достоверно установлено судом, проектирование и строительство газопровода к застройкам «Уткина Заводь» - «Зазеркальное» вблизи д.Уткино Выборгского района Ленинградской области осуществляется административным истцом в соблюдением требований действующего законодательства Российской Федерации.

Так, строительство газопровода осуществляется в точном соответствии с проектной документацией (положительное заключение государственной экспертизы от Дата ), с соблюдением всех установленных градостроительных, строительных норм и правил, а также требований земельного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Согласно пункту 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица, либо по обращению предусмотренного статьей 29 названного Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 ЗК РФ).

Пунктом 6 статьи 31 ЗК РФ установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

При положительном решении вопроса о выборе земельного участка на основании пункта 3 статьи 31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 ЗК РФ).

Постановлением главы администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области от 02.10.2012 N6471 утвержден акт выбора земельного участка для строительства к застройкам «Уткина Заводь» - «Зазеркальное» вблизи д<адрес>.

Материалами дела подтверждается, что трасса газопровода проходит как по землям государственного лесного фонда, так и по земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.

Выбор трассы проектируемого газопровода осуществлялся с учетом его размещения на землях общего пользования вдоль существующих дорог в обход границ земельных участков, находящихся в частной собственности физических и юридических лиц. Трасса газопровода была рассмотрена на местности (в натуре) с участием заинтересованных лиц.

При этом уполномоченными по согласованию акта выбора земельного участка органами не выявлено объективных данных о прохождении трассы газопровода по принадлежащим на праве собственности (свидетельство на право собственности на землю от Дата серии ) СНТ «Лесное» земельным участкам общей площадью га с кадастровым номером 47:01:1686000:1, расположенным в районе <адрес>, границы которых не ин индивидуализированы, не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Информация о предстоящем предоставлении земельных участков для строительства газопровода была опубликована в официальном печатном средстве массовой информации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области – в газете «Выборг», 19.05.2011.

При этом СНТ «Лесное» ранее с возражениями или замечаниями по вопросу прохождения трассы газопровода в органы государственной власти не обращалось.

Дата года между администрацией МО «Выборгский район» Ленинградской области и ООО «Газпром межрегионгаз» заключен договор аренды на земельные участки с видом разрешенного использования под трубопроводный транспорт строительство объекта: «Газопровод межпоселковый к застройкам «Уткина Заводь» - «Зазеркальное» вблизи <адрес>» из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся по адресу: <адрес> общей площадью кв.м, в том числе: на земельные участки с кадастровыми номерами (площадью кв.м) и (площадью кв.м), в границах, указанных в кадастровом паспорте прилагаемом к настоящему договору.

Вышеуказанные распорядительно-правовые акты, а также договор аренды земли на момент рассмотрения дела в суде никем не оспорены, недействительными не признаны.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что со стороны административного истца ООО «Газпром межрегионгаз» не были допущены какие-либо нарушения земельного законодательства Российской Федерации, поскольку земельные участки на которых осуществляется строительство газопровода предоставлены административному истцу администрацией МО «Выборгский район» Ленинградской области из земель, государственная собственность на которые не разграничена.

Строительство спорного объекта осуществляется, в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства, в точном соответствии с проектной документацией (положительное заключение государственной экспертизы от Дата ), с соблюдением всех установленных градостроительных, строительных норм и правил, а также требований земельного законодательства Российской Федерации. Доказательств обратного в суд не представлено.

Сервитут - это право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 ЗК РФ частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

Сервитут, как установлено пунктом 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), является вещным правом. Для собственника недвижимого имущества, в отношении прав которого установлен сервитут, последний выступает в качестве обременения, которое подлежит государственной регистрации.

Согласно п. 1 ст. 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться, в том числе, для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок.

Устанавливается сервитут по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута (п. 3 ст. 274 ГК РФ).

На основании п. 5 ст. 274 ГК РФ, п. 6 ст. 23 ЗК РФ собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Таким образом, по смыслу закона, лицо, требующее в судебном порядке установления сервитута, должно подтвердить необходимость предоставления ему права ограниченного пользования чужим имуществом для обеспечения своих нужд и отсутствие соглашения с собственником земельного участка об использовании этого имущества.

Между тем, доказательств, пересечения границ земельных участков с кадастровыми номерами и , предоставленных административному истцу для строительства газопровода, с границами земельного участка с кадастровым номером принадлежащего СНТ «Лесное» материалы дела и обозренного надзорного производства не содержат.

Более того, СНТ «Лесное» является собственником двухконтурного земельного участка общей площадью га с кадастровым номером расположенным в районе <адрес>, и в отношении вышеуказанных земельных участков, предоставленных под строительство, никакими правами не наделено.

Как указано выше, границы земельного участка СНТ «Лесное» с кадастровым номером , площадью , не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке.

Тем более, в судебном заседании установлено, что границы земель общего пользования, в том числе улиц и красных линий в СНТ "Лесное" на момент судебного разбирательства также в установленном законом порядке не установлены, на кадастровый учет не поставлены.

Доказательств того, что строительство газопровода производится без разрешения, что продолжение строительства указанного объекта, создает опасность и влечет нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и условия жизнедеятельности, прокурором суду не представлены.

В силу ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе, в случае, если по мнению этого лица созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами.

Таким образом, право на обращение за судебной защитой не является абсолютным и судебной защите подлежат только нарушенные, оспариваемые права, свободы и законные интересы.

Учитывая изложенное выше, оспариваемое представление прокурора нельзя признать законным, оно подлежит отмене. Административным истцом ООО «Газпром межрегионгаз» представлено достаточно доказательств, свидетельствующих о нарушении оспариваемым представлением его прав и законных интересов.

В соответствии со ст.84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Согласно ст.176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление ООО «Газпром межрегионгаз» к Выборгскому городскому прокурору Шилину В.В., Выборгской городской прокуратуре, Прокуратуре Ленинградской области о признании незаконным и отмене представления Выборгского городского прокурора советника юстиции Шилина В.В. от Дата об устранении нарушений земельного законодательства удовлетворить.

Признать незаконным и отменить представление Выборгского городского прокурора советника юстиции Шилина В.В. от Дата об устранении нарушений земельного законодательства.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение одного месяца через Выборгский городской суд.

Судья А.Г.Гомзяков

2а-2650/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО Газпром межрегионгаз
Ответчики
Выборгский городской прокурор Шилин В. В.
Выборгская городская прокуратура Ленинградской области
Прокуратура Ленинградской области
Другие
СНТ "Лесное"
КУМИГ администарции МО "Выборгский район" Ленинградской области
администрация муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области
Суд
Выборгский городской суд Ленинградской области
Судья
Киселева Светлана Николаевна
Дело на сайте суда
vyborgsky.lo.sudrf.ru
15.05.2017Регистрация административного искового заявления
17.05.2017Передача материалов судье
18.05.2017Решение вопроса о принятии к производству
18.05.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.05.2017Подготовка дела (собеседование)
31.05.2017Рассмотрение дела начато с начала
31.05.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.06.2017Судебное заседание
04.07.2017Судебное заседание
13.07.2017Подготовка дела (собеседование)
13.07.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.08.2017Судебное заседание
17.08.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.08.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее