Судья Медведков В.В. Дело № 7р-284/2017
РЕШЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 14 августа 2017 года
Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Братухин В.В.,
при секретаре Романове Р.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл Т.Н.В. на решение судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 10 июля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Мухина В.В., родившегося <дата> в <...>, проживающего в <адрес>, являющегося председателем совета Медведевского районного потребительского общества, ранее к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения не привлекавшегося,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл
Т.Н.В. от 2 июня 2017 года <№> должностное лицо - председатель совета Медведевского районного потребительского общества (далее – Медведевское РайПО) Мухин В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
Решением судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 10 июля 2017 года, вынесенным по жалобе Мухина В.В., вышеуказанное постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл
Т.Н.В. изменено в части назначения наказания, Мухину В.В. назначено административное наказание в виде предупреждения.
Не согласившись с данным решением, государственный инспектор труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл Т.Н.В. подала жалобу в Верховный Суд Республики Марий Эл, указав, что оснований для изменения наказания не имеется.
Мухин В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просил, поэтому считаю возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив доводы жалобы, выслушав объяснения государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл Т.Н.В., поддержавшей жалобу и просившей решение судьи отменить, исследовав, административный материал и материалы проверки, материалы дела по жалобе Мухина В.В., прихожу к следующему.
В силу положений статьи 24.1 КоАП РФ к задачам производства по делам об административных правонарушениях отнесены всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Статьей 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати до двадцати пяти тысяч рублей.
На основании распоряжения Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл от 3 апреля 2017 года <№> в отношении Медведевского РайПО государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл Т.Н.В. и государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл М.М.А. 25 апреля 2017 года и 11 мая 2017 года проведена плановая выездная проверка соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
По результатам данной проверки в отношении председателя совета Медведевское РайПО Мухина В.В. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Положениями статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) установлено, что работодатель обязан обеспечить:
в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;
недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.
В соответствии со статьей 213 данного кодекса работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.
Согласно пункту 27 Приложения № 2 приказа Минздравсоцразвития от 12 апреля 2011 года № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (далее – Приказ № 302н) работники, управляющие транспортным средством, должны проходить обязательный медицинский осмотр при поступлении на работу и с периодичностью 1 раз в два года.
Пунктами 1, 2 Приложения № 2 к Приказу № 302н установлена периодичность медицинских осмотров: работы на высоте, верхолазные работы, а также работы по обслуживанию подъемных сооружений – 1 раз в год (пункт 1); работы по обслуживанию и ремонту действующих электроустановок с напряжением 42 В и выше переменного тока, 110 В и выше постоянного тока, а также монтажные, наладочные работы, испытания и измерения в этих электроустановках - 1 раз в 2 года (пункт 2).
Согласно постановлению от 2 июня 2017 года № 51-15-2016/9 административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ, совершение которого вменено Мухину В.В., заключается в том, что в нарушение изложенных выше требований статей 212, 213 ТК РФ, Приказа № 302н водители Л.А.В. и Ш.В.Д. допущены к работе с вредными и (или) опасными условиями труда и к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обязательного периодического медицинского осмотра в установленном порядке; техник-электрик Т.Д.Р. в январе-марте 2017 года допущен к работе с вредными и (или) опасными условиями труда и к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обязательного периодического медицинского осмотра в установленном порядке.
В соответствии с протоколом общего отчетно-выборного собрания уполномоченных Медведевского РайПО от 1 марта 2013 года Мухин В.В. избран председателем совета Медведевского РайПО.
Вина должностного лица Медведевского РайПО в совершении указанного выше административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении <№> от
2 июня 2017 года, актом проверки Медведевского РайПО от 17 мая 2017 года <№>, предписанием от 17 мая 2017 года <№> об обязании устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, штатным расписанием Медведевского РайПО, путевыми листами за апрель 2017 года, договорами на проведение периодических медицинских осмотров (обследований) с приложением списков работников для прохождения медицинского осмотра, картами учета СОУТ, табелем учета рабочего времени в январе-марте 2017 года техника-электрика Т.Д.Р., материалами личных дел Л.А.В., Ш.В.Д. Т.Д.Р., заключениями предварительного (периодического) медицинского осмотра (обследования) указанных работников, другими материалами административного производства, плановой проверки.
Должностное лицо и судья Медведевского районного суда Республики Марий Эл при таких обстоятельствах пришли к обоснованному выводу о нарушении статей 212, 213 ТК РФ, Приказа № 302н и наличии в действиях должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, полагаю, что вывод судьи суда первой инстанции о наличии оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение, обоснованный положениями статьи 4.1.1 КоАП РФ, не соответствует нормам КоАП РФ и обстоятельствам дела.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ установлено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Как установлено судьей суда первой инстанции, Медведевское РайПО является субъектом среднего предпринимательства, включено в Единый реестр субъектом малого и среднего предпринимательства под <№>.
Административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ заключается в нарушении установленных законодательством правил охраны труда.
В соответствии со статьей 209 ТК РФ охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Непроведение или несвоевременное проведение периодических медицинских осмотров работников создает угрозу сохранению их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности. Кроме того, в случае отсутствия контроля за здоровьем водителей автотранспортных средств, являющихся источником повышенной опасности, создается также угроза жизни и здоровью неопределенному кругу лиц.
При таких обстоятельствах вывод судьи районного суда о том, что совершение данного административного правонарушения не повлекло угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей является неправильным, поскольку не соответствует обстоятельствам дела и требованиям статьи 4.1.1 КоАП РФ, процессуальным требованиям пункта 7 статьи 26.1 КоАП РФ.
Согласно части 3 статьи 30.9 КоАП РФ подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 – 30.8 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При указанных выше обстоятельствах и с учетом того, что срок давности привлечения к административной ответственности для данной категории административных правонарушений, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек, прихожу к выводу, что решение судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 10 июля 2017 года, как вынесенное с существенным нарушением норм процессуального права, подлежит отмене, дело об административном правонарушении в отношении председателя совета Медведевское РайПО Мухина В.В. – возвращению судье на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 10 июля 2017 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ, в отношении председателя совета Медведевское РайПО Мухина В.В. отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.
Судья В.В. Братухин