№ 2-1339/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 февраля 2019 года г. Оренбург
Ленинский районный суд г. Оренбурга
в составе председательствующего судьи Нуждина А.В.,
при секретаре Поповой В.С.,
с участием помощника прокурора Ленинского района г.Оренбурга Ахмайзяновой Л. И., представителя ответчика Хибина К. И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Оренбурга в интересах Российской Федерации, Оренбургской области, муниципального образования «город Оренбург» к ...ному потребительскому обществу об обязании перечислить налоги на доходы физических лиц,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ленинского района г.Оренбурга обратился в суд с вышеназванным иском к Краснохолмскому районному потребительскому обществу (далее по тексту– Краснохолмское райпо), указав, что прокуратурой Ленинского района г.Оренбурга проведена проверка исполнения налогового законодательства налоговыми агентами, удержавшими с налогоплательщиков, но не перечисливших в бюджет налог на доходы физических лиц.
В ходе проверки установлен факт неисполнения ответчиком Краснохолмским райпо положений законодательства о налогах и сборах, повлекших недополучение бюджетом налоговых платежей в значительной сумме.
Согласно информации ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга от ... N за Краснохолмским райпо числилась задолженность по перечислению НДФЛ, удержанных с работников общества за .... в размере ... руб.
С учетом изложенного истец просил суд обязать Краснохолмское райпо исполнить установленную НК РФ обязанность налогового агента перечислить в бюджетную систему РФ исчисленный и удержанный в ... г. с доходов работников предприятия сумму налога на доходы физических лиц в размере ... руб.
Представитель третьего лица ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга, извещенный надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил перейти к рассмотрению дела в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.
Помощник прокурора Ленинского района г. Оренбурга Ахмайзянова Л.И. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика Краснохолмского райпо -Хибин К.И., действующий на основании доверенности, в судебном заседании задолженность по перечислению НДФЛ, удержанных с работников общества, не отрицал.
Заслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, исследовав все доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Статья 19 Налогового кодекса РФ (далее по тексту - НК РФ) устанавливает, что налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
В силу пункта 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. Налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства (подпункт 1 пункта 3 статьи 24 НК РФ).
Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком (пункт 4 статьи 24 НК РФ).
В силу п. п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В силу положений ст. 207, 210, 216 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 ст. 223 НК РФ при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).
В соответствии с пунктом 1 ст. 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В силу пункта 3 статьи 226 НК РФ исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со статьей 223 настоящего Кодекса, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам (за исключением доходов от долевого участия в организации), в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.
Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом (пункт 4 статьи 226 НК РФ).
В соответствии с требованиями пункта 6 статьи 226 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода.
При выплате налогоплательщику доходов в виде пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком) и в виде оплаты отпусков налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее последнего числа месяца, в котором производились такие выплаты.
Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета (месту жительства) налогового агента в налоговом органе, если иной порядок не установлен настоящим пунктом (пункт 7 статьи 226 НК РФ).
Согласно информации ИФНС России по ... от ... Nдсп за Краснохолмским райпо числилась задолженность по перечислению НДФЛ, удержанных с работников общества за ... г. в размере ... руб.
Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, истец просил обязать ответчика перечислить в бюджетную систему, исчисленную и удержанную в ... году с доходов работников предприятия сумму налога на доходы физических лиц в размере ... руб.
Между тем, суду ИФНС по ... была представлена информация, согласно которой по состоянию на ... сумма не перечисленного НДФЛ в бюджет за ... год по налоговому агенту Краснохолмскому райпо составляет ... руб.
Ответчиком данный факт в ходе судебного разбирательства не оспаривался.
Как следует из положений части 1 статьи 8 Налогового кодекса РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Исходя из положений статьи 13 Налогового кодекса РФ налог на доходы физических лиц отнесен к федеральным налогам.
В соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах и бюджетным законодательством РФ налог на доходы физических лиц подлежит взысканию в федеральный бюджет.
В силу ст. 56, 61, 61.1, 61.2 Бюджетного кодекса РФ доходы от налога на доходы физических лиц являются налоговыми доходами бюджетов субъектов РФ, бюджетов муниципальных образований (поселений, муниципальных районов, городских округов) и подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы РФ по нормативам, установленным бюджетным законодательством РФ.
Бюджетная система Российской Федерации - совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет, каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования, а бюджет субъекта РФ предназначен для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации для решения общезначимых вопросов, отнесенных к ведению органов местного самоуправления и государственных органов субъекта Российской Федерации.
Таким образом, невыполнение ответчиком установленной обязанности отрицательно сказывается на функционировании бюджетной системы РФ, поскольку не позволяет осуществить планирование и своевременно использовать денежные средства бюджетом ... и муниципальным образованием.
Принимая во внимание, что зачисление налога производится в бюджеты муниципальных образований в зависимости от места, по которому зарегистрирован налогоплательщик, то не поступление от ответчика как от налогового агента удержанного налога на доходы физических лиц в бюджеты муниципальных образований, бюджет субъекта Российской Федерации нарушает их интересы, лишает возможности исполнить расходные обязательства для финансирования мероприятий по решению общезначимых вопросов социально- экономического характера, исходя из интересов населения, суд полагает исковые требования прокурора Ленинского района г. Оренбурга обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ... ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ... ░░░░░░ ... ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 199 ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 25.02.2019 ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – 25.03.2019 ░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░