Дело № 2-1186/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 марта 2017 года г. Уфа
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Галлямова М.З.,
при секретаре ФИО14,
с участием представителя истцов ФИО3, ФИО5, ФИО6 по доверенностям ФИО15,
представителя ответчика Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан по доверенности ФИО18,
представителя третьего лица Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан по доверенности ФИО16,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3, ФИО5, ФИО6 к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об установлении факта принятия наследства, включении жилого дома в состав наследственной массы, о признании права общей долевой собственности на жилой дом в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3, ФИО5, ФИО6 обратились в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об установлении факта принятия наследства после смерти ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, включении в состав наследственной массы после смерти ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, жилого дома, расположенного по адресу: г. Уфа, Кировский район, д. Локотки, <адрес>, о признании права общей долевой собственности в порядке наследования на жилой дом, расположенный по адресу: г. Уфа, Кировский район, д. Локотки, <адрес>.
Иск мотивирован тем, что ДД.ММ.ГГГГ умерла мама и бабушка истцов – ФИО2, о чем имеется свидетельство о смерти от ДД.ММ.ГГГГ серии I-АР №. На основании статьи 1142 ГК РФ наследниками первой очереди являются дети: ФИО3, ФИО4, умерла ДД.ММ.ГГГГ, после ее смерти наследниками остались ФИО5, ФИО6. На день смерти ФИО2 имела индивидуальную собственность на дом, расположенный по адресу: г. Уфа, Кировский район, д. Локотки, <адрес>. В установленный законом шестимесячный срок к нотариусу после смерти наследодателя не обратились, но приняли наследство фактически, приняли вещи домашней обстановки и обихода, носильные вещи, пользуются домом и надворными постройками, земельным участком, оплачивают платежи. ФИО2 владела домом на праве собственности, но при жизни не успела оформить и зарегистрировать право собственности в Управлении Росреестра по РБ. Владела, пользовалась домом со дня постройки с 2000 года. Право владения подтверждается выпиской из похозяйственной книги от ДД.ММ.ГГГГ.
Истцы ФИО3, ФИО5, ФИО6, законный представитель ФИО6 – ФИО17 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, ходатайствуют о рассмотрении дела в свое отсутствие.
С учетом мнения участников процесса, руководствуясь статьей 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело при указанной явке.
В судебном заседании представитель истцов ФИО3, ФИО5, ФИО6 по доверенностям ФИО15 исковые требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан по доверенности ФИО18 в удовлетворении иска возражал, пояснив, что права на дом не зарегистрированы, он является самовольной постройкой, истцом не представлено доказательств наличия у наследодателя права собственности на жилой дом и земельный участок, факта принятия наследства.
Представитель третьего лица Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа по доверенности ФИО16 в удовлетворении иска возражала, полагает, он жилой дом является самовольной постройкой, в связи с чем включению в наследственную массу не подлежит. Факт принятия наследства не доказан.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что согласно свидетельству о смерти от серии I-АР № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти от серии I-АР № от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из свидетельства о рождении серии I-АР № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 является матерью ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно свидетельству о расторжении брака серии II -АР № от ДД.ММ.ГГГГ после расторжения брака ФИО3 после расторжения брака присвоена фамилия ФИО3.
Как следует из свидетельств о рождении серии III -АР № от ДД.ММ.ГГГГ, I-АР № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 является матерью ФИО5, 14.071996 года рождения, и ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В соответствии с выпиской из похозяйственной книги от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 принадлежал на праве постоянного пользования земельный участок общей площадью 1500 кв.м., расположенный по адресу: г. Уфа, Кировский район, д. Локотки, <адрес>.
Справкой Администрации Кировского района ГО г. Уфа РБ № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла от ДД.ММ.ГГГГ, постоянно до дня своей смерти проживал по адресу: г. Уфа, Кировский район, д. Локотки, <адрес>. Совместно с ней ко дню ее смерти проживали ее дочь – ФИО8 (умерла ДД.ММ.ГГГГ), дочь – ФИО9 (умерла ДД.ММ.ГГГГ), дочь – ФИО3 и внучка – ФИО10 продолжают там же проживать безвыездно по настоящее время.
Согласно аналогичной справке № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено, что домовладение по адресу: г. Уфа, Кировский район, д. Локотки, <адрес>, состоящее из одноэтажного бревенчатого дома общей площадью 12 кв.м., 2000 года постройки, расположенном на земельном участке мерою 0,15 га, выделенном колхозом «Родина» для ведения личного подсобного хозяйства на праве постоянного пользования, принадлежало ФИО2, умершей от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с техническим паспортом жилого дома по адресу: г. Уфа, Кировский район, д. Локотки, <адрес>, инвентарный №, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, жилой <адрес> года постройки, состоит из литеры А,а, общей площадью здания 27 кв.м. и общей площадью жилых помещений 17 кв.м.
В соответствии с уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ права указанный дом в ЕГРП не зарегистрированы.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Нотариальная палата РБ сообщила, что наследственные дела к имуществу ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4, умершей ДД.ММ.ГГГГ, заведенными не значатся.
Пунктом 2 статьи 218 ГК РФ установлено, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно статье 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со статьей 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Согласно статье 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (действующий на момент открытия наследства) государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона.
Поскольку право собственности ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей от ДД.ММ.ГГГГ, на жилой дом по адресу: г. Уфа, Кировский район, д. Локотки, <адрес>, инвентарный №, 2000 года постройки, зарегистрировано не было, правовых оснований для включения его в состав наследственной массы после смерти ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, не имеется, поскольку по смыслу закона в состав наследства подлежит включению только имущество, принадлежащее наследодателю на праве собственности.
Кроме того, жилой дом построен без получения разрешения на строительство, в связи с чем имеет признаки самовольной постройки.
В соответствии с пунктами 1-3 статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
Согласно пунктам 25, 26, 27, 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в силу пункта 3 статьи 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка (далее - правообладатель земельного участка).
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Учитывая, что самовольная постройка не является имуществом, принадлежащим наследодателю на законных основаниях, она не может быть включена в наследственную массу. Вместе с тем это обстоятельство не лишает наследников, принявших наследство, права требовать признания за ними права собственности на самовольную постройку.
Однако такое требование может быть удовлетворено только в том случае, если к наследникам в порядке наследования перешло право собственности или право пожизненного наследуемого владения земельным участком, на котором осуществлена постройка, при соблюдении условий, установленных статьей 222 ГК РФ.
Признание права собственности на самовольную постройку является основанием возникновения права собственности по решению суда. В этой связи при рассмотрении иска о признании права собственности на самовольную постройку применению подлежат положения пункта 3 статьи 222 ГК РФ в той редакции, которая действовала на момент принятия решения суда.
Достаточных доказательств того, что истцы фактически приняли наследство после смерти ФИО2, материалы дела не содержат. Проживание в жилом доме по адресу: г. Уфа, Кировский район, д. Локотки, <адрес> после смерти наследодателя подтверждается только в отношении ФИО3 Доказательств того, что ФИО19, ФИО5, ФИО6 проживали и пользовались указанным домом после смерти наследодателя, суду не представлено. Поскольку жилой дом и земельный участок не принадлежали наследодателю на праве собственности, фактическое пользование ими не влечет правового последствия в виде фактического принятия наследства. Доказательств принятия вещей домашней обстановки и обихода, носильных вещей, принадлежавших ФИО2, также не имеется.
Бремя доказывания наличия обстоятельств, являющихся основанием для признания в соответствии со статьей 222 ГК РФ права собственности на самовольную постройку, возлагается на истца.
Поскольку спорный жилой дом является самовольной постройкой, а истцами не представлено доказательств нахождения в собственности земельного участка, на котором возведен жилой дом, что является обязательным условием для установления права собственности на самовольную постройку в судебном порядке, при отсутствии доказательств принятия истцом наследства после смерти ФИО2, суд считает необходимым в удовлетворении искового заявления ФИО3, ФИО5, ФИО6 к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об установлении факта принятия наследства после смерти ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, включении в состав наследственной массы после смерти ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, жилого дома, расположенного по адресу: г. Уфа, Кировский район, д. Локотки, <адрес>, о признании права общей долевой собственности в порядке наследования на жилой дом, расположенный по адресу: г. Уфа, Кировский район, д. Локотки, <адрес>,отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 218, 222, 1112, 1153 ГК РФ, 56, 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления ФИО3, ФИО5, ФИО6 к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об установлении факта принятия наследства после смерти ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, включении в состав наследственной массы после смерти ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, жилого дома, расположенного по адресу: г. Уфа, Кировский район, д. Локотки, <адрес>, о признании права общей долевой собственности в порядке наследования на жилой дом, расположенный по адресу: г. Уфа, Кировский район, д. Локотки, <адрес>, отказать
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан.
Решение суда в окончательной форме принято 17.03.2017.
Судья М.З. Галлямов