Административное дело №а-107/2017г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 февраля 2017 года п.Прямицыно
Октябрьский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Добрыниной Н.В.,
с участием административного истца - помощника прокурора Октябрьского района Курской области Нижник А.О.,
при секретаре Снеговой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Октябрьского района <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Лобазовского сельсовета Октябрьского района Курской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившееся в не проведении мероприятий по организации диспансеризации муниципальных служащих,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского района <адрес>, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Лобазовского сельсовета <адрес> о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившееся в не проведении мероприятий по организации диспансеризации муниципальных служащих, мотивируя тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства администрацией Лобазовского сельсовета <адрес> обязательных требований законодательства о муниципальной службе. В ходе проверки установлено, что в нарушение действующего законодательства Администрацией Лобазовского сельсовета <адрес> в 2015-2016 годах не проведена диспансеризаций муниципальных служащих с прохождением всех врачей-специалистов, предусмотренных Порядком прохождения диспансеризации. Мероприятия по организации диспансеризации муниципальных служащих администрации не проведены. На 2017 год диспансеризация также не запланирована. Выявленное проведенной прокуратурой проверкой нарушение требований действующего законодательства администрацией сельского поселения, а именно - не проведение диспансеризации муниципальных служащих администрации, а также не проведение мероприятий по ее организации в 2017 году является нарушением законодательства РФ, а, следовательно, подлежит устранению ответчиком. Не проведение мероприятий по организации диспансеризации муниципальных служащих администрации сельского поселения нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку несвоевременная диагностика и выявление заболеваний может негативно сказаться на эффективности и качестве работы муниципальных служащих. Продолжение работы муниципальным служащим, имеющим заболевание, препятствует дальнейшему прохождению службы, поскольку это прежде всего, создает угрозу возможного причинения вреда законным интересам граждан.
Просит признать незаконным бездействие органа местного самоуправления -Администрации Лобазовского сельсовета <адрес>, выразившееся в не проведении мероприятий по организации диспансеризации муниципальных служащих; обязать администрацию Лобазовского сельсовета <адрес> в шести месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять меры, направленные на прохождение муниципальным служащим диспансеризации, а именно: составить поименный список муниципальных служащих Администрации Лобазовского сельсовета <адрес>, подлежащих диспансеризации; утвердить график прохождения муниципальными служащими диспансеризации; заключить с медицинским учреждением договор об оказании услуг по проведению диспансеризации муниципальных служащих в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; направить поименный список муниципальных служащих, подлежащих диспансеризации, в лечебное учреждение, с которым будет заключен договор на проведение диспансеризации.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Нижник А.О. поддержала заявленные требования, просила суд их удовлетворить в полном объеме.
Административный ответчик - глава администрации Лобазовского сельсовета <адрес> Гребенникова В.Н., в судебное заседание не явилась, о дне, месте и времени рассмотрения дела была извещена своевременно надлежащим образом, представила письменное заявление, в котором указала, что с доводами административного искового заявления согласна, административный иск признала полностью.
Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, суд считает, что требования прокурора <адрес> подлежат удовлетворению в связи со следующим.
В силу ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, включающий в себя профилактический медицинский осмотр и дополнительные методы обследований, проводимых в целях оценки состояния здоровья (включая определение группы здоровья и группы диспансерного наблюдения) и осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. ч. 6, 7 ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, прохождение и проведение медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения являются обязательными. Порядок и периодичность проведения медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения и перечень включаемых в них исследований утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. При проведении медицинских осмотров, диспансеризации могут учитываться результаты ранее проведенных (не позднее одного года) медицинских осмотров, диспансеризации, подтвержденные медицинскими документами пациента.
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.03.2007г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", муниципальный служащий обязан соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
На основании п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правила прохождения диспансеризации лицами, замещающими должности государственной гражданской службы Российской Федерации и муниципальные должности муниципальной службы, а также выдачи заключения медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению определяются Порядком прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009г. N 984н.
Согласно п. 2 Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009г. N 984н, под диспансеризацией, применительно к настоящему Порядку, понимается комплекс мероприятий, проводимых с целью определения рисков развития заболеваний, раннего выявления имеющихся заболеваний, в том числе препятствующих прохождению государственной гражданской службы Российской Федерации и муниципальной службы, сохранения и укрепления физического и психического здоровья государственного гражданского служащего Российской Федерации и муниципального служащего.
В соответствии с п. 3 "Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения", утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в медицинских учреждениях, определенных федеральным государственным органом или государственным органом субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, аппаратом избирательной комиссии муниципального образования в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по специальностям: "терапия", "акушерство и гинекология", "неврология", "урология", "хирургия", "офтальмология", "отоларингология", "эндокринология", "психиатрия", "психиатрия-наркология", "рентгенология", "ультразвуковая диагностика", "клиническая лабораторная диагностика".
В силу п. 4 Порядка диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих проводится ежегодно.
В соответствии с п. п. 5, 6 указанного Порядка диспансеризация муниципальных служащих проводится в служебное время в течение календарного года в соответствии с графиком прохождения диспансеризации, утвержденным представителем нанимателя (работодателем) в сроки, установленные графиком.
Согласно п. 7 Порядка для прохождения диспансеризации представитель нанимателя (работодатель) составляет поименный список гражданских служащих или муниципальных служащих и направляет его за два месяца до начала диспансеризации в соответствующее медицинское учреждение.
В силу п. 17 Порядка медицинское учреждение на основании результатов диспансеризации гражданского служащего или муниципального служащего выдает ему заключение медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению (учетная форма N 001-ГС/у), форма которого предусмотрена приложением N 3, подписываемое врачебной комиссией медицинского учреждения.
Как следует из материалов дела прокуратурой <адрес> в ходе проведения проверки исполнения законодательства о муниципальной службе, в части прохождения диспансеризации муниципальными служащими Администрации Лобазовского сельсовета в нарушение п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", "Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболевания, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения", утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 984н, диспансеризация муниципальных служащих администрации в 2015-2016 годах не проводилась, график прохождения диспансеризации на 2017 года администрацией не утверждался, договор об оказании услуг по проведению диспансеризации с медицинским учреждением не заключался, список муниципальных служащих в медицинское учреждение не направлялся.
Указанные обстоятельства подтверждены имеющимися в деле доказательствами, исследованными в судебном заседании, а именно актом проверки, письменными объяснениями главы Администрации Лобазовского сельсовета, сообщением главы Администрации Лобазовского сельсовета Гребенниковой В.Н. от ДД.ММ.ГГГГ, а также дополнительными сообщениями от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ №15 и другими материалами дела.
Анализируя исследованные доказательства в их совокупности, судом установлено, что в Администрации Лобазовского сельсовета <адрес> в нарушение требований п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", "Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболевания, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения", утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 984н, обязанность по ежегодному проведению диспансеризации муниципальных служащих, не выполняется.
Организация и проведение диспансеризации муниципальных служащих действующим законодательством отнесено к компетенции представителя нанимателя (работодателя), в данном случае к компетенции Администрации Лобазовского сельсовета.
Не проведение ежегодной диспансеризации влечет нарушение муниципальными служащими обязанностей по соблюдению ограничений, установленных Федеральным законом от 02.03.2007г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", что является недопустимым, поскольку в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 13 указанного закона, муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае наличия заболевания, препятствующего прохождению муниципальной службы, и подтвержденного заключением медицинской организации.
При таких обстоятельствах требования прокурора <адрес>, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, о признании бездействия Администрации Лобазовского сельсовета незаконным и возложении обязанности организовать и провести диспансеризацию муниципальных служащих, являются обоснованными и подлежат удовлетворению, поскольку выявленные нарушения законодательства подлежат устранению ответчиком.
Суд, принимая во внимание характер и объем работ, которые необходимо произвести, значимость проведения установленных судом мероприятий, находит возможным, установить срок исполнения возложенных на административного ответчика обязанностей, указанный прокурором.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.218-228, 177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Лобазовского сельсовета <адрес> о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившееся в не проведении мероприятий по организации диспансеризации муниципальных служащих, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие органа местного самоуправления -Администрации Лобазовского сельсовета <адрес>, выразившееся в не проведении мероприятий по организации диспансеризации муниципальных служащих.
Обязать администрацию Лобазовского сельсовета <адрес> в шести месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять меры, направленные на прохождение муниципальным служащим диспансеризации, а именно:
- составить поименный список муниципальных служащих Администрации Лобазовского сельсовета <адрес>, подлежащих диспансеризации;
- утвердить график прохождения муниципальными служащими диспансеризации;
- заключить с медицинским учреждением договор об оказании услуг по проведению диспансеризации муниципальных служащих;
- направить поименный список муниципальных служащих, подлежащих диспансеризации, в лечебное учреждение, с которым будет заключен договор на проведение диспансеризации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в коллегию по административным делам Курского областного суда в течение одного месяца со дня оглашения.
Судья (подпись)