РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№
«08» февраля 2017г. г.Севастополь
Гагаринский районный суд г.Севастополя в составе: председательствующего: судьи - Матюшевой Е.П. при секретаре - ФИО8
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Гагаринского районного суда г.Севастополя гражданское дело по исковому заявлению Правительства Севастополя к ФИО5, ФИО6, ФИО7, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО2, ФИО3, ОК ЖСК (ЖСТИЗ) «Мегастрой), Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, нотариус ФИО4 о признании права собственности на земельный участок отсутствующим, о признании свидетельства о праве собственности на земельный участок недействительными и об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения
установил:
Истец обратился в суд с исковыми требованиями к ФИО5, ФИО6, ФИО7, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО2, ФИО3, ОК ЖСК (ЖСТИЗ) «Мегастрой, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, нотариус ФИО4 о признании права собственности на земельный участок отсутствующим, о признании свидетельства о праве собственности на земельный участок недействительными и об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения и просил признать право собственности ФИО5 на земельный участок (кадастровый №, предыдущий кадастровый №), площадью 0,0968га, расположенного по адресу: г.Севастополь, <адрес>, г.Севастополь - отсутствующим; признать недействительным Свидетельство о праве собственности серии САВ №, индексный № от 08.04.2013 года, зарегистрированное ДД.ММ.ГГГГ Регистрационной службой Главного управления юстиции в городе Севастополе, за регистрационным номером №, номер записи о праве собственности 589585, выданное ФИО5; истребовать в государственную собственности субъекта ФИО1 - города федерального значения города Севастополя из незаконного владения ФИО6 земельный участок (кадастровый №, предыдущий кадастровый №), площадью 0,0968га, расположенный по адресу: г.Севастополь, <адрес>, г.Севастополь.
Исковые требования мотивированы тем, что право собственности на земельный участок ответчика ФИО5 возникло с нарушением прав предыдущего владельца – территориальной громады города Севастополя и с нарушением норм действующего на тот момент законодательства. В дальнейшем земельный участок был отчужден ФИО5 и в настоящее время находится в собственности ФИО6, а, поскольку земельный участок выбыл из государственной собственности помимо воли собственника, он подлежит истребованию из чужого незаконного владения.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Ответчики о слушании дела извещены надлежащим образом, однако в судебное заседание не явились.
ФИО6 и ФИО7 направили телеграмму о невозможности явки в суд в связи с болезнью ФИО6, однако поскольку доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки в судебное заседание ими суду не предоставлено, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель ФИО6 - ФИО9 возражал против удовлетворения исковых требований, просил в иске отказать.
Представитель ответчика ФИО5, третьих лиц ФИО2 и ФИО3 – ФИО10 также просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя о слушании дела извещено надлежащим образом, однако явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Нотариус ФИО4 о слушании дела извещена надлежащим образом, направила в суд ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, в котором просила принять решение на усмотрение суда.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные суду доказательства, пришел к следующему.
11 марта 2014 года Верховной Радой Автономной Республики Крым и Севастопольским городским Советом принята Декларация о независимости Республики Крым и города Севастополя, согласно которой провозглашено Крым независимым суверенным государством – Республикой Крым, в которой город Севастополь имеет особый статус.
20 марта 2014 года Государственной Думой Российской Федерации и 21 марта 2014 года Советом Федерации одобрен Федеральный конституционный закон № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
Федеральным законом от 21 марта 2014 года № 36-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов» ратифицирован Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов, подписанный в городе Москве 18 марта 2014 года.
Пунктом 3 Решения Севастопольского городского совета от 17 марта 2014 года № 7156 «О статусе города – героя Севастополя» установлено, что деятельность государственных органов Украины на территории города Севастополя прекращается, их полномочия, имущество и денежные средства переходят к органам, определенным Севастопольским городским советом.
В соответствии со статьей 1 Закона города Севастополя от 23 апреля 2014 года № 3-ЗС «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя» все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности по состоянию на 17 марта 2014 года, являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.
Из положений подпункта 4 пункта 1 статьи 2 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» следует, что права на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признаются правами, установленными законодательством Российской Федерации, в частности – все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью города Севастополя.
Согласно пункту 2 статьи 25, пунктам 1, 7, 9 статьи 27 Закона города Севастополя от 30 апреля 2014 года № 5-ЗС «О Правительстве Севастополя», к основным полномочиям Правительства Севастополя относится организация и осуществление управления и распоряжения собственностью города Севастополя и контроля за ее эффективным использованием, наделение полномочиями по управлению и распоряжению собственностью города Севастополя соответствующих органов исполнительной власти, разработка и осуществление городской политики в области градостроительства и землепользования, осуществление контроля за использованием и охраной земель и других объектов недвижимости на территории города Севастополя, осуществление управления в области земельных отношений. Таким образом, Правительство Севастополя является уполномоченным органом по распоряжению земельными участками на территории города федерального значения Севастополя, поэтому исходя из положений статьи 3 ГПК РФ является надлежащим ответчиком по данному делу.
Согласно пункту 2 статьи 12 Гражданского кодекса РФ, защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Судом установлено, что Распоряжением Севастопольской городской государственной администрации «О предоставлении разрешения Обслуживающему кооперативу «Жилищно-строительный кооператив «Мегастрой» на разработку проекта землеустройства относительно отведения земельного участка в районе бухта «Омега» для строительства и обслуживания квартала индивидуальной жилой застройки» №-р от ДД.ММ.ГГГГ ОК «ЖСК «Мегастрой» предоставлено разрешение на разработку проекта землеустройства относительно отведения земельного участка в районе бухты «Омега» для строительства и обслуживания квартала индивидуальной жилой постройки». Распоряжением Севастопольской городской государственной администрации «О передаче в собственность гражданам-членам обслуживающего кооператива «Жилищно-строительный кооператив «Мегастрой» земельных участков для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебных участков), расположенных по бухте «Омега» №-р от ДД.ММ.ГГГГ ОК «ЖСК «Мегастрой» утвержден проект землеустройства относительно отведения земельных участков общей площадью 2,9893 га. и техническая документация по установлению границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки), расположенных в бухте «Омега», гражданам Украины - членам ОК «ЖСК «Мегастрой», переданы в собственность земельные участки общей площадью 2,9893 га. для строительства и обслуживания жилых домов.
На основании распоряжения №-р ФИО5 выдано свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество серии САВ №, индексный № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым, ФИО5 является собственником земельного участка площадью 0,0968 га., расположенного по адресу: <адрес> в г.Севастополь. Свидетельство зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ Регистрационной службой Главного управления юстиции в городе Севастополе, за регистрационным номером №, номер записи о праве собственности: 589585.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО5 (продавец) и ФИО2 (покупатель) заключен договор купли-продажи земельного участка, площадью 0,0968 га., расположенного по адресу: <адрес>, г. Севастополь. ДД.ММ.ГГГГ между ФИО3 (продавец) и ФИО6 (покупатель) заключен договор купли-продажи земельного участка, площадью 0,0968 га., расположенного по адресу: <адрес>, г. Севастополь. Таким образом, в настоящее время собственником спорного земельного участка является ФИО6 Собственность приобретена ФИО6 с согласия супруги ФИО7
В связи с тем, что спорные правоотношения возникли в период действия законодательства Украины, то к данным правоотношениям применяются нормы права, действовавшие на момент возникновения данных правоотношений.
Статьями 81 и 116 Земельного кодекса Украины (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), определено, что граждане Украины приобретают право собственности на земельные участки, в том числе, на основании бесплатной передачи из земель государственной и коммунальной собственности; приватизации земельных участков, которые были ранее предоставлены им в пользование. Гражданин и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти либо органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом либо по результату аукциона.
Согласно ст.118 Земельного кодекса Украины, гражданин, заинтересованный в приватизации земельного участка, находящегося в его пользовании, подает заявление в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. Решение органов исполнительной власти и органов местного самоуправления относительно приватизации земельных участков принимается в месячный срок на основании технических материалов и документов, подтверждающих размер земельного участка.
Граждане, заинтересованные в получении безвозмездно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебного участка) в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В ходатайстве указываются целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры.
К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка. Уполномоченное учреждение рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Проект землеустройства относительно отведения земельного участка разрабатывается по заказу граждан лицами, имеющими соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ, в сроки, которые оговариваются соглашением сторон. Разработанный проект землеустройства относительно отведения земельного участка подается Комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием документации по землеустройству.
Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства относительно отвода земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.
Вместе с тем, что из представленной технической документации по землеустройству усматривается, что обменный файл принят Севастопольским филиалом государственного предприятия «Центр государственного земельного кадастра» ДД.ММ.ГГГГ, то есть после принятия распоряжения №-р.
Из статьи 9 Земельного кодекса Украины следует, что к полномочиям Севастопольского городского Совета в области земельных отношений на его территории относились, в частности, полномочия относительно распоряжениями землями территориальной громады города, а также передаче земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц.
Также из пункта 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины следует, что до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями (кроме земель, переданных в частную собственность, и земель, указанных в абзаце третьем настоящего пункта) в пределах населенных пунктов осуществляли соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов – соответствующие органы исполнительной власти.
Решением Хозяйственного суда города Киева от ДД.ММ.ГГГГ по делу № по иску первого заместителя прокурора г. Севастополя в интересах государства в лице Севастопольского городского Совета, указанные выше распоряжения Севастопольской городской государственной администрации №-р от ДД.ММ.ГГГГ и №-р от ДД.ММ.ГГГГ, признаны недействительными.
Постановлениями Киевского апелляционного хозяйственного суда от 22.05.2013г. и Высшего хозяйственного суда Украины от ДД.ММ.ГГГГ по делу № указанное решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
При рассмотрении дела было установлено, что Севастопольская городска государственная администрация не имела законных полномочий распоряжаться земельным участком в городе Севастополе, расположенным по адресу: г. Севастополь, <адрес>», площадью 2,9893 га., в том числе, путем принята распоряжений главы администрации о предоставлении разрешения на разработку проекта.
Как усматривается из материалов дела, при рассмотрении дела № ФИО5 была привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика, в связи с чем, постановленное по указанному делу решение Хозяйственного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ имеет в силу статьи 61 Гражданского процессуального кодекса РФ преюдициальный характер при рассмотрении судом настоящего дела, и обстоятельства, установленные указанным решением суда, не подлежат доказыванию вновь.
Таким образом, поскольку указанным выше решением Хозяйственного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ распоряжения Севастопольской городской государственной администрации №-р от ДД.ММ.ГГГГ и №-р от ДД.ММ.ГГГГ признаны недействительными, обстоятельства, которые послужили основанием для выдачи ответчику оспариваемого свидетельства о праве собственности на сегодняшний день отменены и не имеют юридической силы, следовательно, владение, пользование и распоряжение спорным земельным участком осуществлялось ФИО5 в отсутствие законных оснований.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии правового основания приобретения ответчиком ФИО5 права собственности на земельный участок и обоснованности исковых требований о признании недействительным свидетельства о праве собственности на земельный участок.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО5 (продавец) и ФИО2 (покупатель) заключен договор купли-продажи земельного участка, площадью 0,0968 га., расположенного по адресу: <адрес>, г. Севастополь. ДД.ММ.ГГГГ между ФИО3 (продавец) и ФИО6 (покупатель) заключен договор купли-продажи земельного участка, площадью 0,0968 га., расположенного по адресу: <адрес>, г. Севастополь. Таким образом, в настоящее время собственником спорного земельного участка является ФИО6 Собственность приобретена ФИО6 в период брака с согласия супруги ФИО7, сделка удостоверена нотариусом ФИО4
В соответствии со статьей 302 ГК РФ если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
Таким образом, земельный участок подлежит истребованию из собственности ФИО6 в государственную собственность субъекта ФИО1 – города федерального значения Севастополя. Доводы
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ с ответчиков в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина.
Руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Признать право собственности ФИО5 на земельный участок (кадастровый №, предыдущий кадастровый №), площадью 0,0968га, расположенного по адресу: г.Севастополь, <адрес>,
г.Севастополь - отсутствующим;
Признать недействительным Свидетельство о праве собственности серии САВ №, индексный № от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированное ДД.ММ.ГГГГ Регистрационной службой Главного управления юстиции в городе Севастополе, за регистрационным номером №, номер записи о праве собственности 589585, выданное ФИО5.
Истребовать в государственную собственности субъекта ФИО1 - города федерального значения города Севастополя из незаконного владения ФИО6 земельный участок (кадастровый №, предыдущий кадастровый №), площадью 0,0968га, расположенный по адресу: г.Севастополь, <адрес>, г.Севастополь.
Взыскать с ФИО5, ФИО6, ФИО7 в доход бюджета государственную пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Гагаринский районный суд г.Севастополя.
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий:
Судья Е.П.Матюшева