Решение по делу № 2-3/2017 (2-910/2016;) от 04.05.2016

Дело № 2-3/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 января 2017 года                                                                                                               г.Шарья

Шарьинский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Игуменовой О.В., с участием старшего помощника Шарьинского межрайонного прокурора Цветковой М.В., при секретаре Анакиной Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Межевского района Костромской области в интересах В.Д.В. к администрации городского округа города Шарьи о предоставлении В.Д.В., с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории городского округа город Шарья, изолированное жилое помещение на основании договора найма специализированного жилого помещения.

установил:

Прокурор Межевского района Костромской области, действуя в интересах В.Д.В., ДАТА года рождения, обратился в суд с иском к администрации городского округа город Шарья Костромской области о предоставлении на основании договора найма специализированного жилого помещения, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории городского округа город Шарья, изолированное жилое помещение на основании договора найма специализированного жилого помещения.

В обоснование иска указано, что в прокуратуру Межевского района 04.04.2016 года поступило обращение В.Д.В. ДАТА года рождения в связи с тем, что она не имеет жилого помещения, пригодного для проживания, является лицом из категории детей, оставшихся без попечения родителей, просит обратиться в суд в защиту её жилищных прав. В ходе проверки установлено, что В.Д.В. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать В.Д.В., В.И.В. лишена родительских прав решением Кологривского районного суда Костромской области от ДАТА, отца нет. Согласно справке от 29.03.2012 Никольского сельского поселения Межевского муниципального района АДРЕС, где проживает лишенная родительских прав В.И.В., принадлежало СПК «З.», на балансе Никольского сельского поселения не состоит. Согласно акту обследования жилого помещения администрации Никольского сельского поселения Межевского муниципального района от 29.03.2012 АДРЕС не пригодна для проживания. Приказом межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства № 5 от 23.08.2012 Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области в список детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения, включена В.Д.В. Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на В.Д.В. объекты недвижимости на территории Костромской области не зарегистрированы. По информации «Костромаоблкадастр»-Областное БТИ сведений о регистрации права собственности на жилые строения, помещения- на территории г.Костромы и Костромской области на В.Д.В. в ГПКО «Коетромаоблкадастр»- Областное БТИ не поступало. В.Д.В. проживала в ГОКУ Шарьинском детском доме, в настоящее время обучается в АДРЕС, в связи с отсутствием иного жилого помещения во время каникул В.Д.В. проживает у Т.О.Г. в г.Шарье. Т.О.Г. приходится В.Д.В. крёстной матерью, поддерживает с ней близкие отношения. Жилого помещения в собственности В.Д.В. не имеет. Жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в Костромской области, где она зарегистрирована по месту жительства, 2 где состоит на учёте, не предоставлялось. В силу части 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом постоянного проживания В.Д.В. является город Шарья Костромской области. В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Истец просит суд возложить на администрацию городского округа город Шарья Костромской области обязанность предоставить В.Д.В., ДАТА года рождения, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории городского округа город Шарья, изолированное жилое помещение на основании договора найма специализированного жилого помещения.

Истец В.Д.В. в судебном заседании не участвовала. Представила суду письменное заявление, в котором просила рассмотреть гражданское дело без её участия. Ходатайствовала об оглашении её показаний данных в предыдущем судебном заседании. Исковые требования поддержала (л.д.137).

Из оглашенных в судебном заседании показаний истца В.Д.В. следует, что её мать лишена в отношении неё родительских прав, об отце ей ничего не известно. В свидетельстве о рождении данные, об отце записаны со слов матери. Помещение, в котором она зарегистрирована: АДРЕС она проживала до лишения её матери родительских прав, до 2010г. Данное помещение признано непригодным для проживания. Потом её перевели в Мантуровский приют, затем в центр для несовершеннолетних «Радость», потом в Шарьинский детский дом, после его закрытия она воспитывалась в детском доме г.Кострома. Сейчас обучается в У.. Проживает по месту учебы временно в общежитии. Но регистрации там не имеет. Потом её направили в детский дом г,Шарья. Считает своим постоянным местом жительства адрес проживания её крестной матери Т.О.Г. которая проживает в АДРЕС, где находятся и её истица вещи. Бывала у Т.О.Г. и в п. Зебляки, но чаще все-таки проживает у неё в г.Шарья. После окончания университета собирается вернуться и проживать в г.Шарья Костромской области (л.д.87-88, 113-119).

Старший помощник Шарьинского межрайонного прокурора Цветкова М.В. действующая в судебном заседании по поручению прокурора Межевского района исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям указанным в исковом заявлении. Суду подтвердила, что В.Д.В. относиться к категории детей оставшихся без попечения родителей. Жилья не имеет. По адресу регистрации В.Д.В. проживает, как она пояснила её мать, лишенная в отношении В.Д.В. родительских прав. Кроме этого данное жилое помещение признано непригодным для проживания. Из пояснений В.Д.В. следует, что в настоящее время она обучается по очной форме обучения в У.». намерена после окончания обучения вернуться и жить в г.Шарья. где проживает её крёстная. Просила суд заявленные прокурором Межевского района в интересах В.Д.В. исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика администрации городского округа город Шарья Костромской области Ш.О.В. в судебном заседании не участвовала. Согласно представленного письменного ходатайства просила рассмотреть гражданское дело без участия представителя администрации. Просила в удовлетворении заявленных требований отказать (л.д.145)

Из представленных суду письменных возражений на исковое заявление следует, что Администрация городского округа город Шарья Костромской области возражает против удовлетворения требований истца. Администрация считает, что прокурором Межевского района не доказан факт того, что городской округ город Шарья является для В.Д.В. местом жительства, поскольку в ходе судебного заседания Судом было установлено (из пояснений самой В.Д.В.). что В.Д.В. считает местом жительства - место жительства своей крестной матери Т.О.Г. АДРЕС. Т.О.Г. зарегистрирована в АДРЕС, но фактически проживает в АДРЕС. В соответствии со справкой МУП «Традиция» в квартире, расположенной по адресу: АДРЕС, помимо Т.О.Г. зарегистрирована Б.З.П. ДАТА года рождения. Специалисты отдела по учёту и распределению и обмену жилой площади Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа город Шарья выезжали по указанному адресу для обследования жилищных условий и установления факта проживания В.Д.В. и Т.О.Г. в данном жилом помещении, составили соответствующий акт (приобщён в материалы дела), которым зафиксировано, что Б.З.П., зарегистрированная и проживающая фактически в данной квартире никакой В.Д.В. не знает и подтвердила, что В.Д.В. в указанной квартире не проживала и не проживает в настоящее время.

В связи с тем, что администрация считает, что местом жительства В.Д.В. является Шарьинский муниципальный район Костромской области (АДРЕС, где проживает крёстная В.Д.В. Т.О.Г., находится на территории муниципального образования Шарьинский муниципальный район Костромской области), администрация считает себя ненадлежащим ответчиком по делу, так как не обладает полномочиями по предоставлению жилых помещений лицам указанной категории на территории иного муниципального образования - Шарьинского муниципального района Костромской области.

Также следует обратить внимание на тот факт, что у Администрации отсутствуют собственные финансовые средства для выполнения указанного делегированного полномочия (в бюджете на 2017 год денежных средств на приобретение жилых помещений лицам указанной категории не предусмотрено), оснований для возложения ответственности на Администрацию и удовлетворения иска не имеется.

На основании вышеизложенного, администрация просит в удовлетворении исковых требований прокурора Межевского района в интересах В.Д.В. к администрации о предоставлении жилого помещения отказать (л.д.148-149).

Из письменных пояснений представленных суду Департаментов финансов Костромской области следует, что учитывая, что истец просит предоставить жилое помещение на территории города Шарья, орган местного самоуправления городского округа город Шарья является надлежащим ответчиком по данному делу. Вместе с тем, требования прокурора обязать администрацию городского округа город Шарья обеспечить жильем В.Д.В. в первоочередном порядке, т.е. вне зависимости от очередности, ущемляет права и законные интересы иных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. (л.д.35-37)

Согласно письменного отзыва Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области по состоянию на 23 мая 2016г.В.Д.В. ДАТА.р., состоит в списке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Департамент заявленные исковые требования не поддерживает, т.к. требование прокурора Межевского района обязать администрацию городского округа г.Шарья обеспечить В.Д.В. жильем в первоочередном порядке, т.е вне зависимости от очередности, ущемляет права и законные интересы иных детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (л,д.46-47).

Представители третьих лиц: Администрации Костромской области, Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, Департамента финансов Костромской области, Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области, Департамента строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области, Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа г.Шарья о времени и месте рассмотрения дела согласно имеющихся в материалах дела телефонограмм и почтовых уведомлений были надлежащим образом извещены. Уважительных причин неявки представителей в судебное заседание суду не представили. (л.д.138,139,140,141,142,143,144).

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело без участия истца В.Д.В., представителя ответчика и представителей третьих лиц.

Выслушав пояснения старшего помощника Шарьинского межрайонного прокурора Цветковой М.В., изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора Межевского района Костромской области заявленные в интересах В.Д.В. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено так же в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах. (ст.11).

При этом, как следует из п.1 ст.12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализоваться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатировано и в ст.8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

С учетом положений международно-правовых актов и ст.40 Конституции РФ закреплено право каждого на жилище.

Конституционное право граждан на жилище относиться к основным правам человека и заключается в обеспечение государством стабильного, постоянного пользования жилим помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а так же в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (ст.ст.25, 40 Конституции РФ)

Как разъяснил Пленум Верховного суда РФ в п.13 постановления от 31.10.1995г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», при рассмотрении дел вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция Российской федерации предоставила каждому, кто законно находиться на территории Российской федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а так же гарантировала право на жилище (ч.1 ст.27, ч.1 ст.49)

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Таким образом, разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.

Пунктами "ж", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, предусмотрены Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ).

В силу пункта 1 ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Федеральный закон №159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

На основании пунктов 7, 8, 9 статьи 8 Закона № 159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В силу пункта 8 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся: жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Статьей 98.1 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Таким образом, суд считает установленным, что действующим законодательством а конкретно пунктом 1 ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» четко определен круг лиц имеющих право на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона №159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с п. 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п.1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

Согласно свидетельства о рождении I-ГО выданного ДАТА отделом ЗАГС администрацией Межевского района Костромской области В.Д.В. родилась ДАТА в д. АДРЕС о чем имеется актовая запись . Её матерью является В.И.В., отцом - В.В.Н. (л.д.9).

Решением Кологривского районного суда Костромской области от ДАТА В.И.В. лишена родительских прав в отношении дочери В.Д.В. ДАТА рождения. В.Д.В. передана на попечение органа опеки и попечительства (л.д.11-12).

В соответствии со справкой Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства ГОКУ Шарьинский детский дом от 17.07.2012, В.Д.В. с ДАТА является воспитанницей ГОКУ Шарьинский детский дом и находится на полном государственном обеспечении (л.д. 19)

Протоколом заседания жилищной комиссии межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства № 5 от 23.08.2012 года и Приказом -О от 23.08.2012 года Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства, МТОСЗН № 5 г. Мантурово, В.Д.В., ДАТА, на основании личного заявления, включена в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (л.д. 10, 20-21).

В соответствии с паспортом , выданным ДАТА территориальным пунктом УФМС России по Костромской области в Межевском районе, В.Д.В. ДАТА была зарегистрирована по адресу: АДРЕС (л.д. 8).

В соответствии с актом обследования жилого помещения по адресу: АДРЕС. от 29.03.2012 года, по данному адресу зарегистрированы В.И.В., В.М.В., В.Д.В., данное жилое помещение не пригодно для проживания, так как требуется капитальный ремонт (л.д.14).

Согласно справки, выданной Администрацией Никольского сельского поселения Межевского муниципального района от 29.03.2012 г., у В.И.В., зарегистрированной и проживающей по адресу: АДРЕС, иного жилья на территории АДРЕС нет (л.д. 13).

В соответствии с данными Мантуровского межрайонного филиала ГП «Костромаоблтехинвентаризация» от 15.02.2012 г. сведения на В.Д.В. о регистрации права собственности на жилые и нежилые строения, помещения на территории г. Мантурово, Мантуровского и Межевского районов Костромской области не поступали (л.д. 15). Также как и сведения на В.И.В. ( от 15.08.2012 г.) (л.д. 16).

По данным Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Костромской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 17.08.2012 г. и сведения о правах В.Д.В. и В.И.В. на объекты недвижимого имущества на территории Мантуровского отдела Управления Росреестра по Костромской области отсутствуют (л.д. 17-18).

В соответствии со сведениями «Костромаоблкадастр» Областное БТИ от 11.04.2016 г. и Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Костромской области от 08.04.2016 данных о регистрации прав В.Д.В. на строения, помещения на территории г. Костромы и Костромской области также не поступало (л.д. 22-23).

Из письменного пояснения представителя Межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства №5 следует, что В.Д.В., ДАТА.р. включена приказом -О от 23 августа 2012г. в списки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а так же детей, находящихся под опекой (попечительством) не имеющих закрепленного жилого помещения, так как она имела статус оставшейся без попечения родителей и не имела закрепленного жилого помещения, помещения на праве собственности. Была выявлена как оставшаяся без попечения родителей на территории Межевского муниципального района. Воспитывалась в Шарьинском детском доме. Её мать В.И.В., лишена родительских прав решением Кологривского районного суда от ДАТА. вступившего в законную силу ДАТА. Сведение об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка, что подтверждается справкой о рождении от 23.05.2012г. отдела ЗАГС администрации Межевского района Костромской области. В.Д.В., с её слов желает получить квартиру в г.Шарья.(л.д.76).

Суд считает установленным, что В.Д.В. является лицом, относящимся к категории - лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в собственности жилья не имеет, иного жилого помещения для проживания не имеет, а, следовательно, является лицом, нуждающимся предоставлении жилого помещения. Представителем ответчика данный факт также не оспаривался.

Таким образом, установлено, что в настоящее время В.Д.В. на основании п. 1 ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением по социальным нормам по договору социального найма органом местного самоуправления по месту жительства.

В силу части 1 статьи 6 Закона Костромской области от 19.12.2005 г. N 348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном Законом Костромской области от 5 октября 2007 года N 196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области", однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Костромской области по договорам найма специализированных жилых помещений.

Обеспечение жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан, в порядке, установленном администрацией Костромской области (часть 2).

В соответствии со ст. 3 Закона Костромской области № 620-5-ЗКО от 29 декабря 2014 года «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее - дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (далее - государственные полномочия).

Согласно пункта 1 ч.2 ст. 5 Закона Костромской области № 620-5-ЗКО от 29 декабря 2014г. органы государственной власти Костромской области при осуществлении органами местного самоуправления переданных государственных полномочий обязан обеспечить передачу органам местного самоуправления из областного бюджета финансовых средств в виде субвенций. К вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства (пункт 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации).

Государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления в соответствии с частью 1 настоящей статьи, включают в себя, в том числе: формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; принятие решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения на срок пять лет.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Ни положения данного Федерального закона, ни Жилищного кодекса Российской Федерации (ст. 109.1) не предусматривают предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности. Жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.

Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

В соответствии с положениями пункта 1 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ обязанность по обеспечению детей оставшихся без попечения родителей, к которым относиться В.Д.В. возлагается на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанного лица.

В силу части 1 статьи 6 Закона Костромской области от 19.12.2005 г. N 348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" предусмотрено однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда категории лиц к которым относиться В.Д.В. по месту жительства указанных лиц.

Согласно приказа -О от 23.08.2012 года Межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства № 5 по г. Мантурово, В.Д.В., ДАТА года рождения, включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих жилого помещения (л.д. 21).

В соответствии со справкой «У.» от 11.02.2016 года В.Д.В. является студенткой 1 курса очной формы обучения (л.д. 24).

В соответствии со ст. 20 ГК РФ, под местом жительства гражданина понимается место, где он постоянно или преимущественно проживает.

При этом местом жительства гражданина не может служить место, где гражданин пребывает временно.

Как следует из материалов дела и показаний В.Д.В. местом ее регистрации является АДРЕС. Местом пребывания на период обучения в «У.» является АДРЕС.

Как ребенок-сирота В.Д.В. была поставлена на учет Межрайонным Территориальным отделом социальной защиты населения, опеки и попечительства № 5.

Из материалов дела следует, что В.Д.В. являлась воспитанницей ГОКУ Шарьинский детский дом (л.д.19)

Как пояснила В.Д.В. в судебном заседании в то время, когда она не находится на учебе в АДРЕС, она проживает в г. Шарья, у своей крестной матери Т.О.Г., после окончания обучения планирует вернуться и проживать в г. Шарья.

Согласно справки Миграционного пункта МО МВД России «Шарьинский» от 15.11.2016 года Т.О.Г. зарегистрирована по адресу: АДРЕС АДРЕС ( л.д. 95).

Как поясняла сама Т.О.Г. в судебном заседании, она является сособственником квартиры по адресу: АДРЕС, квартира находится в долевой собственности у нее и ее сестры С.И.А.. В настоящее время в квартире проживают она, ее сын и ее старая бабушка. В.Д.В. является ее крестницей, у них хорошие отношения, она называет ее мамой. В.Д.В. часто приезжает к ней в гости, проживает у нее, ночевать они ездят в АДРЕС, там у нее находится дом, где она временно проживает, потому что в квартире живет старая бабушка, и они не хотят ей мешать. Она не может зарегистрировать В.Д.В. в своей квартире, поскольку для этого необходимо согласие второго собственника жилого помещения, а ее сестра его не даст. Но если она приедет к ней после обучения, то она, конечно ее не выгонит ( л.д.113-119).

Судом были исследованы предоставленные представителем ответчика акт обследования от 16.11.2016г., копия договора мены от 06.12.2012г. копия свидетельства о государственной регистрации права общей долевой собственности Т.О.Г. от 17.11.201г. ксерокопии паспорта Б.З.П., Т.О.Г.и С.Н.А. и письменная информация администрации Зебляковского сельского поселения от 22.11.2016г. (л.д.102.103-104, 105,106,107, 108, 109). Однако данными доказательствами не нашло своего подтверждения, что квартира принадлежащая на праве общей долевой собственности Т.О.Г. по адресу: АДРЕС не является местом жительства истца В.Д.В.. Это утверждение представителя ответчика опровергается исследованными судом доказательствами.

Таким образом, суд считает установленным, что постоянным местом жительства В.Д.В. является г.Шарья Костромской области. В.Д.В. как установлено в судебном заседании не может проживать в АДРЕС по месту, где она зарегистрирована, так как дом непригоден для проживания, намерена в дальнейшем после окончания учебного заведения проживать в г.Шарья. Доказательств обратного ответчиком суду не представлено. Следовательно, обязанность по обеспечению её жилым помещением возлагается на администрацию городского округа г.Шарья Костромской области.

С учетом изложенного, суд приходит выводу о том, что требования прокурора Межевского района, заявленные в интересах В.Д.В. являются законными, обоснованными.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Ответчиком в судебном заседании суду не представлено доказательств подтверждающих наличие обстоятельств в соответствии, с которыми заявленные прокурором Межевского района в интересах В.Д.В. требования удовлетворению не подлежат.

С учетом изложенного, суд приходит выводу о том, что требования прокурора Межевского района в интересах В.Д.В. подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования прокурора Межевского района Костромской области в интересах В.Д.В., к Администрации городского округа города Шарьи - удовлетворить.

Возложить на администрацию городского округа город Шарья Костромской области обязанность предоставить В.Д.В., ДАТА года рождения с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории городского округа город Шарья изолированное жилое на основании договора найма специализированного жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Шарьинский районный суд.

Председательствующий:                                                               О.В. Игуменова

2-3/2017 (2-910/2016;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Межевского района Костромской области в интересах Волошиной Дарьи Васильевны
Ответчики
Администрация городского округа г. Шарья КО
Администрация Шарьинского муниципального района
Другие
Департамент финансов Костромской области
Департамент строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области
Комитет по управлению имуществом администрации городского округа г. Шарья
Администрация Костромской области
Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области
Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области
МТОСЗН, ОиП № 5 Департамента по труду и социальной защите Костромской области
Суд
Шарьинский районный суд Костромской области
Дело на сайте суда
sharinsky.kst.sudrf.ru
04.05.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.05.2016Передача материалов судье
04.05.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.05.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.05.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.05.2016Судебное заседание
12.10.2016Производство по делу возобновлено
19.10.2016Судебное заседание
09.11.2016Судебное заседание
23.11.2016Судебное заседание
23.12.2016Судебное заседание
09.01.2017Судебное заседание
30.01.2017Судебное заседание
30.01.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.01.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.01.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее