|
№ 21-81/2017 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
15.02.2017 |
г. Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Щепалов С.В., рассмотрев жалобу Ефимова С. А. на постановление заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 20.10.2016, решение судьи Кондопожского городского суда Республики Карелия от 26.12.2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ, в отношении Ефимова С. А.,
установил:постановлением заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Республике К.., Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 20.10.2016 Ефимов С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4000 руб.
Решением судьи Кондопожского городского суда Республики Карелия от 26.12.2016 постановление по делу оставлено без изменения, жалоба Ефимова С.А. - без удовлетворения.
С такими постановлением должностного лица и решением судьи Ефимов С.А. не согласен, в поданной жалобе просит их отменить. Указывает, что правонарушение выявлено после получения письма, направленного в ответ на определение Управления Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Управление) от 19.09.2016, которое судебным постановлением было признано вынесенным с нарушением требований КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении составлен спустя 14 дней после получения письма в нарушение ч. 5 ст. 28.2 КоАП РФ. В протоколе данные о времени и месте совершения административного правонарушения указаны на основании вышеуказанного письма, должностное лицо сама эти данные не устанавливала, время указала приблизительно. Протокол был составлен 10.10.2016 в отсутствие Ефимова С.А., не явившегося по уважительной причине, что является нарушением его прав на защиту. Отстреленный медведь и продукция из него не может быть отнесена к биологическим отходам. Исследование (...) показало отсутствие у медведя паразитологических заболеваний.
На рассмотрение дела по поданной жалобе Ефимов С.А. не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.
Заслушав представителей административного органа (...) возражавших по доводам жалобы, специалистов (...) проверив дело, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ нарушение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.
В соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации № 4979-1 от 14.05.1993 "О ветеринарии" (далее – Закон) владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства; не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства; соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства.
Согласно п. 1.2 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 № 13-7-2/469 (далее - Правила), биологическими отходами являются трупы животных и птиц, в т.ч. лабораторных; абортированные и мертворожденные плоды; ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясо-, рыбоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и др. объектах; другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.
В соответствии с п. 1.4 Правил обязанность по доставке биологических отходов для переработки или захоронения (сжигания) возлагается на владельца (руководителя фермерского, личного, подсобного хозяйства, акционерного общества и т.д., службу коммунального хозяйства местной администрации).
В силу п. 1.5 Правил биологические отходы утилизируют путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, обеззараживают в биотермических ямах, уничтожают сжиганием или в исключительных случаях захоранивают в специально отведенных местах.
Согласно п. 2.1 Правил ветеринарный специалист при осмотре трупа животного, мертворожденного, абортированного плода и других биологических отходов дает заключение об их уборке, утилизации или уничтожении.
В соответствии с п. 4.3.1 Правил сжигание биологических отходов проводят под контролем ветеринарного специалиста, в специальных печах или земляных траншеях (ямах) до образования негорючего неорганического остатка.
Основанием привлечения Ефимова С.А. к административной ответственности послужило то обстоятельство, что он 21.08.2016 в 16 час. 00 мин., проживая по адресу: Республика Карелия, Кондопожский район, (...) на своем частном подворье, в нарушение ст. 18 Закона, п.п. 1.1, 1.4, 1.5, 2.1, 4.3.1 Правил произвел уничтожение биологических отходов после разделки туши добытого им 21.08.2016 медведя путем сжигания в железной бочке, не отвечающей требованиям специальной печи, без контроля ветеринарных специалистов, без заключения ветеринарного специалиста об уборке, утилизации или уничтожении биологических отходов, образованных при разделке туши добытого медведя.
В качестве основных доказательств, подтверждающих событие административного правонарушения, административным органом использовались сведения, представленные Ефимовым С.А. по определению заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 19.09.2016. Данным определением у Ефимова С.А. в порядке ст. 26.10 КоАП РФ истребовались сведения, необходимые для рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ, возбужденном в отношении местной общественной организации (...) В числе прочего, у Ефимова С.А. истребованы сведения, где им произведена разделка туши добытого 21.08.2016 медведя и утилизация биологических отходов после разделки туши, с указанием метода утилизации (сжигание, захоронения в землю и т.п.) и места утилизации. При этом Ефимов С.А. был предупрежден об административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ.
В ответ на определение Ефимов С.А. письменно сообщил о том, что тушу медведя разделал, а отходы сжег в железной бочке на частном подворье, а также провел ветеринарную экспертизу, которая показала отсутствие заболеваний у добытого медведя. Ефимовым С.А. были приложены результаты исследований по экспертизе, проведенной (...)
Данная информация явилась основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении Ефимова С.А.
Между тем, в соответствии со ст. 26.10 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела. При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме судью, орган, должностное лицо, вынесших определение.
Таким образом, указанная статья по ее буквальному смыслу предоставляет органу, осуществляющему производство по делу об административном правонарушении, своим определением истребовать у организации сведения, необходимые для дела. Нарушение установленного срока их предоставления без уважительных причин может явиться основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ для соответствующей организации и (или) ее должностных лиц.
Между тем, закрепленная ст. 26.10 КоАП РФ процессуальная форма не может применяться в случае возникновения необходимости в получении от физического лица необходимой для дела информации, непосредственно известной данному лицу и не связанной с наличием специальных познаний либо исполнением должностных обязанностей. В данном случае административному органу необходимо руководствоваться порядком, закрепленным в ст. 25.6 КоАП РФ (свидетель). Указанный порядок предоставляет гражданину необходимые процессуальные гарантии, в том числе право не свидетельствовать против себя самого, право делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол, необходимость предупреждения об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Положения ст.ст. 25.6, 29.7 КоАП РФ устанавливают необходимость вызова должностным лицом гражданина для личного допроса в качестве свидетеля, разъяснения свидетелю его прав, обеспечивают свидетелю закрепленную ст. 25.15 КоАП РФ возможность возмещения понесенных расходов и иные гарантии.
В ходе изложенных выше процессуальных действий административным органом нарушены требования КоАП РФ, которые привели к нарушению прав Ефимова С.А. Должностное лицо при истребовании сведений руководствовалось ст. 26.10 КоАП РФ, которая не применима к соответствующим процессуальным отношениям. Ефимов С.А. был предупрежден об ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ, в то время как не мог выступать субъектом данного правонарушения, а также был лишен законных процессуальных гарантий, предоставленных ст. 25.6 КоАП РФ, в том числе права не свидетельствовать против себя самого.
Возбужденное впоследствии в отношении Ефимова С.А. дело об административном правонарушении по ст. 17.7 КоАП РФ прекращено постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Кондопожского района Республики Карелия от 07.12.2016 № за отсутствием состава административного правонарушения в связи с нарушением административным органом ч. 2 ст. 25.6 КоАП РФ.
Соответственно, изложенные выше сведения на основании ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не могут использоваться как доказательства по настоящему делу об административном правонарушении, поскольку получены с нарушением закона.
Иных доказательств, непосредственно подтверждающих событие административного правонарушения, в деле не имеется. Место совершения правонарушения административным органом не осматривалось. Время совершения фактически не установлено и указано должностным в протоколе об административном правонарушении произвольно, что следует из объяснений представителей административного органа.
Кроме того, согласно показаний допрошенных специалистов (...) должностных лиц Управления ветеринарии Республики Карелия, и по смыслу п. 2.1, разделов 3 и 4 Правил вывод о необходимости уничтожения трупа животного и способе уничтожения находится в компетенции ветеринарного специалиста, который дает соответствующее заключение.
По настоящему делу ветеринарный специалист требуемого заключения не давал. В связи с чем из материалов дела сделать определенный вывод о наличии у Ефимова С.А. обязанности, предусмотренной п. 4.3.1 Правил, нельзя.
По изложенным основаниям состав вмененного Ефимову С.А. административного правонарушения нельзя считать доказанным.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Соответственно, обжалуемое постановление должностного лица и решение судьи подлежат отмене, производство по делу - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья
решил:постановление заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 20.10.2016, решение судьи Кондопожского городского суда Республики Карелия от 26.12.2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ, в отношении Ефимова С. А. отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Судья |
С.В. Щепалов |