Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Советского районного суда <адрес> Адзиев М.М., при секретаре судебного заседания ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Мусаева М.Б. к Южному главному управлению ЦБ РФ с требованиями:
-признать незаконным внесение Южным Главным Управлением Банка России сведений о Мусаева М.Б., в централизованную базу данных (предусмотренную ст. 75 ФЗ «О центральном банке Российской Федерации (Банк России)»), как лица занимающего должности: директор филиала <адрес> ООО КБ «КРЕДО <данные изъяты>» и заместитель председателя правления 000 КБ «КРЕДО ФИНАНС», деятельность которого способствовала нанесению ущерба финансовому положению кредитной организации <данные изъяты>
-обязать Южное Главное Управление Банка России исключить сведения о Мусаева М.Б. (как лица занимающего должности: директор филиала «<адрес> 000 КБ «КРЕДО ФИНАНС» и заместитель председателя правления 000 КБ «КРЕДО ФИНАНС»), деятельность которого способствовала нанесению ущерба финансовому положению кредитной организации 000 КБ «КРЕДО ФИНАНС»), из централизованной базы данных, предусмотренной ст. 75 ФЗ «О центральном банке Российской Федерации (Банк России)».
УСТАНОВИЛ:
Мусаева М.Б. обратился в суд с указанным выше административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что с ДД.ММ.ГГГГ работал в ООО КБ «КРЕДО ФИНАНС» на должностях: заместителя директора <адрес> ООО КБ «КРЕДО ФИНАНС», директор филиала «<адрес> ООО КБ «КРЕДО ФИНАНС» и заместителя председателя правления ООО КБ «КРЕДО ФИНАНС».
Приказом Банка России от 28.07.2016г. №ОД-2405у ООО КБ «КРЕДО ФИНАНС» отозвана лицензия на осуществление банковских операций.
В соответствии с главой 5 Положения Банка России от ДД.ММ.ГГГГ №-П «О порядке оценки соответствия квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации лиц, указанных в статье 11.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и статье 60 Федерального закона « О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и порядке ведения базы данных, предусмотренной ст. 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» я был внесен в базу данных руководителей, деятельность которых привела к отзыву у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.
Лицензия на осуществление банковских операций у ООО КБ «КРЕДО ФИНАНС» была отозвана в связи с неисполнением ООО КБ «КРЕДО ФИНАНС» федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, и нормативных актов Банка России, неоднократным нарушением в течении одного года требований, предусмотренных статьей 7 (за исключением пункта 3 статьи 7) Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а также требований нормативных актов Банка России, изданных в с соответствии с указанным Федеральным законом, учитывая неоднократное применение в течении одного года мер, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», руководствуясь статьей 19, пунктами 6 и 6.1. части первой статьи 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и частью статьи 74 Федерального закона «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)».
Причины отзыва лицензии у ООО КБ «КРЕДО ФИНАНС» не касаются его деятельности в качестве заместителя председателя правления и руководителя филиала банка. Подтверждением этого может служить акт инспекторской проверки от ДД.ММ.ГГГГ. № и мои должностные инструкции. Согласно названному акту проверки к его деятельности как руководителя филиала и как заместителя председателя правления кредитной организации в рамках его компетенции замечаний не было.
Вопросы, приведшие к отзыву лицензии к его должностным обязанностям в должности заместителя председателя правления не относились, а по филиалу, руководство которым он осуществлял, замечаний не было. Деятельность филиала в период его руководства была прибыльной, замечаний от Банка России в лице его территориальных подразделений не было.
На основании вышеизложенного, 24.08.2016г. он обратился в Южное главное управление Центрального Банка Российской Федерации с просьбой исключить его из базы данных руководителей, деятельность которых привела к отзыву лицензии у кредитной организации ООО КБ «КРЕДО ФИНАНС».
Согласно ответу № от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что Южное главное управление Центрального Банка Российской Федерации не находит оснований для исключения сведений из базы данных, предусмотренных ст. 75 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Согласно ст. 16 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» № от ДД.ММ.ГГГГ наличие у кандидата права давать обязательные указания или возможности иным образом определять действия кредитной организации, у которой лицензия на осуществление банковских операций была отозвана по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части второй статьи 20 настоящего Федерального закона, и (или) которая была признана арбитражным судом несостоятельной (банкротом), то данное обстоятельство влечет признание деловой репутации не соответствующей предъявляемым к ней требованиям.
Нормами ст. 75 Федерального закона «О центральном банке Российской Федерации» № 86-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что для предотвращения ситуаций, угрожающих законным интересам вкладчиков и кредиторов кредитных организации, стабильности банковской системы Российской Федерации Центральным банком России ведется централизованная база данных о лицах, занимающих должности указанные в статье 60 настоящего Федерального закона (кандидатах на указанные должности), других работниках кредитных организаций и об иных лицах, деятельность которых способствовала нанесению ущерба финансовому положению кредитной организации или нарушениям законодательства Федерации и нормативных актов Банка России.
Указанная база данных ведется Центральным банком Российской Федерации. Порядок ее ведения предусмотрен нормами «Положения о порядке оценки соответствия квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации лиц, указанных в ст. 11.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и ст.60 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», и порядке ведения базы данных, предусмотренной статьей 75 Федерального закона "О центральном банке Российской Федерации (Банке России)» №-П от ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 5.2 указанного Положения определено, что в базу данных (приложение 9 к настоящему Положению) вносятся сведения о:
5.2.2. о руководителях кредитной организации (филиала), лицах, временно исполняющих должностные обязанности руководителя кредитной организации, и лицах, на которые возложены отдельные обязанности руководителей кредитной организации (филиала), предусматривающие право распоряжения денежными средствами, находящимися на открытых в Банке России счетах кредитной организации:
занимающих должности в кредитной организации, в которой в соответствии с приказом Банка России введена временная администрация по управлению кредитной организацией, за исключением случая введения временной администрации по управлению кредитной организацией в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до ДД.ММ.ГГГГ" (за исключением лиц, представивших в Банк России доказательства непричастности к принятию решений или совершению действий (бездействию), которые привели к назначению временной администрации);
занимающих должности в кредитной организации, в отношении которой с участием государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" осуществляются меры по предупреждению банкротства в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до ДД.ММ.ГГГГ" (при отсутствии информации об участии соответствующего лица в принятии решений или совершении действий, направленных на устранение оснований для осуществления указанных в настоящем абзаце мер);
занимавших должности единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации (в том числе занимавших одновременно должность руководителя, главного бухгалтера филиала этой же кредитной организации) в течение последних 12 месяцев до даты отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций;
деятельность которых привела к направлению в кредитную организацию предписания об ограничении на проведение отдельных операций (запрете на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций), а также к неоднократному (два и более раза в течение последних 12 месяцев) неисполнению предписаний Банка России об устранении нарушений в деятельности кредитной организации (филиала) в соответствии со статьей 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";
в отношении которых зафиксирован в установленном порядке факт противодействия уполномоченным представителям Банка России, служащим государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" при проведении ими проверок кредитных организаций (их филиалов), членам временной администрации по управлению кредитной организацией;
занимавших должности руководителя, главного бухгалтера филиала (за исключением лиц, одновременно занимавших в кредитной организации, открывшей данный филиал, должности, перечисленные в абзаце четвертом настоящего подпункта) в течение последних 12 месяцев до даты отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций (при наличии документально подтвержденных доказательств причастности указанных лиц к принятию решений или совершению действий (бездействию), которые привели к отзыву у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций).
По основаниям, изложенным в абзацах четвертом и седьмом настоящего подпункта, в базу данных не включаются сведения о лицах, занимавших должности руководителей кредитной организации (филиала) в течение последних 12 месяцев до даты отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным пунктами 5-8 части второй статьи 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", в случаях, если они осуществляли действия, предусмотренные федеральными законами и нормативными актами Банка России, для защиты интересов кредиторов и вкладчиков, включая обеспечение активов, достаточных для расчетов с кредиторами в полном объеме и достоверно отраженных в отчетности;
представивших недостоверные сведения в отношении ограничений, установленных федеральными законами, препятствующих осуществлению указанными лицами функций руководителя кредитной организации (филиала);
деятельность которых способствовала нанесению ущерба финансовому положению кредитной организации или нарушениям законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России (при наличии у подразделения Банка России документально подтвержденных сведений об указанных фактах);
в отношении которых присутствуют иные установленные законом основания, препятствующие их назначению на должность (возложению отдельных обязанностей руководителей кредитной организации (филиала), предусматривающую право распоряжения денежными средствами, находящимися на открытых в Банке России счетах кредитной организации.
По основанию, изложенному в абзаце пятом настоящего подпункта:
в обязательном порядке вносится информация о единоличном исполнительном органе кредитной организации, а также о руководителе филиала (если предписание об ограничении (запрете) на проведение отдельных банковских операций направлено кредитной организации в связи с нарушениями, выявленными в деятельности филиала);
информация о заместителе единоличного исполнительного органа, члене коллегиального исполнительного органа, главном бухгалтере, заместителе главного бухгалтера кредитной организации, руководителе, главном бухгалтере филиала не вносится в базу данных в случае, если в подразделении Банка России имеются документально подтвержденные доказательства непричастности указанных лиц к нарушениям, которые привели к направлению в кредитную организацию предписания об ограничении на проведение отдельных операций (запрете на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций), в том числе исходя из должностных инструкций, установленного распределения обязанностей по курированию подразделений (направлений деятельности), внутренних и иных документов кредитной организации.
Таким образом, внесение в базу данных возможно лишь при наличии документально подтвержденных сведений в отношении конкретного лица. Таких сведений Центральным Банком Российской Федерации не представлено.
При этом, пунктом 5.10 «Положения о порядке оценки соответствия квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации лиц, указанных ст. 1.1.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и ст.60 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», и порядке ведения базы данных, предусмотренной статьей 75 Федерального закона "О центральном банке Российской Федерации (Банке России)» №-П от ДД.ММ.ГГГГ установлены основания для исключения информации из базы данных до истечения сроков, предусмотренных пунктом 5.8 настоящего Положения, одним из которых является -установление в дальнейшем (на основании проверок, объяснений, предоставленных лицами, указанными в пункте 5.1 настоящего Положения, представления документов и иной документально подтвержденной информации) непричастности лиц, внесенных в соответствующую базу данных, к нарушениям кредитной организацией требований федеральных законов и (или) нормативных актов Банка России, послуживших основанием для внесения сведений о них в базу данных;
Ответ Южного главного управления Центрального Банка Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ., направленный в адрес Мусаева М.Б., не содержит каких-либо сведений о проведенных по данному факту проверок, ссылок на объяснения лиц, а также ссылок, на какую либо иную подтвержденную информацию.
В письменном возражении на административный иск административный ответчик сослался на следующие обстоятельства.
Мусаева М.Б. являлся заместителем единоличного исполнительного органа, членом коллегиального исполнительного органа, а также руководителем филиала кредитной организации ООО КБ «КРЕДО ФИНАНС» (далее - кредитная организация).
В связи с неисполнением кредитной организацией ООО КБ «КРЕДО ФИНАНС» федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, и нормативных актов Банка России, учитывая неоднократное применение в течение одного года мер, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», приказом Банка России от ДД.ММ.ГГГГ № ОД-2405 у кредитной организации отозвана лицензия на осуществление банковских операций. Приказом Банка России от ДД.ММ.ГГГГ № ОД-2405 назначена временная администрация по управлению кредитной организацией, полномочия исполнительных органов кредитной организации приостановлены.
Арбитражным судом <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по делу <данные изъяты> принято решение о признании общества с ограниченной ответственностью Коммерческий банк «КРЕДО ФИНАНС» несостоятельной (банкротом).
В соответствии с абзацами 13 и14 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О банках и банковской деятельности» (далее -Закона) занятие кандидатом должности руководителя, главного бухгалтера или заместителя главного бухгалтера кредитной организации в течение 12 месяцев, предшествовавших дню введения в соответствии с решением Банка России временной администрации по управлению кредитной организацией с приостановлением полномочий исполнительных органов (абз.13), и предшествовавших дню отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций (абз.14) (за исключением лиц, представивших в Банк России доказательства непричастности к принятию решений или совершению действий (бездействию), которые привели к отзыву лицензии на осуществление банковских операций) влечет признание деловой репутации не соответствующей предъявляемым к ней требованиям. При этом согласно абзацу 3 статьи 11.1 Закона руководителем кредитной организации признается единоличный исполнительный орган, его заместители, члены коллегиального исполнительного органа.
В целях выявления ситуаций, угрожающих законным интересам вкладчиков и кредиторов кредитных организаций (банковских групп), стабильности банковской системы Российской Федерации в соответствии с частью третьей статьи 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» ведется централизованная база данных о лицах, указанных в пунктах 2.1, 3.1 и 4.1 Положения Банка России от ДД.ММ.ГГГГ N 408-П1 (далее - Положение), деловая репутация которых не соответствует требованиям, установленным статьей 16 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», других работниках кредитной организации и иных лицах, деятельность которых способствовала нанесению ущерба финансовому положению кредитной организации или нарушениям законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России (далее - база данных). Согласно п. 5.2. Положения в базу данных вносятся сведения о лицах по основаниям, указанным в Приложении 9 к Положению.
Так в отношении Мусаева М.Б. как о заместителе единоличного исполнительного органа и члене коллегиального исполнительного органа кредитной организации Южным ГУ Банка России были внесены сведения в базу данных по основаниям:
1.3. -занятие должности единоличного исполнительного органа, его заместителя, члена коллегиального исполнительного органа кредитной организации, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера кредитной организации в течение последних 12 месяцев до даты введения в соответствии с решением Банка России временной администрации по управлению кредитной организацией с приостановлением полномочий исполнительных органов (за исключением лиц, представивших в Банк России доказательства непричастности к принятию решений или совершению действий (бездействия), которые привели к назначению временной администрации);
1.4. - занятие должности единоличного исполнительного органа, его заместителя, члена коллегиального исполнительного органа кредитной организации, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера кредитной организации в течение последних 12 месяцев до даты отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций (за исключением лиц, представивших в Банк России доказательства непричастности к принятию решений или совершению действий (бездействия), которые привели к отзыву лицензии на осуществление банковских операций);
1.10, - наличие права давать обязательные указания или возможность иным образом определять действия кредитной организации, у которой лицензия на осуществление банковских операций была отозвана по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части второй статьи 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», и (или) указанная кредитная организация признана арбитражным судом несостоятельной (банкротом);
3.2. - занятие должности единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации (в том числе одновременное занятие должности руководителя, главного бухгалтера филиала этой же кредитной организации) в течение последних 12 месяцев до даты отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.
В отношении Мусаева М.Б. как о руководителе филиала кредитной организации были внесены сведения в базу данных по основаниям:
3.2. - занятие должности единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации (в том числе одновременное занятие должности руководителя, главного бухгалтера филиала этой же кредитной организации) в течение последних 12 месяцев до даты отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.
Таким образом, по основаниям 3.2. и 1.10. Приложения 9 к Положению сведения в базу данных в силу занимаемой лицом должности. По основаниям 1.3. и 1.4. Приложения 9 к Положению сведения о заместителе единоличного исполнительного органа и члене коллегиального исполнительного органа в базу данных не вносятся, если лицом представлены в Банк России доказательства непричастности к принятию решений или совершению действий (бездействия), которые привели к назначению временной администрации и (или) отзыву лицензии.
Одним из указанных в пункте 5.9 Положения оснований исключения информации из базы данных до истечения сроков, предусмотренных пунктом 5.8 Положения, является установление в дальнейшем (на основании проверок, объяснений, предоставленных лицами, указанными в пункте 5.1 Положения, представления документов и иной документально подтвержденной информации) непричастности лиц, внесенных в соответствующую базу данных, к нарушениям кредитной организацией требований федеральных законов и (или) нормативных актов Банка России, послуживших основанием для внесения сведений о них в базу данных.
При рассмотрении вопроса включения сведений и возможности последующего исключения сведений о лице из базы данных на основании ходатайства лица Южное ГУ Банка России исходило из того, что предусмотренные п. 5.9 Положения основания для исключения сведений о лице из базы данных отсутствуют, поскольку непредставление документов и иной документально подтвержденной информации о непричастности к принятию решений или совершению действий (бездействию), которые привели к отзыву лицензии на осуществление банковских операций, само по себе не может служить доказательством о непричастности лица.
Необходимо особо подчеркнуть, что нормативными актами Банка России не предусмотрено проведение специализированных проверок по установлению причастности /непричастности/ лиц, входящих в органы управления кредитной организации, к нарушениям, послужившим отзыва у лицензии, так как в силу Положения №-П, причастность указанных лиц презюмируется, исходя из должности и полномочий лица по занимаемой должности.
В отношении доводов, изложенных в административном иске, необходимо отметить, что они являются несостоятельными, поскольку истец неверно трактует п. 5.2.2 Положения и в этой связи оспаривает основание, которое Банком России не применялось при внесении сведений в базу данных (абз. 7 п. 5.2.2 Положения). На странице 4 административного иска истец подчеркивает, что сведения о лицах, занимавших должности руководителя, главного бухгалтера филиала (за исключением лиц, одновременно занимавших в кредитной организации, открывшей данный филиал, должности, перечисленные в абзаце четвертом п. 5.2.2 Положения) в течение последних 12 месяцев до даты отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, вносятся при наличии документально подтвержденных доказательств причастности указанных лиц к принятию решений или совершению действий (бездействию), которые привели к отзыву у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.
Вместе с тем, напротив, Мусаева М.Б. наряду с должностью руководителя филиала кредитной организации одновременно занимал должность заместителя единоличного исполнительного органа и члена коллегиального исполнительного органа кредитной организации.
Таким образом, абз. 7 п. 5.2.2. Положения не применялся при включении сведений в базу данных, соответственно, не имело силы требование о наличии у Банка России документально подтвержденных доказательств причастности указанных лиц к принятию решений или совершению действий (бездействию), которые привели к отзыву у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.
ДД.ММ.ГГГГ Мусаева М.Б. обратился в Южное ГУ Банка России с ходатайством об исключении сведений о нем из базы данных. Вместе с тем, из представленных заявителем документов не представилось возможным установить, что он:
1) не занимал должность заместителя единоличного исполнительного органа и члена коллегиального исполнительного органа кредитной организации в течение последних 12 месяцев до даты введения в соответствии с решением Банка России временной администрации по управлению кредитной организацией с приостановлением полномочий исполнительных органов, и как следствие, не представилось возможным подтвердить, что сведения о нем не подлежали включения в базу данных по основанию 1.3 Приложения 9 к Положению;
2) не занимал должность заместителя единоличного исполнительного органа и члена коллегиального исполнительного органа кредитной организации в течение последних 12 месяцев до даты отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, и как следствие, не представилось возможным подтвердить, что сведения о нем не подлежали включения в базу данных по основанию 1.4 Приложения 9 к Положению;
3) как заместитель единоличного исполнительного органа и член коллегиального исполнительного органа кредитной организации не имел права давать обязательные указания или возможность иным образом определять действия кредитной организации, которая признана арбитражным судом несостоятельной (банкротом), и как следствие, не представилось возможным подтвердить, что сведения о нем не подлежали включения в базу данных по основанию 1.10 Приложения 9 к Положению;
4) не занимал одновременно должности заместителя единоличного исполнительного органа, члена коллегиального исполнительного органа кредитной организации и руководителя филиала этой же кредитной организации в течение последних 12 месяцев до даты отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, и как следствие, не представилось возможным подтвердить, что сведения о нем не подлежали включения в базу данных по основанию 3.2. Приложения 9 к Положению.
В связи с отсутствием оснований, указанных в п. 5.9. Положения, в удовлетворении ходатайство Мусаева М.Б. об исключении сведений о нем из базы данных было отказано (письмо Южного ГУ Банка России от ДД.ММ.ГГГГ №).
На основании изложенного, представитель административного истца считал, что требования не обоснованы и просил суд отказать административному истцу в удовлетворении требований.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО5_ доводы, изложенные в административного исковом заявлении, поддержал и просил заявленные требования удовлетворить.
Представитель административного ответчика по доверенности ФИО6 просила по основаниям, изложенным в письменном возражении, требования административного истца оставить без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив по правилам ст.84 КАС РФ представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что административный истец Мусаева М.Б. с ДД.ММ.ГГГГ работал директором <адрес> а с ДД.ММ.ГГГГ - заместителем председателя правления ООО КБ «Кредо Финанс», директором <адрес> КБ «Кредо Финанс».
Приказом №-к от ДД.ММ.ГГГГ освобожден от должности директора <адрес> «Кредо Финанс».
Приказом Банка России от ДД.ММ.ГГГГ №ОД-2405 лицензия у ООО КБ «Кредо Финанс» на осуществление банковской операции отозвана, полномочия исполнительных органов кредитной организации приостановлены, назначена временная администрация по управлению указанной кредитной организацией.
Арбитражным судом <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по делу № принято решение о признании общества с ограниченной ответственностью Коммерческий банк «КРЕДО ФИНАНС» несостоятельной (банкротом).
На основании приказа о расторжении трудового договора №-к/3 от ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор с заместителем председателя правления ООО КБ «Кредо Финанс» Мусаева М.Б. от ДД.ММ.ГГГГ прекращен на основании п.3 ч.1 ст.77 ТК РФ и он уволен с ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, судом установлено, что на день отзыва у ООО КБ «Кредо Финанс» лицензии (ДД.ММ.ГГГГ) административный истец Мусаева М.Б. состоял в должности заместителя председателя правления ООО КБ «Кредо Финанс» и уволен с этой должности ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст.75 ФЗ Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России осуществляет анализ деятельности кредитных организаций (банковских групп, банковских холдингов) в целях выявления ситуаций, угрожающих законным интересам вкладчиков и кредиторов кредитных организаций, а также стабильности банковской системы Российской Федерации.
В случае возникновения таких ситуаций Банк России вправе принимать меры, предусмотренные статьей 74 настоящего Федерального закона, а также по решению Совета директоров осуществлять мероприятия по финансовому оздоровлению кредитных организаций.
Для предотвращения указанных в настоящей статье ситуаций Банк России ведет базу данных о лицах, занимающих должности, указанные в статье 60 настоящего Федерального закона (кандидатах на указанные должности), других работниках кредитных организаций и об иных лицах, деятельность которых способствовала нанесению ущерба финансовому положению кредитной организации или нарушениям законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России. Порядок ведения указанной базы данных устанавливается Банком России. В целях ведения базы данных Банк России вправе запрашивать сведения у федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, юридических лиц.
В ст.60 данного федерального Закона предусмотрено, что Банк России вправе предъявлять квалификационные требования и требования к деловой репутации единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера кредитной организации, руководителя, главного бухгалтера филиала кредитной организации.
В соответствии с абзацем четвертым подпункта 5.2.2. пункта 5.2. "Положения о порядке оценки соответствия квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации лиц, указанных в статье 11.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и статье 60 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", и порядке ведения базы данных, предусмотренной статьей 75 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (утв. Банком России ДД.ММ.ГГГГ N 408-П) (далее- Положение) в базу данных (приложение 9 к настоящему Положению) вносятся сведения о руководителях кредитной организации (филиала), лицах, временно исполняющих должностные обязанности руководителя кредитной организации, и лицах, на которые возложены отдельные обязанности руководителей кредитной организации (филиала), предусматривающие право распоряжения денежными средствами, находящимися на открытых в Банке России счетах кредитной организации, занимавших должности единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации (в том числе занимавших одновременно должность руководителя, главного бухгалтера филиала этой же кредитной организации) в течение последних 12 месяцев до даты отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций;
Согласно абзацу седьмому подпункта 5.2.2. пункта 5.2. Положения вносятся в базу данных сведения о лицах, занимавших должности руководителя, главного бухгалтера филиала (за исключением лиц, одновременно занимавших в кредитной организации, открывшей данный филиал, должности, перечисленные в абзаце четвертом настоящего подпункта) в течение последних 12 месяцев до даты отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций (при наличии документально подтвержденных доказательств причастности указанных лиц к принятию решений или совершению действий (бездействию), которые привели к отзыву у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций).
Из объяснений представителя административного ответчика следует, что в связи с отзывом у ООО КБ «Кредо Финанс» лицензии административным ответчиком отношении заместителя председателя правления ООО КБ «Кредо Финанс» Мусаева М.Б. внесены соответствующие сведения в централизованную базу данных, которая ведется на основании ст.75 ФФИО7 банке Российской Федерации (Банке России)".
Мусаева М.Б. <адрес>. обратился в Южное главное управление Центрального Банка Российской Федерации с просьбой исключить его из базы данных руководителей, деятельность которых привела к отзыву лицензии у кредитной организации ООО КБ «КРЕДО ФИНАНС».
Согласно ответу № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Южное главное управление Центрального Банка Российской Федерации не находит оснований для исключения сведений из базы данных, предусмотренных ст. 75 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Представленные в материалы дела доказательства указывают на то, что у административного ответчика имелись основания для внесения в централизованную базу данных, которая ведется в соответствии со ст. 75 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», сведения в отношении административного истца Мусаева М.Б., который на день отзыва у ООО КБ «Кредо Финанс» лицензии (ДД.ММ.ГГГГ) состоял в должности заместителя председателя правления ООО КБ «Кредо Финанс». Решение принято полномочным органом, порядок его принятия не нарушен.
Вопреки мнению истца, для внесения в соответствии с абзацем четвертым подпункта 5.2.2. пункта 5.2. "Положения о порядке оценки соответствия квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации лиц, указанных в статье 11.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и статье 60 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", и порядке ведения базы данных, предусмотренной статьей 75 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (утв. Банком России ДД.ММ.ГГГГ N 408-П) (далее- Положение) в базу данных (приложение 9 к настоящему Положению) сведений достаточно занятие должности единоличного исполнительного органа, его заместителя, члена коллегиального исполнительного органа кредитной организации, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера кредитной организации в течение последних 12 месяцев до даты введения в соответствии с решением Банка России временной администрации по управлению кредитной организацией с приостановлением полномочий исполнительных органов.
Касательно данной категории лиц сведения не вносятся только в отношении тех, кто представит в Банк России доказательства своей непричастности к принятию решений или совершению действий (бездействия), которые привели к назначению временной администрации.
В последние 12 месяцев до даты введения в соответствии с решением Банка России временной администрации по управлению ООО КБ «Кредо Финанс» с приостановлением полномочий его исполнительных органов административный истец занимал должность заместителя председателя правления ООО КБ «Кредо Финанс». В силу занимаемой должности он автоматически подпадал в категорию лиц, сведения в отношении которых подлежали внесению в упомянутую выше централизованную базу данных. Вопреки утверждению истца его причастность к принятию решений или совершению действий (бездействия), которые привели к назначению временной администрации по управлению ООО КБ «Кредо Финанс» предполагается, пока он не представит доказательства своей непричастности к принятию решений или совершению действий (бездействия), которые привели к назначению временной администрации.
Из материалов дела не усматривается, что ни до принятия административным ответчиком решения о внесении сведений в отношении истца в централизованную базу данных, ни при последующем обращении с заявлением об исключении сведений о нем административным истцом Мусаева М.Б. представлялись доказательства своей непричастности к принятию решений или совершению действий (бездействия), которые привели к назначению временной администрации по управлению ООО КБ «Кредо Финанс».
Утверждение административного истца о том, что он занимал должность директора Избербашского филиала ООО КБ «Кредо Финанс» и поэтому сведения в отношении него могли быть внесены только при наличии документально подтвержденных доказательств причастности его, как руководителя филиала, к принятию решений или совершению действий (бездействию), которые привели к отзыву у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций), основано на ошибочном толковании норм права.
Правило, согласно которому сведения в отношении руководителей филиалов кредитных организаций вносятся при наличии документально подтвержденных доказательств о причастности их к принятию решений или совершению действий (бездействию), которые привели к отзыву у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, не применяется к лицам, одновременно занимавшим в кредитной организации, открывшей данный филиал, должности, перечисленные в абзаце четвертом подпункта 5.2.2. пункта 5.2. Положения (абзац седьмой подпункта 5.2.2. пункта 5.2 Положения).
Административный истца в юридически значимый период занимал одновременно должности заместителя председателя правления ООО КБ «Кредо Финанс» и директора <адрес> «Кредо Финанс» и поэтому для внесения сведений в отношении него в базу данных наличие документально подтвержденных доказательств о причастности его к принятию решений или совершению действий (бездействию), которые привели к отзыву у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, не требовалось. Наоборот, бремя доказывания своей причастности к принятию решений или совершению действий (бездействию), которые привели к отзыву у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, лежала на нем.
Административный истец Мусаева М.Б. был назначен на должность заместителя председателя правления ООО КБ «Кредо Финанс» с правом первой подписи на банковских документах.
Представленная истцом в материалы дела копия должностной инструкции заместителя председателя правления ООО КБ «Кредо Финанс» не содержит сведений, на основании которых возможно определить конкретные функции Мусаева М.Б., как заместителя председателя правления ООО КБ «Кредо Финанс» и вынести суждение о непричастности его к принятию решений или совершению действий (бездействию), которые привели к отзыву у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.
Как указано в возражении ответчика, лицензия на осуществление банковских операций отозвана в связи с неисполнением кредитной организацией ООО КБ «КРЕДО ФИНАНС» федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, и нормативных актов Банка России и неоднократным применением в течение одного года мер, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
Административный истец документально подтвержденными доказательствами не подтвердил свой довод о том, что причины отзыва лицензии у ООО КБ «КРЕДО ФИНАНС» не касаются его деятельности в качестве заместителя председателя правления указанного кредитного учреждения.
При изложенных обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175,178-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Мусаева М.Б. к Южному главному управлению ЦБ РФ с требованиями признать незаконным внесение Южным Главным Управлением Банка России сведений о Мусаева М.Б. в централизованную базу данных (предусмотренную ст. 75 ФЗ «О центральном банке Российской Федерации (Банк России)»), как лица занимающего должности: директор филиала «Избербашский» ООО КБ «КРЕДО ФИНАНС» и заместитель председателя правления ООО КБ «КРЕДО ФИНАНС», деятельность которого способствовала нанесению ущерба финансовому положению кредитной организации ООО КБ «КРЕДО ФИНАНС», обязать Южное Главное Управление Банка России исключить сведения о Мусаева М.Б. (как лица занимающего должности: директор филиала «Избербашский» ООО КБ «КРЕДО ФИНАНС» и заместитель председателя правления ООО КБ «КРЕДО ФИНАНС»), деятельность которого способствовала нанесению ущерба финансовому положению кредитной организации ООО КБ «КРЕДО ФИНАНС»), из централизованной базы данных, предусмотренной ст. 75 ФЗ «О центральном банке Российской Федерации (Банк России)» оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд <адрес> в течение месяца со дня составления его в окончательной форме
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГг.
Судья Адзиев М.