Дело № 2-3/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 января 2017 года
Пластский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Данилкиной А.Л.,
при секретаре Дроздецкой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области к Нишанбаеву К.Р. о возмещении вреда, причиненного транспортным средством автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения,
установил:
Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области обратилось в суд с иском к Нишанбаеву К.Р. о взыскании с ответчика в доход бюджета Челябинской области денежную сумму в размере 151768 руб. 00 коп. в качестве возмещения вреда, причиненного транспортным средством ответчика автомобильным дорогам Челябинской области регионального или межмуниципального значения.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ на передвижном пункте весового контроля ППВК 3, расположенном на 38 км. автодороги Южноуральск-Магнитогорск выявлено нарушение правил перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов транспортным средством Камаз 53212, государственный регистрационный знак №, двигающийся с прицепом Akermann Fruehauf, о чем был составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось. У лица, осуществлявшего автоперевозку, Нишанбаева К.Р., на момент осуществления перевозки отсутствовало специальное разрешение, в соответствии с которым допускается движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов. Акт № от ДД.ММ.ГГГГ подписан водителем Абдрахимовым К.А. без замечаний. Сотрудниками ГИБДД в отношении водителя составлен протокол о совершении административного правонарушения № Взвешивание производится весами автомобильными электронными портативными ВА-П, модификации ВА-20П, заводской №, проверка ЗАО ВИК «ТЕНЗО-М» от ДД.ММ.ГГГГ, межпроверочный интервал не более 1 года. Согласно расчету истца, произведенному на основании Постановления Правительства Челябинской области от 26 января 2011 года №13-П «Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении таких транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального или муниципального значения, являющимся собственностью Челябинской области», размер вреда составил 151 768 руб. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ указанная сумма выплачена не была.
В судебное заседание представитель Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Храмцова М.В. не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие (л.д. 132, 134).
Ответчик Нишанбаев К.Р. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в письменном заявлении указал, что исковые требования признает (л.д. 121, 123).
Третье лицо Абдирахимов К.А., представитель третьего лица ОГБУ «Челябинскавтодор» (л.д. 127, 129, 131), надлежаще извещенные о рассмотрении дела, в судебное заседание не явились.
Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В силу положений ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (пункт 1). Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2).
В силу ч.1 ст. 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
В соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент причинения вреда) движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
Согласно пункту 2 части 3 этой же статьи для получения специального разрешения, указанного в части 1 настоящей статьи, требуется возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством, в порядке, предусмотренном частью 8 настоящей статьи.
В части 8 статьи 31 названного Федерального закона указано, что порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 года № 934 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее – Правила возмещения вреда).
В силу пункта 2 Правил, вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства (пункт 3 Правил возмещения вреда).
Согласно пункту 5 Правил возмещения вреда размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, значений: предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства (подпункт "а"); размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог (подпункт "б"); протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства (подпункт "в"); базового компенсационного индекса текущего года (подпункт "г").
В пункте 6 Правил возмещения вреда приведена формула, по которой рассчитывается размер платы в счет возмещения вреда применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут транспортного средства.
В соответствии с подп. 23 п. 8 Постановления Губернатора Челябинской области от 29 декабря 2014 года № 280 «Об утверждении Положения, структуры и штатной численности Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области» в функции Министерства входит обеспечение взвешивания транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, при весовом и габаритном контроле транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения Челябинской области.
ОГБУ «Челябинскавтодор» создано на основании распоряжения Правительства Челябинской области № 250-рп от 22 декабря 2011 года и свою деятельность осуществляет на основании Государственного задания, которое формирует и утверждает Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области. Одним из основных видов деятельности ОГБУ «Челябинскавтодор» является осуществление весового и габаритного контроля транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения.
В судебном заседании установлено, что автомобильная дорога 38 км. автодороги Южноуральск-Магнитогорск в соответствии с постановлением Правительства Челябинской области от 18 марта 2015 года № 108-П «О перечне областных автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, являющихся собственностью Челябинской области по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ» является собственностью Челябинской области.
ДД.ММ.ГГГГ при осуществлении весового контроля на 38 км. автодороги Южноуральск-Магнитогорск на передвижном пункте весового контроля ППВК №3 инспектором ГИБДД совместно с сотрудником ОГБУ «Челябинскавтодор» было произведено взвешивание транспортного средства КАМАЗ 53212, государственный регистрационный знак №, под управлением водителя Абдирахимова К.А. Собственником указанного транспортного средства является Нишанбаев К.Р.
По результатам взвешивания был составлен акт № от 1ДД.ММ.ГГГГ, которым зафиксировано превышение допустимых нагрузок на оси транспортных средств, из которого, также следует, что фактическая масса автомобиля составляет 55,79 тонн. Фактические осевые нагрузки распределены: ось 1 – 4,79, ось 2 – 12,97, ось 3 – 12,42, ось 4 – 8,79, ось 5 – 9,72, ось 6 7,10. Автомобилем пройдено расстояние по региональным дорогам 447 км. Из указанного акта также следует, что автомобиль имел превышение допустимой массы на 10,91 тонн (л.д.12). Акт подписан водителем Абдрахимовым К.А. без каких-либо возражений, замечаний.
Доказательств того, что действия сотрудников ГИБДД, ОГБУ «Челябинскавтодор» были в установленном законом порядке оспорены Абдрахимовым К.А., Нишанбаевым К.Р. материалы дела не содержат.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 г. Пласта Челябинской области от 29 сентября 2015 года водитель Абдирахимов К.А. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление ДД.ММ.ГГГГ перевоза тяжеловесного груза с превышением осевой нагрузки, не имея специального разрешения (л.д.78-79). Постановление не обжаловано и вступило в законную силу.
Исходя из представленного истцом расчета, ущерб, нанесенный федеральной автомобильной дороге, составляет 151 768 рублей 00 копеек (л.д. 9).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку в ходе судебного разбирательства факт нарушения перевозки грузов нашел свое подтверждение.
Согласно ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 19 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков);
Таким образом, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 4 235 рублей 36 копеек.
Руководствуясь ст. ст. 194-197 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,
решил:
Иск Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области удовлетворить.
Взыскать с Нишанбаева К.Р. в доход бюджета Челябинской области в возмещение вреда, причиненного транспортным средством автомобильным дорогам Челябинской области, 151 768 (сто пятьдесят одна тысяча семьсот шестьдесят восемь) рублей 00 копеек.
Взыскать с Нишанбаева К.Р. государственную пошлину в местный бюджет в сумме 4 235 (четыре тысячи двести тридцать пять) рублей 36 копеек.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Пластский городской суд Челябинской области.
Председательствующий: