Решение по делу № 12-113/2017 от 30.01.2017

Дело № 12-113/2017                    

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

14 марта 2017 года г. Чебоксары

Судья Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики Архипова Н.В.,

рассмотрев жалобу защитника Утятникова А.Е. Ивановой О.Л. , действующей на основании доверенности от 11 января 2017 г., на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике ФИО15 от 11 января 2017 г. № 11-01 в отношении должностного лица – ------ ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» Утятникова А.Е. ,

установил:

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике ФИО16 № 11-01 от 11 января 2017 г. должностное лицо – ------ ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» Утятников А.Е. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере ------.

Не согласившись с данным постановлением, в установленный срок защитник Утятникова А.Е. Ивановой О.Л. , действующая на основании доверенности от 11 января 2017 г., подала на него жалобу, в которой просит отменить постановление, как незаконное, производство по делу прекратить по следующим основаниям. ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» на территории Чувашской Республики через обособленное подразделение – Региональное управление по Чувашскому и Марийскому регионам, осуществляет эксплуатацию 14 автозаправочных станций (АЗС), в том числе АЗС №№ 116, 119, 152. Срок действия Разрешения № ВР.132.11 от 05 декабря 2011 г. на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух источниками, расположенными на территории АЗС №№ 116, 119, 152 истек 22 сентября 2016 г. Поскольку обеспечение экологической безопасновти – важное направление деятельности ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт», Утятниковым А.Е. заблаговременно была инициирована многоступенчатая работа по получению нового разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по указанным в АЗС. В частности, в мае 2016 г. в рамках заключенного договора с ООО 1 № 55С/300331600 от 16 мая 2016 г. проведена инвентаризация источников выбросов и составлены новые проекты нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ). 23 июня 2016 г. разработанные проекты ПДВ с подтверждающими документами представлены в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Чувашской Республике» для получения экспертного заключения. Однако в связи с несостыковкой по взаиморасчетам с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Чувашской Республике» получение экспертного заключения затянулось до 19 августа 2016 г. по причинам, не зависящим ни от ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт», ни от Утятникова А.Е. 14 сентября 2016 г. после получения положительных экспертных заключений проекты нормативов ПДВ были направлены в Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике для получения санитарно-эпидемиологических заключений. Таким образом, санитарно-эпидемиологические заключения на проекты нормативов ПДВ по АЗС №№ 116, 119, 152 были получены 04 октября 2016 г. Незамедлительно, 06 октября 2016 г. проект нормативов ПДВ по АЗС №№ 116, 119, 152 с комплектом документов был передан в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике на первый этап (установление предельно допустимых выбросов). Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике установило нормативы ПДВ на все АЗС только 09 ноября 2016 г., а 08 декабря 2016 г. выдало Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № ВР.104.16 сроком действия по 09 ноября 2021 г. Таким образом, правонарушение было устранено в ходе проведения плановой выездной проверки. Вновь полученное Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № ВР.104.16 от 08 декабря 2016 г. представлено проверяющим, что указано в Акте проверки № 374-П от 12 декабря 2016 г. (стр.107). Вместе с тем, необходимо отметить, что до момента истечения срока ранее выданного разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух (23 сентября 2016 г.) заявителем обеспечена инвентаризация источников выбросов, разработаны нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, получены положительные экспертные заключения, а с 06 октября 2016 г. по 08 декабря 2016 г. документы на получение специального разрешения находились на рассмотрении в административном органе, проводившем проверку. Учитывая тот факт, что проверка была начата 15 ноября 2016 г., то на момент ее начала все документы для выдачи разрешения были подготовлены со стороны Утятникова А.Е. на имя общества и находились на рассмотрении в Управлении Росприроднадзора по Чувашской Республике. Таким образом, Утятников А.Е. предпринимал все меры для недопущения вменяемого правонарушения. В ходе проверки ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» получено требуемое разрешение, его деятельность, связанная с выбросом источниками загрязняющих веществ в атмосферный воздух, легализована в установленном законом порядке. При этом, для получения разрешения ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» получено санитарно-эпидемиологическое заключение, а также государственная санитарно-эпидемиологическая экспертиза проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, подтверждающие, что соответствующий проект содержит все необходимые расчеты концентраций загрязняющих веществ, соответствующие требованиям санитарно-эпидемиологических правил и норм, гигиеническим требованиям к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест, требованиям к предельно-допустимым концентрациям загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. На момент начала проведения проверки ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» были разработаны основополагающие документы для получения разрешительной документации, которая в ходе проверки получена на основании представленных административному органу проекта нормативов, технического отчета об инвентаризации источников выбросов и экспертных заключений. При изложенных обстоятельствах имеются все основания для признания рассматриваемого случая в качестве исключительного, констатировав факт отсутствия существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, связанным с охраной атмосферного воздуха от его загрязнения вредными веществами в концентрациях, превышающих предельно допустимые нормы. Существенная угроза правоохраняемым интересам характеризуется, прежде всего, безразличным, пренебрежительным отношением виновного к принятой на себя публично-правовой обязанности. ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» своевременно и в полном объеме осуществляет производственный экологический контроль, своевременно осуществляет замеры атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны объектов, по результатам которых превышений предельно допустимых концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе не выявлено. Указанные фактические обстоятельства дела в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ и разъяснениями Пленумов ВАС РФ и ВС РФ позволяют квалифицировать вменяемое правонарушение, в данном конкретном случае, в качестве малозначительного. Кроме того, необходимо отметить, что Утятников А.Е. занимает должность экологической направленности в ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» с момента создания организации с 01 января 2003 г. В свою очередь, ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» - это сеть АЗС и нефтебаз ЛУКОЙЛ на территории адрес через которые общество реализует высококачественное топливо стандарта только ЕВРО-5, в том числе под брендом ЭКТО. При этом обеспечивается тщательный контроль качества топлива, клиентоориентированная политика сервиса и социальная ответственность на территории организации. Указанные принципы деятельности общества сопряжены с принципом обеспечения экологической безопасности. Предприятие не только применяет передовые методы сохранения экологии в регионах присутствия, но и создает собственные инновационные решения в этой сфере (более подробно работа ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» по обеспечению экологической безопасности приведена в приложении к заявлению). В акте проверки № 374-П от 12 декабря 2016 г. Департамента Росприроднадзора по ПФО также отмечается положительная работа Общества по сокращению выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду (стр.73). Обжалуемое постановление наносит существенный вред достигнутой высокой экологической оценке хозяйственной деятельности АЗС Общества на соответствие требованиям законодательства в области охраны окружающей среды, рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности.

В судебное заседание, назначенное на 14 марта 2017 г., Утятников А.Е., извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явился.

Защитник Утятникова А.Е. – Иванова О.Л. в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в жалобе, вновь привела их суду, просила удовлетворить жалобу.

Представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике Архипов С.А., Васильева Е.В. просили отказать в удовлетворении жалобы, ссылаясь на законность постановления и отсутствия оснований для прекращения производства по делу ввиду малозначительности.

Выслушав Иванову О.Л., Архипова С.А. и Васильеву Е.В., изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.

В соответствии с ч.3 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 июля 2015 г. № 1316-р.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 04 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» стационарным источником является источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника.

Согласно п.1 ст.11 указанного закона в целях определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него.

Хозяйствующий субъект обязан осуществлять выбросы и сбросы вредных (загрязняющих) веществ, химических веществ, иных веществ и микроорганизмов в атмосферный воздух, в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы, только на основании разрешения, с учетом всех стационарных источников и вредных (загрязняющих) веществ (часть 4 ст.23 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В соответствии с п.1 ст.14 Федерального закона от 04 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Согласно ч.1 ст.8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Из материалов дела следует, что в ходе проведения плановой выездной проверки соблюдения ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» обязательных требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с охраной окружающей среды, выявлены факты нарушения требований природоохранного законодательства – выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.

В акте от 12 декабря 2016 г. № 374-П, составленном по результатам проверки ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт», отражено следующее.

В ходе проверки установлено, что основным видом деятельности ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» на территории Чувашской Республики является закупка и реализация нефтепродуктов, топлива, смазочных материалов, товаров народного потребления. В период с 01 января по 30 ноября 2016 г. по Чувашской Республике Обществом реализовано 60 670,863 т топлива.

ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» проведена инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разработаны проекты нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) и получены разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников. Основными источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух являются резервуары для хранения топлива, расположенные на автозаправочных станциях, баки автотранспорта при заправке, двигатели внутреннего сгорания автотранспорта и т.д.

По данным федерального статистического наблюдения по форме № 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха» за 2015 г. суммарный валовый выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух Общества составил 52,521 т/год.

Срок действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, расположенных по адресам: 429500, адрес – АЗС -----; 428000, адрес – АЗС -----; и 428000, адрес, д.Чиршкасы, адрес – АЗС -----, истек дата

В период с дата по дата на АЗС ----- реализовано бензина 645,45 т и дизельного топлива 142,6 т; на АЗС ----- реализовано 722,3 бензина неэтилированного; и на АЗС ----- реализовано 408,5 т бензина неэтилированного и 591,7 т дизельного топлива.

Согласно Методическим указаниям по определению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу из резервуаров, утвержденным приказом Госкомэкологии Российской Федерации от дата -----, при сливе топлива из привозной цистерны топливо-заправщика в резервуар заправочной станции, при процессах заправки топливных баков автотранспортной и самоходной техники, в атмосферный воздух выбрасываются вредные (загрязняющие) вещества.

Таким образом, в период с дата по дата включительно Общество осуществляло выброс: бензола, толуола, ксилола, керосина, смесь углеводородов предельных С12-С19, амилена, смесь углеводородов предельных С1-С5, сероводорода, смесь углеводородов предельных С6-С10 и др., без специального разрешения.

Указанные обстоятельства подтверждаются совокупностью следующих доказательств:

- актом проверки Департамента Росприроднадзора по ПФО соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» ------П от дата;

- протоколом ----- об административном правонарушении от дата, а также иным документами, имеющимися в материалах дела.

Согласно п.2.5 должностной инструкции, утвержденной главным инженером Общества ФИО9 дата, на ------ – Утятникова А.Е. возложена ответственность за соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, в части организации работы по разработке проекта нормативов предельно допустимых выбросов и получения разрешения на выброс в атмосферный воздух.

Все доказательства оценены должностным лицом в совокупности с соблюдением правил, установленных ст.26.11 КоАП РФ.

Таким образом, в постановлении № 11-01 от 11 января 2017 г. должностным лицом сделан обоснованный вывод о виновности ------ ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» Утятникова А.Е. , и его действия правильно квалифицированы по ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, поскольку объективная сторона правонарушений, квалифицируемых по ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, выражается в незаконном выбросе вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения. Вывод должностного лица основан на законе и материалах дела.

Кроме того, факт правонарушения фактически не оспаривается защитником в рассматриваемой жалобе.

В соответствии со статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Вопреки доводам жалобы вопрос о малозначительности правонарушения был предметом рассмотрения должностного лица. Выводы должностного лица об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным основаны на материалах дела и требованиях закона, мотивированы в постановлении и с ними следует согласиться.

Наказание Утятникову А.Е. назначено в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, данных о его личности, характера совершенного им правонарушения. Кроме того, необходимо отметить, что наказание (штраф в размере ------) назначено в пределах, установленных санкцией ч.1 ст.8.21 КоАП РФ.

Нарушений процессуальных норм, влекущих изменение или отмену оспариваемого постановления, в ходе производства по делу не допущено.

Исходя из вышеизложенных обстоятельств, оснований для удовлетворения жалобы и отмены либо изменения постановления по делу об административном правонарушении не нахожу.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике ФИО18 от 11 января 2017 г. № 11-01, которым должностное лицо – ------ ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» Утятников А.Е. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере ------, оставить без изменения, а жалобу защитника Ивановой О.Л, – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Верховный Суд ФИО10 Республики через Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики.

Судья     Н.В. Архипова

Мотивированное решение составлено 17 марта 2017 г.

12-113/2017

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Другие
Утятников А.Е.
Суд
Ленинский районный суд г. Чебоксары
Судья
Архипова Наталья Валентиновна
Статьи

8.21

Дело на странице суда
leninsky.chv.sudrf.ru
30.01.2017Материалы переданы в производство судье
14.03.2017Судебное заседание
22.03.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.03.2017Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
27.03.2017Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
14.03.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее