Копия
Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Севастополь ДД.ММ.ГГГГ
Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего - судьи Сомовой И.В.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству обороны Российской Федерации, Правительству Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 предъявила иск Министерству обороны Российской Федерации и Правительству Российской Федерации, указав, что проходила военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ между ней и 1997 отделением Морской инженерной службы КЧФ был заключен договор социального найма жилого помещения на 1-комнатную квартиру по адресу: г. Севастополь, <адрес>, площадью 18,07 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ она зарегистрирован в данной квартире. В приватизации жилых помещений не участвовала. В соответствии с Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» она решил приватизировать занимаемую им квартиру. Проживающая с ней в квартире дочь ФИО7 от участия в приватизации отказалась. В целях реализации своего права обратилась в ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, Министерство обороны РФ, однако ее просьба удовлетворена не была. Уполномоченный орган, который вправе заключать договоры о приватизации, Министерством обороны РФ не определен. В этой связи она не может реализовать предусмотренное законом право на получение в собственность жилья в порядке приватизации по независящим от нее обстоятельствам.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просила:
Признать за ней в порядке приватизации право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: г. Севастополь, <адрес>.
Прекратить право собственности Российской Федерации на квартиру, расположенную по адресу: г. Севастополь, <адрес>.
В судебное заседание истец не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежаще.
В судебном заседании представители истца ФИО7, одновременно являющаяся по делу третьим лицом, не заявляющим самостоятельные требования относительно предмета спора, и ее представитель ФИО3 требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик - Правительство Российской Федерации, в судебное заседание своего представителя не направило, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлено надлежаще.
Представитель Министерства обороны Российской Федерации ФИО8. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований истца, ссылаясь на то, что ФИО1 была обеспечена жилым помещением в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», право на обеспечение жильем военнослужащим предоставляется один раз.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны России (далее – ФГКУ «Югрегионжилье»), в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствие. В письменных возражениях на иск представитель третьего лица ФИО4 просила в иске отказать в полном объеме, ссылаясь на то, что в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» ФИО1 была обеспечена жилым помещением, занимаемая ею квартира не относится к специализированному жилищному фонду Министерства обороны РФ, истец не относится к лицам, нуждающимся в получении жилья, в связи с чем основания для заключения с ней договора о передаче в собственность жилого помещения отсутствуют.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федерального государственного казенного учреждения «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны России (далее – ФГКУ «Крымское ТУИО»), ФИО5 в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на те же обстоятельства.
Выслушав объяснения сторон и представителей, исследовав представленные доказательства, суд полагает, что иск ФИО1 подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что истец ФИО1 проходила военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Приказом начальника Военно-воздушных сил Черноморского флота от ДД.ММ.ГГГГ она уволена с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (подпункт «а» пункта 1 статьи 51 Федерального закона) и исключена из списков личного состава части. Выслуга лет в ВС РФ составляет 28 лет 8 дней.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено предоставление жилища бесплатно или за доступную цену малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Федеральный закон № 76-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О статусе военнослужащих» устанавливает, что статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 1).
Согласно пункту 2 статьи 3 данного закона правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.
Из материалов дела следует, что ФИО1 в период прохождения военной службы в воинских частях Черноморского флота Российской Федерации проживала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Октябрьском, с ДД.ММ.ГГГГ – в г. Севастополе.
Согласно справке войсковой части №-М жильем в указанный период от Министерства обороны РФ не обеспечивалась.
Согласно справке, выданной БТИ <адрес>, за истцом жилые помещения на праве собственности не зарегистрированы.
В соответствии с отметками в паспорте в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована в пгт. <адрес> Республики Крым, <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – при войсковой части №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в общежитии по адресу: г. Севастополь, <адрес>.
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 15 данного закона военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ или признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации после ДД.ММ.ГГГГ, предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Решением жилищной комиссии войсковой части 62764-М от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, подлежащей увольнению в запас распределена однокомнатная квартира по адресу: г. Севастополь, <адрес>.
В соответствии с указанным решением ДД.ММ.ГГГГ между № ОМИС Черноморского флота Российской Федерации и ФИО1 заключен договор социального найма жилого помещения на квартиру, расположенную по адресу: г. Севастополь, <адрес>.
В указанном жилом помещении она зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, государством выполнена предусмотренная Федеральным законом «О статусе военнослужащих» обязанность по обеспечению жилым помещением военнослужащую ФИО1
В соответствии с пунктом 6 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» установил, что приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
В соответствии со статьей 2 данного Закона граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.Статья 11 Закона установила, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Согласно статье 6 Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В соответствии со статьей 8 Закона решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
В судебном заседании установлено, что квартира по адресу: г. Севастополь, <адрес>, находится в государственной собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о праве собственности.
Согласно представленным справкам БТИ и ГРОНИ, а также выписке из ЕГРП за период с ДД.ММ.ГГГГ год за ФИО1 право собственности на дома, квартиры иное недвижимое имущество не зарегистрировано.
Как видно из представленной переписки, истец обращалась по вопросу приватизации занимаемой ею по договору социального найма квартиры в ФГКУ «Крымское ТУИО» и ФГКУ «Югрегионжилье», а также в Министерство обороны Российской Федерации.
Ответов по существу обращения истцу не дано.
На основании части 3 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Исчерпывающий перечень жилых помещений, не подлежащих приватизации, указан в статье 4 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». К ним относятся жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 5, 8 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.
Исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Из изложенного следует, что законом не предусмотрена возможность необоснованного отказа в безвозмездной передаче в собственность граждан жилого помещения в порядке приватизации, в случае их обращения за реализацией своих прав.
Право на бесплатную приватизацию занимаемых жилых помещений из состава государственного или муниципального жилищного фонда является общим для всех граждан России и юридически основано на конституционных гарантиях статьи 35 (о праве частной собственности) и статьи 40 (о праве на жилище) Конституции Российской Федерации, нормах Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и других нормативных правовых актах Российской Федерации, а для военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей - еще и на нормах статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
При этом необходимо учитывать, что государственная гарантия по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями может быть осуществлена не только путем предоставления жилья по договорам социального найма, но и в собственность, а равно путем предоставления денежных средств на приобретение или строительство жилья. В связи с этим реализация гражданином права на получение жилого помещения по договору социального найма не может быть истолкована как препятствие для дальнейшего оформления права собственности на такое жилое помещение.
Ограничения в праве военнослужащего на получение в собственность занимаемого жилого помещения сводятся к тому, что жилое помещение не должно относиться к категории служебных жилых помещений и не должно располагаться в закрытых военных городках.
Учитывая, что спорная квартира не относится к помещениям, приватизация которых невозможна в силу закона, у ФИО1 возникло право на приватизацию занимаемого им жилого помещения. В судебном заседании установлено, что истец в приватизации жилья в Российской Федерации ранее не участвовала.
В соответствии со статьей 7 Закона «О приватизации в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
На основании статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат собственнику имущества.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1053 Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации.
Согласно пункту 2.2. Инструкции "Об организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих, военную службу по контракту в ВС РФ, жилыми помещениями", утвержденной Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1550, Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации организует передачу жилых помещений, в отношении которых заключены договоры социального найма, из федеральной собственности в муниципальную.
Сведений о передаче спорной квартиры из государственной собственности в муниципальную собственность в судебном заседании не установлено.
Нормативно-правовые акты, устанавливающие порядок передачи в собственность граждан в порядке приватизации жилых помещений, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, отсутствуют, уполномоченные на это органы не определены.
Вместе с тем, по смыслу вышеприведенных правовых норм, граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями на условиях социального найма, могут приобрести в собственность бесплатно жилые помещения, находящиеся не только в муниципальном, но и в государственном жилищном фонде. А отсутствие нормативно-правовых актов, устанавливающих соответствующий порядок передачи жилья в собственность, и неопределение уполномоченного на это органа, не может повлечь ущемления безусловного права граждан на приобретение в собственность жилого помещения в порядке приватизации.
Поскольку истец в настоящее время лишена возможности реализовать свое право на однократную приватизацию занимаемой ею по договору социального найма квартиры по независящим от нее причинам, суд находит обоснованными требования истца о признании за ней права собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации.
Признание права собственности на квартиру за истцом соответственно влечет прекращение права собственности на нее Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 к Министерству обороны Российской Федерации, Правительству Российской Федерации удовлетворить полностью.
Признать за ФИО1 право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: г. Севастополь, <адрес>.
Прекратить право собственности Российской Федерации на квартиру, расположенную по адресу: г. Севастополь, <адрес>.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Севастопольский городской суд через Гагаринский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: (подпись) И.В. Сомова
Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Копия верна
Судья И.В. Сомова