Решение по делу № 2-350/2017 от 14.02.2017

дело №2–350/2017

Сыктывдинского районного суда Республики Коми

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Колесниковой Д.А.,

при секретаре судебного заседания Поповой Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Выльгорт 11 апреля 2017 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сыктывдинского района в интересах Лучкина А.В. к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский»,

установил:

Прокурор Сыктывдинского района, действуя в интересах Лучкина А.В., обратился в суд с иском к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский». В обоснование заявленных требований указано, что Лучкин А.В. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, постановлением главы администрации Пажгинского сельсовета муниципального образования «Сыктывдинский район» от 20.12.2000 он включен в список очередности лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории детей-сирот с закреплением за ним права пользования жилым помещением, принадлежащим его дедушке. Указанное, по мнению прокурора, означает, что истец своевременно и в установленном порядке был поставлен на соответствующий учет. Обратившись в 2014 году в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет, Лучкину А.В. в постановке отказано по причине наличия закрепленного за ним жилья. Ссылаясь на то, что на момент вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ Лучкин А.В. обладал нереализованным правом на обеспечение его жилым помещением, а также указывая на обстоятельства включения Лучкина А.В. в соответствующий список, прокурор находил отказ органа местного самоуправления в постановке истца на учет необоснованным.

Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 28.03.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования сельского поселения «Пажга».

В судебном заседании заместитель прокурора Данилов С.С. на исковых требованиях настаивал по основаниям, изложенным в иске.

Истец Лучкин А.В. также исковые требования поддержал в полном объеме, пояснив, что обращался к ответчику с заявлением о постановке на учет, однако в постановке на учет ему отказано. Относительно доводов представителя ответчика о закреплении за ним права пользования жилым помещением в м.Чибин пояснил, что проживать в этом жилом помещении он не имеет возможности по причине конфликтных отношений с дядей, который вернулся из мест лишения свободы. Кроме того, одной семьей ни с дедушкой, ни с дядей они не являются, совместного хозяйства никогда не вели.

Представитель ответчика администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Сёмина О.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с иском не согласилась, указывая, что за истцом признано право пользования жилым помещением, которое в установленном порядке не признано непригодным для проживания. Кроме того, указала, что истец обратился с исковым заявлением спустя более чем два года после отказа ему в постановке на учет, при этом более он в администрацию муниципального района «Сыктывдинский» не обращался.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация муниципального образования сельского поселения «Пажга», будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направило. Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы настоящего гражданского дела, материалы учетного дела, суд приходит к следующим выводам.

При рассмотрении дела установлено, что Лучкин А.В., <данные изъяты>, родители которого на основании вступивших в законную силу судебных актов лишены родительских прав в его отношении, постановлением главы администрации Сыктывдинского района муниципального №1/12 §1 от 15.01.1999 передан в Гавриловскую начальную специальную школу-интернат в семейную группу для детей-сирот.

Постановлением главы администрации Пажгинского сельсовета муниципального образования «Сыктывдинский район» №62/12 от 29.12.2000 Лучкин А.В. включен в список очередности по администрации Пажгинского сельсовета муниципального образования «Сыктывдинский район» с января 2001 года на получение жилья во внеочередном порядке по пункту 36.1 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Республике Коми. Названным постановлением за Лучкиным А.В. закреплено право проживания в доме дедушки Н.. по адресу: <адрес>

Впоследствии постановлением главы муниципального района – руководителя администрации муниципального района «Сыктывдинский» №9/624 от 11.09.2006 над Лучкиным А.В. назначен попечитель Т.

Как следует из материалов дела, Лучкин А.В. зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, собственником которого является Т.., по адресу: <адрес>, – однако по данному адресу не проживает по причине признания данного жилого помещения непригодным для проживания, что находит свое подтверждение в предоставленном заключении о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания №103 от 28.06.2011.

Из объяснений истца Лучкина А.В. установлено, что в жилом доме, право проживания в котором за ним закреплено, он никогда не проживал по причине конфликтных отношений с дядей. Факт непроживания по адресу закрепления также находит свое подтверждение в материалах дела, в частности, сведениях, предоставленных администрацией сельского поселения «Пажга».

При рассмотрении дела также установлено, что письмом от 28.03.2011 администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» разъяснила Лучкину А.В. о том, что он вправе обратиться в орган местного самоуправления для постановки его на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договору социального найма, а также порядок такого обращения и необходимый пакет документов.

При обращении Лучкина А.В. 30.12.2013 в администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» с целью включения в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального специализированного жилищного фонда муниципального района «Сыктывдинский» по договорам найма специализированных жилых помещений, комиссией по вопросам учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилых помещениях принято решение об отказе истцу в постановке на соответствующий учет.

Причиной отказа во включении Лучкина А.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда явилось наличие акта о сохранности за истцом права пользования жилым помещением по адресу: <адрес>

Отказ администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» явился основанием для обращения прокурора в интересах Лучкина А.В. в суд с настоящим исковым заявлением за защитой нарушенного права.

Разрешая требования по существу, суд исходит из следующего.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон) определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, закреплен перечень лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет.

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013), абзацу четвертому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Закона (в редакции, действовавшей до 01.01.2013) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Законом, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с указанными нормами закона носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма, также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Законом меры социальной поддержки, поскольку утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Согласно положениям статьи 8 Закона (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

В связи с изменениями Закона, изменено и содержание статьи 57 Жилищного кодекса РФ, из которой исключен пункт 2 части 2 статьи.

В соответствии с частью 9 статьи 8 Закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Вместе с тем в силу статьи 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ настоящий закон вступил в силу с 01.01.2013.

При этом, в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

При таком положении истец на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ должен был обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот.

Судом установлено и представителем ответчика в судебном заседании не оспаривалось, что Лучкин А.В. нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является, жилых помещений в собственности не имеет.

Как указывалось выше, постановлением главы администрации Пажгинского сельсовета муниципального образования «Сыктывдинский район» №62/12 от 29.12.2000 Лучкин А.В. включен в список очередности по администрации Пажгинского сельсовета муниципального образования «Сыктывдинский район» с января 2001 года.

По сведениям администрации сельского поселения «Пажга», предоставленным по запросу суда, Лучкин А.В. состоит на учете нуждающихся по п. 36 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Коми в жилых помещениях как лицо, имеющее право на получение жилья вне очереди.

Пунктом 36 Указа Главы РК от 27.05.1999 № 190 «О Правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Коми», утратившего силу 10.06.2005, установлено, что вне очереди жилое помещение предоставляется, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.

Таким образом, суд находит установленным факт того, что истец Лучкин А.В. своевременно и в установленном законом порядке поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, как лицо, относящееся к категории детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом факт учета лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в списке означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом или законом субъекта РФ оснований обеспечения гражданина жилым помещением для целей своевременного исполнения обязанности по предоставлению гражданину жилого помещения при наличии совокупности предусмотренных законом юридических фактов.

В обоснование своих возражений представитель администрации муниципального района «Сыктывдинский» также ссылался на то обстоятельство, что органом местного самоуправления сельского поселения, в котором истец поставлен на учет, учетные дела в администрацию муниципального района «Сыктывдинский» не передавались.

Между тем, в связи с передачей полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей органам местного самоуправления, администрацией муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» в рамках действующего законодательства Лучкин А.В., состоящий на соответствующем учете в администрации сельского поселения, как лицо, нуждающееся в жилом помещении, должен был быть в порядке переучета включен в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилого фонда муниципального района «Сыктывдинский» на основании постановления Пажгинского сельсовета от 20.12.2000 с датой постановки на учет 01.01.2001, а неисполнение органами местного самоуправления обязанности по переучету лиц, состоящих на учете, не может являться основанием для ущемления права Лучкина А.В.

При этом, в рассматриваемом случае, суд полагает необходимым отметить, что при рассмотрении дела достоверно установлено, что письмом от 28.03.2011 администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» разъяснила Лучкину А.В. о том, что он вправе обратиться в орган местного самоуправления для постановки его на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договору социального найма, а также порядок такого обращения и необходимый пакет документов, при том, что с запросом на включение в соответствующий список Лучкин А.В. обратился лишь 30.12.2013, а равно доводы представителя ответчика о непередаче учетного дела Лучкина А.В. не соответствуют установленным обстоятельствам дела.

Доводы представителя администрации муниципального района «Сыктывдинский» о наличии у Лучкина А.В. права проживания в доме по адресу: <адрес>, – закрепленное в установленном порядке, суд находит также несостоятельными, поскольку истец является внуком нанимателя указанного жилого помещения, закрепление за последним права проживания в данном жилом помещении является исключительно гарантией социальной поддержки, предусмотренной законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 69 Жилищного кодекса РФ к членам семьи нанимателя по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма могут признаваться и иные лица. Жилищный кодекс РФ говорит о том, что такое признание допускается лишь в исключительных случаях и в судебном порядке.

Совокупность исследованных в судебном заседании доказательств свидетельствует о том, что Лучкин А.В. членом семьи нанимателя не являлся и на сегодняшний день не является. В данном жилом помещении никогда не проживал, совместного хозяйства с Надуткиным А.М. не ведет и не вел, а равно в рассматриваемом случае Лучкин А.В. не может быть признан членом семьи своего дедушки.

Учитывая изложенное, доводы представителя ответчика в указанной части суд находит несостоятельными.

Оценив предоставленные доказательства в их совокупности, с учетом вышеуказанных правовых норм, суд, исходя из того, что истец в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей, в установленном порядке Лучкин А.В. поставлен на учет на получение жилого помещения, как лицо, относящееся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, по существу не обеспечен жилым помещением, в связи с чем, должен состоять на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилья, которым не обеспечен до настоящего времени, а равно исковые требования прокурора Сыктывдинского района в интересах Лучкина А.В. к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» подлежат удовлетворению.

При этом, разрешая вопрос даты включения Лучкина А.В. в соответствующий список, суд учитывает установленную актом органа местного самоуправления в лице Пажгинского сельсовета от 20.12.2000 дату его постановки на учет, а именно 01.01.2001, не находя при этом правовых оснований для постановки Лучкина А.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, с 20.12.2000.

Руководствуясь ст.194–199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Исковые прокурора Сыктывдинского района в интересах Лучкина А.В. к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями удовлетворить.

Возложить обязанность на администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» включить Лучкина А.В. в список нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с датой постановки на учет 1 января 2001 года.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 14 апреля 2017 года.

Судья               Д.А. Колесникова

2-350/2017

Категория:
Гражданские
Суд
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
Дело на странице суда
skdsud.komi.sudrf.ru
14.02.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.02.2017Передача материалов судье
17.02.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.02.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.02.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.03.2017Судебное заседание
17.02.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.03.2017Предварительное судебное заседание
28.03.2017Судебное заседание
11.04.2017Судебное заседание
14.04.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее