Дело № 2-311/2017
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
2 марта 2017 года г. Иваново
Советский районный суд г. Иваново
в составе председательствующего судьи Артёменко Е.А.
при секретаре Афанасьевой А.А.,
с участием представителя истца – помощника военного прокурора Брсоян Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Иваново 2 марта 2017 года гражданское дело по иску Военного прокурора Ивановского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации к Ильину С,Ю, о признании не приобретшим право пользования помещением и снятии с регистрационного учета,
установил:
Военный прокурор Ивановского гарнизона обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации к Ильину С.Ю., в котором просит признать ответчика утратившим право регистрации по месту жительства по адресу: <адрес>, и снять его с регистрационного учета по вышеуказанному адресу. Требования мотивированы тем, что Военной прокуратурой Ивановского гарнизона в Военном комиссариате <адрес> проведены надзорные мероприятия соблюдения гражданами законодательства о регистрации по месту пребывания и месту жительства. В ходе проверки установлено, что по адресу Военного комиссариата <адрес> зарегистрирован Ильин С.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который не является военнослужащим либо работником военного комиссариата. Наличие регистрации ответчика по вышеуказанному адресу фактически дает ему право на беспрепятственный доступ на территорию воинской части, в результате чего существует реальная угроза разглашения сведений, составляющих государственную тайну. Кроме того, регистрация ответчика по месту дислокации Военного комиссариата Ивановской области не позволяет в полной мере соблюдать пропускной режим военного объекта, проводить мероприятия по антитеррористической защищенности указанного объекта.
В ходе рассмотрения дела Военный прокурор Ивановского гарнизона изменил исковые требования и просит признать Ильина С.Ю. не приобретшим право пользования помещением по адресу: <адрес>, и снять его с регистрационного учета по вышеуказанному адресу.
В судебном заседании помощник Военного прокурора Ивановского гарнизона Брсоян Е.М. иск поддержал.
Ответчик Ильин С.Ю. в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о дне слушания извещался надлежащим образом по месту регистрации.
Согласно п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Суд, учитывая мнение представителя истца, считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Представитель третьего лица Военного комиссариата Ивановской области в судебное заседание не явился, представил в суд письменный отзыв, в котором просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. «д» ст. 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная собственность и управление ею. Российская Федерация, как субъект гражданских правоотношений, является собственником принадлежащего государству имущества.
В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд, если этого требует защита интересов государства.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.
Согласно п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах установленных законом в соответствии с целями своей деятельности, зданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.
Согласно ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии со ст. 305 Гражданского кодекса Российской Федерации права, предусмотренные ст.ст. 301-304 Гражданского кодекса Российской Федерации, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
Согласно п. 12 ст. 1 Федерального закона «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании приказа Министра обороны Российской Федерации № 17 от 17 января 2013 года Военному комиссариату Ивановской области предоставлено сроком на пять лет в безвозмездное пользование нежилое здание, общей площадью <данные изъяты>., расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 14-15).
По сообщению Военного комиссариата Ивановской области на регистрационном учете по вышеуказанному адресу состоит Ильин С.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ. Основание для регистрации ответчика по месту нахождения Военного комиссариата Ивановской области в сообщении не приводится (л.д. 10).
Из отзыва Военного комиссариата Ивановской области следует, что в настоящее время Ильин С.Ю. сотрудником комиссариата не является, в здании по адресу: <адрес>, никогда не проживал и не проживает.
Согласно выписке из приказа командира в/ч 52168 от ДД.ММ.ГГГГ № капитана Ильина С.Ю., уволенного приказом ГК ВПВО от ДД.ММ.ГГГГ № в запас по статье 61 (за совершение проступков дискредитирующих высокое звание советского офицера), с ДД.ММ.ГГГГ исключить из списков личного состава части и направить на учет в Орджоникидзевский РВК г. Запорожье (л.д. 27).
Из пояснений военного прокурора, письменного отзыва Военного комиссариата Ивановской области следует, что Ильин С.Ю. был зарегистрирован по адресу нахождения комиссариата в соответствии с положением ч. 3 ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Таким образом, судом установлено, что ответчик, будучи зарегистрированным по адресу военного комиссариата, фактически в здание не вселялся в связи с отсутствием в нем жилых помещений.
Согласно п. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Конституция Российской Федерации предусматривает одинаковые по юридической силе гарантии защиты права как собственности граждан на жилище, так и пользования ими жилым помещением.
Принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (ст. 25 Конституции Российской Федерации, ст. 1, 3 Жилищного кодекса Российской Федерации ).
Из Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» следует, что регистрация, или ее отсутствие не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан (ст. 3 Закона), в том числе права на жилище.
Согласно ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 года № 4-П «По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета» факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 334-О указано, что регистрация определяется лишь предусмотренным Законом Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений отдельным категориям граждан осуществляется по правилам Жилищного кодекса Российской Федерации, лишь в том случае, если нормативным правовым актом не установлен иной порядок
Предоставление военнослужащим жилых помещений осуществляется в порядке, установленным специальным законодательством о статусе военнослужащих и порядке прохождения военной службы.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляется по их желанию право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо на получение ими земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов. Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 6 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с п. 23 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713, военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей в установленном порядке.
В соответствии со п.п. 4, 5 ст. 32 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» - контракт о прохождении военной службы вступает в силу со дня его подписания соответствующим должностным лицом в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы и прекращает свое действие со дня заключения военнослужащим иного контракта о прохождении военной службы, исключения военнослужащего из списков воинской части в случае, указанном в пункте 6 настоящей статьи, а также в иных случаях, установленных федеральными законами. Заключение контракта о прохождении военной службы, прекращение его действия, а также иные отношения, связанные с ним, регулируются настоящим Федеральным законом, Положением о порядке прохождения военной службы, а также законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими порядок прохождения военной службы и статус военнослужащих.
В соответствии с п. 2 ст. 50 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и п. 16 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237, днем прекращения военной службы увольняемого военнослужащего считается день исключения его из списков личного состава части и снятия его со всех видов довольствия.
Из приведенных выше норм, устанавливающих военнослужащему по контракту, поступившему на военную службу до получения им жилого помещения, право регистрироваться по месту жительства по адресу воинской части, где этот военнослужащий проходит службу, следует, что указанное право дано лишь лицу, проходящему военную службу по контракту в указанной воинской части и лишь до момента получения им жилого помещения по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом, суд считает необходимым отметить, что с момента обеспечения жилым помещением, либо утерей связи с воинской частью или военной службой в целом, лицо теряет право быть зарегистрированными по месту жительства по адресу воинской части.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 5 Закона РФ «О государственной тайне» государственную тайну составляют сведения в военной области: о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом «Об обороне», об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов; о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники; о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения; о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения; о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов; о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке.
Также государственную тайну составляют сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму (п. 4 ст. 5 Закона Российской Федерации «О государственной тайне»).
С учетом вышеприведенных положений, суд приходит к выводу, что ответчик при наличии регистрации по адресу военного комиссариата, фактически имеет право на беспрепятственный доступ на его территорию, в результате чего существует угроза разглашения сведений, составляющих государственную тайну.
Поскольку регистрация ответчика по адресу Военного комиссариата Ивановской области является лишь административным актом, ответчик Ильин С.Ю., утративший связь с военной службой, по адресу регистрации не вселялся и не проживал в связи с отсутствием в здании жилых помещений, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований и считает возможным признать Ильина С.Ю. не приобретшим право пользования вышеуказанным помещением.
В соответствии со ст. 7 Закона Российской Федерации «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» настоящее решение суда является основанием для снятия Ильина С.Ю. с регистрационного учета по адресу: <адрес>.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, при подаче искового заявления неимущественного характера, государственная пошлина взыскивается с ответчика (если он не освобожден от ее уплаты) при удовлетворении судом исковых требований, исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины.
Поскольку требования истца были удовлетворены, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере <данные изъяты>.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск Военного прокурора Ивановского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации к Ильину С,Ю, о признании не приобретшим право пользования помещением и снятии с регистрационного учета удовлетворить.
Признать Ильина С.Ю,, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не приобретшим право пользования помещением, расположенным по адресу: <адрес>, и снять его с регистрационного учета по вышеуказанному адресу.
Взыскать с Ильина С.Ю. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения копии решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: подпись
Решение в окончательной форме принято 7 марта 2017 года