Решение по делу № 2-51/2017 (2-1183/2016;) от 12.12.2016

Дело № 2-51/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Мишиной О.Н.,

при секретаре Обухович Е.И.,

с участием прокурора Виноградова А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Емва Княжпогостского района Республики Коми 13 марта 2017 года гражданское дело по иску прокурора Княжпогостского района Республики Коми действующего в интересах Александровой В. В. к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад» пст. Тракт о взыскании недоначисленной заработной платы и компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор обратился в суд в интересах Александровой В.В. с иском к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад» пст. Тракт о взыскании недоначисленной заработной платы и компенсации морального вреда. Обязать МБДОУ «ДС» пст. Тракт установить Александровой В.В. с декабря 2016 года ежемесячную заработную плату в размере не менее минимального размера оплаты труда в соответствии с Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».

В обоснование указано, проверкой, проведенной по заявлению Александровой В.В. по вопросу законности начисления заработной платы ниже минимального размера оплаты труда, установлено, что ответчик при начислении заработной платы нарушает требования ст. ст. 133, 146, 148 ТК РФ и ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».

На основании определения суда производство по делу в части взыскания компенсации морального вреда прекращено.

Представитель ответчика Кашекина Л.Б. иск признала частично, уточнив произведенные начисления по расчетным листам. В судебном заседании пояснила, что расчет заработной платы, составленный по расчетным листам неверный, включает в себя перерасчет за предыдущий месяц. Фактически Александровой В.В. начислена заработная плата за октябрь - 7 049, 14 руб., за ноябрь - 6 282,06 руб.

Представитель прокурора Виноградов А.С. в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Александрова В.В. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела, просила рассмотреть дело в её отсутствие.

Представитель третьего лица управления образования администрации МР «Княжпогостский» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд при имеющихся доказательствах рассмотрел дело при данной явке.

Выслушав прокурора, изучив и оценив представленные материалы дела, суд приходит к следующему.

Одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера труда (ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ). Таким образом, работодатель должен обеспечить своевременную выплату заработной платы работникам.

Согласно абз. 1, 6 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Часть 3 ст. 133 ТК РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (часть 1 статьи 133 ТКРФ).

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (часть 4 статьи 133.1 ТК РФ).

Понятие заработной платы сформулировано в ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой она определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условии выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы (части 3, 4, 5).

Согласно названной статье Трудового кодекса Российской Федерации тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Так, в силу положений статьи 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

В соответствии со ст. 133.1 ТК РФ в субъекте РФ может устанавливаться размер минимальной заработной платы, не распространяющийся на финансируемые из федерального бюджета организации, который не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством.

17.04.2014 Правительство Республики Коми, Федерация профсоюзов Республики Коми, Союз промышленников, предпринимателей и работодателей Республики Коми заключили Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Республике Коми, согласно которому в Республике Коми с 01.01.2015 устанавливается минимальная заработная плата в размере - 6500 (шесть тысяч пятьсот) рублей в месяц при условии, что работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности). При этом и. 2.2. соглашения установлено, что размер минимальной заработной платы в Республике Коми не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Из приведенного выше действующего правового регулирования оплаты труда работников следует, что основным назначением минимального размера оплаты труда в системе действующего правового регулирования является обеспечение месячного дохода работника, отработавшего норму рабочего времени, на уровне, достаточном для восстановления работоспособности и удовлетворения основных жизненных потребностей. При этом трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что размер их месячной заработной платы, включающий в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а минимальный размер оплаты труда в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Указанный вывод согласуется с позицией Верховного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 08.08.2016 № 72- КГ16-4, определении от 19.09.2016 № 51-КГ16-10, согласно которых размер ежемесячной заработной платы работника с учетом оклада по должности, начисленных надбавок компенсационного характера, северной надбавки, районного коэффициента должен быть не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При этом, суд указал, что положениями действующего трудового законодательства не предусмотрено условие, согласно которому размер оклада как составной части месячной заработной платы, определенный работнику работодателем, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. В связи с этим начисление работникам, занятым на работах в местностях с особыми климатическими условиями, северной надбавки и районного коэффициента сверх оклада, размер которого не может быть менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, не требуется.

Указанный вывод также подтверждается позицией Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 25 10.2016 № 2177-О, согласно которому ч. 3 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации направлена на реализацию конституционного права каждого на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3, Конституции Российской Федерации), не предопределяет конкретный размер оплаты труда работника, в равной степени касается всех лиц, работающих по трудовому договору (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 года № 858-О-О, от 24 февраля 2011 года № 238-О-О и др.).

Статьей 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции Федерального закона от 02.06.2016 № 164-ФЗ) с 01.07.2016 установлен минимальный размер оплаты труда, равный 7 500 рублей в месяц.

Как установлено судом и следует из материалов дела, что прокуратурой района по обращению Александровой В.В. проведена проверка соответствия начисленной заработной платы требованиям Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда, в ходе которой установлено, что в соответствии с трудовым договором и дополнительным соглашением к нему Александрова В.В. принята на работу в МБДОУ «ДС» пст. Тракт на должность младшего воспитателя на 0,44 ставки. А также, в соответствии с приказами, выполняла работу по совместительству.

Заработная плата Александровой В.В. включает в себя оклад, доплату за вредные условия труда, северную надбавку и районный коэффициент.

В соответствии с расчетными листками Александровой В.В. начислена заработная плата:

- за октябрь 2016 года - за 21 отработанных дня по основной работе на 0,44 ставки, за совместительство за 1 день на 0,77 ставки и совместительство за 5 дней на 0,42 ставки - в размере 7 669,88 руб., при этом согласно расчетному листу расчет произведен, в том числе, за 3 рабочих дня, отработанных в сентябре 2016 года ;

- за ноябрь 2016 года - за полностью выполненную норму рабочего времени в месяц по основной должности на 0,44 ставки (21дн.) и по совместительству на 0,42 ставки - в размере 6 439,79 руб. расчет произведен, в том числе, за 5 рабочих дня, отработанных в октябре 2016 года;

Из расчетного листа за декабрь 2016 года следует, что за 4 рабочих дня, отработанных в ноябре 2016 года, произведен расчет.

Учитывая представленный в судебном заседании ответчиком уточненный расчет недоплаченной заработной платы, прокурор с ним соглашается, в связи с чем заработная плата за полностью выполненную норму рабочего времени и по совместительству должна составлять:

- за октябрь 2016 года - за 21 отработанных дня по основной должности на 0,44 ставки, по совместительству за 1 день на 0,77 ставки и по совместительству за 5 дней на 0,42 ставки – МРОТ х 0,44 х1,7 + МРОТ х 0,77 х 1,7/21 х 1 + МРОТ х 0,42 х 1,7/2 х 5 = 7 352, 50 руб.

- за ноябрь 2016 года - за 21 отработанных дня по основной должности на 0,44 ставки и по совместительству на 0, 42 ставки – МРОТ х 0,44 х 1,7 + МРОТ х 0,42 х 1,7/21 х 4 = 6 630,00 руб.

Таким образом, сумма не доначисленной заработной платы составила:

- за октябрь 2016 года – 303 руб. 36 коп. (7 352, 50 руб. - 7 049, 14 руб.);

- за ноябрь 2016 года – 347 руб. 94 коп. (6 630,00 руб. - 6 282,06 руб.).

Суд соглашается с уточненным расчетом заявленных требований, поскольку он произведен в соответствии с нормами действующего законодательства, кроме того не оспаривается ответчиком.

При установленных обстоятельствах ответчик при начислении заработной платы Александровой В.В. нарушил требования ст. ст. 133, 146, 148 ТК РФ и ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».

Поскольку иск инициирован прокурором, который в силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с иском, в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, а деятельность ответчика финансируется за счет средств местного бюджета, суд считает возможным освободить ответчика от уплаты государственной пошлины в доход местного бюджета.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Княжпогостского района Республики Коми действующего в интересах Александровой В. В. к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад» пст. Тракт о взыскании недоначисленной заработной платы удовлетворить частично.

Взыскать с МБДОУ «ДС» пст. Тракт в пользу Александровой В. В. недоначисленную заработную плату за октябрь 2016 года – 303 руб. 36 коп.; за ноябрь 2016 года – 347 руб. 94 коп, а всего 651 рубля 30 копеек.

Обязать МБДОУ «ДС» пст. Тракт установить Александровой В. В. с декабря 2016 года ежемесячную заработную плату в размере не менее минимального размера оплаты труда в соответствии с Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» без учёта северных и районных надбавок.

Освободить муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» пст. Тракт от уплаты государственной пошлины в доход муниципального образования муниципального района «Княжпогостский».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы, представления через Княжпогостский районный суд Республики Коми.

Судья О.Н. Мишина

2-51/2017 (2-1183/2016;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Александрова В.В.
Прокуратура Княжпогостского района Республики Коми
Ответчики
МБДОУ "Детский сад" пст. Тракт
Другие
Управление образования администрации МР "Княжпогостский"
Суд
Княжпогостский районный суд Республики Коми
Дело на странице суда
knsud.komi.sudrf.ru
12.12.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.12.2016Передача материалов судье
15.12.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.12.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.12.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.01.2017Судебное заседание
13.02.2017Судебное заседание
13.03.2017Судебное заседание
13.03.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее