Решение по делу № 2-425/2017 от 21.02.2017

Дело

Решение

Именем Российской Федерации

    20 апреля 2017 года    г. Севастополь

    Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:

    председательствующего судьи                                   Милошенко Н.В.,

    при секретаре                                                          Реент Ю.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к Алексеенко С. В., Пасеин О. Н. об истребовании имущества из чужого незаконного владения, признании недействительным государственного акта, освобождении земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обратился с иском в суд к ответчикам об истребовании имущества из чужого незаконного владения, признании недействительным государственного акта, освобождении земельного участка. В обоснование требований указал, что решением Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в решении Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ , утверждении градостроительного обоснования проекта землеустройства по отводу земельного участка и передаче в собственность гражданам - членам ОК «ЖСК «Слобода» земельных участков общей площадью 32,2000 га. в районе Сапун-горы для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки), передаче в аренду сроком на 25 лег ОК «ЖСК «Слобода» земельного участка площадью 6.07009 га в районе Сапун-горы для обслуживания территории под проездами, проходами и объектами линейной инженерной инфраструктуры» утвержден проект землеустройств по отводу земельного участка общей площадью 39,6700 га. (в том числе 0.2566 га. - охранная зона ЛЭГ1. 0,4437 га. - охранная зона газопровода) в районе Сапун- горы, их них: 32,2000 га. - для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки) гражданами (согласно приложению ): 6,0700 га. - под проездами, проходами, объектами линейной инженерной инфраструктуры: 1,4000 га. для строительства и обслуживания детского сада. Пунктом 4 указанного решения Севастопольского городского Совета решено передать гражданам У. - членам ОК «ЖСК «Слобода» (согласно приложению ) в собственность земельные участки общей площадью 32.2000 га. для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки), с отнесением этих земель к категории земель жилой и общественной застройки и пунктом 7.1 на граждан, членов ОК «ЖСК «Слобода» (согласно приложению ) возложена обязанность выполнить через соответствующее лицензированное землеустроительное предприятие работы по установлению границ земельных участков в натуре и подготовке технической документации по землеустройству указанных земельных участков, работы по оформлению государственных актов на право собственности на земельные участки и представить государственные акты в Главное управление Госкомзема в г. Севастополе. На основании указанного решения Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ Алексеенко С. В. ДД.ММ.ГГГГ выдан государственный акт на право собственности на земельный участок серии ЯЛ . Согласно которому последняя является собственником земельного участка площадью 0,1000 га, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес> с целевым назначением - для строительства и обслуживания дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок). Согласно планово-картографических материалов лесоустройства 2000 года, земельный участок площадью 32,2 га., в состав которого входит спорный земельный участок, переданный решением Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ в собственность членам ОК «ЖСК «Слобода», относится к землям лесного фонда Севастопольского участкового лесничества. Указанный земельный участок передан в постоянное пользование Севастопольскому лесхоззагу решением исполкома Севастопольского городского Совета депутатов трудящихся -п от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении отчета о распределении земель по угодьям и землепользователям города Севастополя по состоянию на 01.11.1966». Также, выкопировкой из материалов лесоустройства 2011 года подтверждается факт нахождения спорного земельного участка на территории земель лесного фонда, в соответствии с которой спорный земельный участок располагается па территории квартала 22 выдела 11 Севастопольского участкового лесничества. Спорный земельный участок из состава земель лесного фонда не изымался, решение об изъятии земельного участка, расположенного в городе Севастополе, <адрес>, для не лесохозяйственных нужд соответствующими органами исполнительной власти не принималось, с органами исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства и охраны окружающей природной среды не согласовывалось. Право собственности и выдача государственного акта о нраве собственности на спорный земельный участок является незаконным, поскольку Алексеенко С.В., не обращалась с личным заявлением в соответствующий орган власти в соответствии с требованиями ст. 118 ЗК У. о предоставлении ей в собственность спорного земельного участка. Кроме того, спорный земельный участок предоставлен в нарушение требований ст. ст. 116. 149 ЗК У., в связи с чем, государственный акт па право собственности на земельный участок серии ЯЛ подлежит признанию недействительным. Решение Севастопольским городским Советом об изменении целевого назначения спорного Земельного участка не принималось. Решение принято Севастопольским городским Советом, вопреки действовавшим на тот момент ЗК У. и Распоряжения КМУ I0- р с превышением установленных полномочий, и как следствие, право собственности на земельный участок возникло незаконно. Спорный земельный участок в установленном законном порядке, действовавшем на момент возникновения спорных правоотношений, из земель государственного лесного фонда не изымался, его целевое назначение не менялось, что свидетельствует о том, что передача земельного участка в собственность Алексеенко С.В. была проведена в нарушение требований земельного законодательства У.. ДД.ММ.ГГГГ между Алексеенко С.В. и Пасеин О.Н. заключен договор купли-продажи земельного участка, площадью 0,1000 га., расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>. 134. Таким образом, истец просил истребовать из чужого незаконного владения Пасеин О. Н. земельный участок, который он приобрел по договору купли-продажи, у лица которое не имело право распоряжаться спорным земельным участком, поскольку он выбыл из собственности помимо воли собственника.

В судебном заседании представитель Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя Шалык А.Н. заявленные требования поддержал, по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик Пасеин О.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке.

В судебном заседании представитель ответчика Пасеин О.Н.Дышловой В.И. заявленные требования считал не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, полагал, что истец не является собственником имущества, в связи с чем не вправе обращаться в суд с настоящими требованиями, ответчик возмездно приобрел спорный земельный участок, на момент предоставления Алексеенко С.В. спорного земельного участка он не относился к землям лесного фонда, а относился к категории земель – для жилищной и общественной застройки, для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки) гражданами. Истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд.

Ответчик Алексеенко С.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена в установленном законом порядке.

Суд в соответствии с ч. 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, в установленном законом порядке.

Представитель третьего лица Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Потребительский кооператив «Жилищно-строительный кооператив «Слобода» в судебное заседание не явился, извещался в установленном законом порядке о времени и месте рассмотрения дела.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ -ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

Таким образом, спорные правоотношения, в том числе в сфере использования и выделения земель, возникшие на территории города Севастополя до его вхождения в состав Российской Федерации (ДД.ММ.ГГГГ), регулировались законодательством У..

В соответствии с решением Севастопольского городского Совета ог ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в решении Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ , утверждении градостроительного обоснования проекта землеустройства по отводу земельного участка и передаче в собственность гражданам - членам ОК «ЖСК «Слобода» земельных участков общей площадью 32,2000 га. в районе Сапун-горы для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки), передаче в аренду сроком на 25 лег ОК «ЖСК «Слобода» земельного участка площадью 6.07009 га. в районе Сапун-горы для обслуживания территории под проездами, проходами и объектами линейной инженерной инфраструктуры» утвержден проект землеустройств по отводу земельного участка общей площадью 39,6700 га. (в том числе 0.2566 га. - охранная зона ЛЭГ1. 0,4437 га - охранная зона газопровода) в районе Сапун- горы, их них: 32,2000 га - для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки) гражданами (согласно приложению ): 6,0700 га. - под проездами, проходами, объектами линейной инженерной инфраструктуры: 1,4000 га. для строительства и обслуживания детского сада.

Пунктом 4 указанного решения Севастопольского городского Совета решено передать гражданам У. - членам ОК «ЖСК «Слобода» (согласно приложению ) в собственность земельные участки общей площадью 32.2000 га. для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки), с отнесением этих земель к категории земель жилой и общественной застройки и пунктом 7.1 на граждан, членов ОК «ЖСК «Слобода» (согласно приложению ) возложена обязанность выполнить через соответствующее лицензированное землеустроительное предприятие работы по установлению границ земельных участков в натуре и подготовке технической документации по землеустройству указанных земельных участков, работы по оформлению государственных актов на право собственности на земельные участки и представить государственные акты в Главное управление Госкомзема в г. Севастополе.

В соответствии с нормами ст. 19 Конституции У. органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами У..

Согласно ст. 81 Земельного кодекса У. (далее - ЗК У.) граждане У. приобретают право собственности на земельные участки на основании безвозмездной передачи из земель государственной и коммунальной собственности, а также, приватизации земельных участков, ранее предоставленных им в пользование.

Частью 1 ст. 116 ЗК У. граждане и юридические лица приобретают право собственности и права пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных настоящим Кодексом или по результатам аукциона.

Нормами ст. 118 ЗК У. установлено, что гражданин, заинтересованный в приватизации земельного участка, находящегося в его пользовании, подает заявление в соответствующую районную Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. Решение органов исполнительной власти и органов местного самоуправления относительно приватизации земельных участков принимается в месячный срок на основании технических материалов и документов, подтверждающих размер земельного участка.

Порядок бесплатной приватизации земельных участков гражданами определен частями 6-9 статьи 118 Земельного Кодекса У., в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, согласно которым граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для индивидуального дачного строительства в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В ходатайстве указывается целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры. К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка. Уполномоченное учреждение рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Проект отвода земельного участка разрабатывается по заказу граждан лицами, имеющими соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ, в сроки, которые оговариваются соглашением сторон. Разработанный проект землеустройства по отводу земельного участка подается Комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием документации по землеустройству. Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства по отводу земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.

Статьей 14 Конституции У. установлено, что земля является основным национальным богатством, находящимся под особой охраной государства.

Согласно ч. 5 ст. 116, ч. 1 ст. 149 ЗК У. предоставление гражданам земельных участков, находящихся в собственности или в пользовании, производится лишь после изъятия их в порядке, предусмотренном настоящим кодексом.

Земли У. по основному целевому назначению подразделяются на соответствующие категории, в том числе земли лесного фонда (статья 19 Земельного Кодекса У..

В соответствии с п. 5 заключительных положений Лесного кодекса У. до получения в установленном порядке государственными лесохозяйственными предприятиями государственных актов на право постоянного пользования земельными лесными участками, документами, подтверждающими это право на ранее предоставленные земли, является планово-картографические материалы лесоустройства.

Согласно планово-картографических материалов лесоустройства 2000 года, земельный участок площадью 32,2 га., в состав которого входит спорный земельный участок, переданный решением Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ в собственность членам ОК «ЖСК «Слобода», относится к землям лесного фонда Севастопольского участкового лесничества.

Указанный земельный участок передан в постоянное пользование Севастопольскому лесхоззагу решением исполкома Севастопольского городского Совета депутатов трудящихся -п от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении отчета о распределении земель по угодьям и землепользователям города Севастополя по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года». Также, выкопировкой из материалов лесоустройства 2011 года подтверждается факт нахождения спорного земельного участка на территории земель лесного фонда, в соответствии с которой спорный земельный участок располагается па территории квартала 22 выдела 11 Севастопольского участкового лесничества.

Спорный земельный участок из состава земель лесного фонда не изымался, решение об изъятии земельного участка, расположенного в городе Севастополе, <адрес> для не лесохозяйственных нужд соответствующими органами исполнительной власти не принималось, с органами исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства и охраны окружающей природной среды не согласовывалось.

В соответствии с частями 1, 2 и 4 статьи 20 Земельного кодекса У. отнесение земель к той или иной категории осуществляется на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями. Изменение целевого назначения земель осуществляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, принимающих решения о передаче этих земель в собственность или предоставление в пользование, изъятие (выкуп) земель и утверждают проекты землеустройства или принимают решение о создании объектов природоохранного и историко-культурного назначения. Изменение целевого назначения земель, занятых лесами, производится с учетом заключений органов исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды и лесного хозяйства. Нарушение порядка установления и изменения целевого назначения земель является основанием для признания недействительными решений органов государственной власти и органов местного самоуправления о предоставлении (передаче) земельных участков гражданам и юридическим лицам; признание недействительными сделок относительно земельных участков; отказа в государственной регистрации земельных участков или признания регистрации недействительной; привлечения к ответственности в соответствии с законом граждан и юридических лиц, виновных в нарушении порядка установления и изменения целевого назначения земель (статья 21 ЗК У.).

В соответствии с пунктом 1 ст. 55 Земельного кодекса У. к землям лесохозяйственного назначения относятся земли, покрытые лесной растительностью, а также не покрытые лесной растительностью, нелесные земли, которые предоставлены и используются для потребностей лесного хозяйства.

Порядок использования земель лесохозяйственного назначения определяется законом (пункт 2 статьи 57 Земельного кодекса У.).

В соответствии со статьями 56, 57 Земельного кодекса У. земли лесного фонда могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности.

Гражданам и юридическим лицам по решению органов местного самоуправления и органов исполнительной власти могут бесплатно или за плату передаваться в собственность замкнутые земельные участки лесного фонда общей площадью до 5 гектаров в составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств. Граждане и юридические лица в установленном порядке могут приобретать в собственность земельные участки деградированных и малопродуктивных угодий для облесения. То есть, порядок использования земель лесного фонда определяется законом.

С учетом вышеизложенного, земли, покрытые лесной растительностью, а также не покрытые лесной растительностью, нелесные земли, которые предоставлены и используются для нужд лесного хозяйства, относятся к землям лесного фонда, на которые распространяется особый режим по использованию, предоставления в пользование и передачи в собственность, который определяется нормами Конституции У., ЗК У., другими законами и нормативно-правовыми актами.

Кроме того, согласно статье 3 Земельного кодекса У. земельные отношения, возникающие при использовании лесов, регулируются также нормативными правовыми актами о лесах, если они не противоречат ЗК У..

Основной чертой земель лесного фонда является назначение этих земель именно для ведения лесного хозяйства, по смыслу статьи 63 Лесного Кодекса У., заключается в осуществлении комплекса мероприятий по охране, защите, рациональному использованию и расширенного воспроизводства лесов.

Использованию лесохозяйственных земель по их целевому назначению законодательство отдает приоритет: составной охраны земель является защита лесных земель и кустарников от необоснованного их изъятия для других нужд (пункт «б» части первой статьи 164 Земельного кодекса У.).

Таким образом, одной из основных особенностей правового режима земель лесного фонда является неразрывная связь их использования с лесопользованием.

В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса У. леса, которые находятся в пределах территории У., являются объектами права собственности украинского народа.

Согласно статье 8 Лесного кодекса У. в государственной собственности находятся все леса У., кроме лесов, находящихся в коммунальной или частной собственности. Право государственной собственности на леса приобретается и реализуется государством в лице Кабинета М. У., Совета М. Автономной Республики Крым, местных государственных администраций в соответствии с законом.

В силу статьи 13 Земельного кодекса У. именно к полномочиям Кабинета М. У. в области земельных отношений относится распоряжение землями государственной собственности в пределах, определенных этим Кодексом.

В соответствии со статьей 84 Земельного кодекса У. в государственной собственности находятся все земли У., кроме земель коммунальной и частной собственности. К землям государственной собственности, которые не могут передаваться в частную собственность, относятся, в частности, земли лесного фонда, кроме случаев, определенных этим Кодексом (пункт «г» части четвертой статьи 84 ЗК У.).

Гражданам и юридическим лицам по решению органов местного самоуправления и органов исполнительной власти могут бесплатно или за плату передаваться в собственность замкнутые земельные участки лесного фонда общей площадью до 5 га в составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств. Граждане и юридические лица в установленном порядке могут приобретать в собственность земельные участки деградированных и малопродуктивных угодий для облесения (статья 56 ЗК У.).

В соответствии с пунктом 5 Заключительных положений Лесного кодекса У. установлено, что до получения в установленном порядке государственными лесохозяйственными предприятиями государственных актов на право постоянного пользования земельными лесными участками, документами, подтверждающими это право на ранее предоставленные земли, являются планово-картографические материалы лесоустройства.

Таким образом, земельные участки лесного фонда находились в постоянном пользовании Государственного предприятия «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» на основании планово-картографических материалов лесоустройства.

Решение уполномоченного органа об изъятии земельного участка общей из пользования Государственного предприятия «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» не принималось.

Из вышеизложенного следует, что Севастопольским городским Советом при принятии решения о передаче членам ОК «ЖСК «Слобода» (согласно приложению ) в собственность земельные участки общей площадью 32,2000 га для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки), с отнесением этих земель к категории земель жилой и общественной застройки и пунктом 7.1 на граждан, членов ОК «ЖСК «Слобода» (согласно приложению ) возложена обязанность выполнить через соответствующее лицензированное землеустроительное предприятие работы по установлению границ земельных участков в натуре и подготовке технической документации по землеустройству указанных земельных участков, работы по оформлению государственных актов на право собственности на земельные участки и представить государственные акты в Главное управление Госкомзема в г. Севастополе были грубо нарушены нормы земельного и лесного законодательства У.. Более того, Севастопольский городской Совет не имел права распоряжаться указанным земельным участком и передавать его кому-либо в пользование.

ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в решении Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ , утверждении градостроительного обоснования проекта землеустройства по отводу земельного участка и передаче в собственность гражданам - членам ОК «ЖСК «Слобода» земельных участков общей площадью 32,2000 га в районе Сапун-горы для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки), передаче в аренду сроком на 25 лет ОК «ЖСК «Слобода» земельного участка площадью 6,07009 га в районе Сапун-горы для обслуживания территории под проездами, проходами и объектами линейной инженерной инфраструктуры» утвержден проект землеустройств по отводу земельного участка общей площадью 39,6700 га (в том числе 0,2566 га - охранная зона ЛЭГ1. 0,4437 га. - охранная зона газопровода) в районе Сапун- горы, их них: 32,2000 га - для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки) гражданами (согласно приложению ): 6,0700 га - под проездами, проходами, объектами линейной инженерной инфраструктуры: 1,4000 га для строительства и обслуживания детского сада.

На основании указанного решения Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ Алексеенко С. В. ДД.ММ.ГГГГ выдан государственный акт на право собственности на земельный участок серии ЯЛ площадью 0,1000 га, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, с целевым назначением - для строительства и обслуживания дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок).

Согласно пункту 5 Переходных положений Лесного кодекса У. до получения в установленном государственными лесохозяйственными предприятиями государственных актов на право постоянного пользования земельными лесными участками, документами, подтверждающими это право на ранее предоставленные земли, являются планово-картографические материалы лесоустройства.

Земельные участки лесного фонда находились в постоянном пользовании Севастопольского участкового лесничества на основании планово-картографических материалов лесоустройства.

Таким образом, на момент передачи Севастопольским городским Советом спорного земельного участка в собственность гр. Алексеенко С.В. он входил в состав земель лесохозяйственного назначения (лесного фонда).

С учетом вышеустановленных обстоятельств, земельный участок был передан в собственность гр. Алексеенко С.В. вопреки нормам действовавшего на момент его передачи законодательства.

В соответствии с распоряжением Кабинета М. У. от ДД.ММ.ГГГГ -р (далее – Распоряжение КМУ -р) с целью недопущения фактов нарушения интересов государства и общества во время отчуждения и изменения целевого назначения земельных лесных участков (дальше - участки) Министерству экологии и природных ресурсов, Министерству аграрной политики и продовольствия, Министерству обороны, Государственному агентству лесных ресурсов и Государственному агентству земельных ресурсов, до момента законодательного урегулирования вопросов предотвращения злоупотреблений в этой сфере остановить принятие решений о предоставлении согласия на исключения участков, их передачу, в собственность и аренду с изменением целевого назначения. В абзаце 3 указанного правового акта установлено, что отзывается ранее предоставленное согласие на изъятие участков, их передачу в собственность и аренду с изменением целевого назначения в случае, если местными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления не приняты соответствующие решения или, когда по результатам проверки установлено, что такие решения приняты с нарушением требований законодательства

При выделении земельного участка Алексеенко С.В. в собственность Севастопольское участковое лесничество своего согласия на изъятие земельного участка не давало, в связи с чем были нарушены положения Земельного кодекса У. и распоряжения Кабинета М. У. от ДД.ММ.ГГГГ -р.

Согласно государственному акту о праве собственности на земельный участок спорный земельный участок имеет вид целевого назначения для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок).

Согласно ст. 38 Земельного кодекса У. указанный вид целевого назначения относится к землям жилой и общественной застройки – земельные участки в пределах населенных пунктов, которые используются для размещения жилой застройки, общественных зданий и сооружений, других объектов общего пользования.

Из изложенного выше также усматривается, что вид целевого назначения земельного участка был изменен. Согласно пункту 1 статьи 20 Земельного кодекса У. отнесение земель к той или иной категории осуществляется на основании решений органов государственной власти, Верховной Рады Автономной Республики Крым, Совета М. Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочий.

Пунктом 2 статьи 20 Земельного кодекса У. определено, что изменение целевого назначения земель осуществляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, которые принимают решение о передаче этих земель в собственность или предоставление в пользование, изъятие (выкуп) земель и утверждают проекты землеустройства или принимают решение о создании объектов природоохранного и историко-культурного назначения.

Пунктом 4 статьи 20 Земельного кодекса У. установлено, что изменение целевого назначения земель, занятых лесами, производится с учетом заключений органов исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды и лесного хозяйства. Заключение органа исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды и лесного хозяйства о возможности изъятия спорного Земельного участка из состава земель лесного фонда, изменения его целевого назначения не выдавалось.

То есть, решение ДД.ММ.ГГГГ было принято Севастопольским городским Советом, вопреки действовавшим на тот момент Земельного кодекса У. и Распоряжения КМУ -р, с превышением установленных полномочий, и как следствие, право собственности на земельный участок у Алексеенко С.В. возникло незаконно (государственный акт на право собственности на земельный участок серии ЯИ от ДД.ММ.ГГГГ). Однако ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи земельного участка собственником спорного участка стал Пасеин О. Н..

Статьей 1 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № З-ЗС «О бывшей государственной собственности У. и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя» (с изменениями и дополнениями) установлено, что все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.

На основании изложенного, в связи с тем, что все земли, в пределах территориальных границ города Севастополя являются государственной собственностью города, Правительство Севастополя выступает в защиту интересов города федерального значения Севастополя.

Статьей 34 Устава города Севастополя предусмотрено, что Правительство Севастополя управляет и распоряжается собственностью города Севастополя в соответствии с законами города Севастополя, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление города Севастополя в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно статье 27 Закона города Севастополя «О Правительстве Севастополя» -ЗС от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Закон -ЗС), Правительство Севастополя осуществляет контроль за использованием и охраной земель и других объектов недвижимости на территории города Севастополя, осуществляет управление в области земельных отношений.

В соответствии со статьями 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах. Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Частью 1 статьи 23 Лесного кодекса РФ установлено, что основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки.

Спорный земельный участок, на который было выдано свидетельство на право собственности расположен на территории Севастопольского участкового лесничества.

Согласно пункту 2 статьи 6 Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

Положениями Лесного кодекса РФ, а также Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» земли леса не передаются в собственность для размещения объектов капитального строительства, в том числе для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек.

Согласно ч. 2 ст. 10 Земельного кодекса Российской Федерации, субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

Законом города Севастополя «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» -ЗС от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Закон -ЗС) установлено, что право на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными актами, действовавшими до указанного момента, признаются правами, установленными законодательством Российской Федерации, в частности – все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью города Севастополя (пп.4 п.1 ст. 2 Закона -ЗС).

Положения статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляют способы защиты гражданских прав, которые обеспечивают восстановление нарушенных прав и стабильность гражданско-правовых отношений; перечень этих способов в силу абзаца четырнадцатого данной статьи, согласно которому защита гражданских прав осуществляется иными способами, предусмотренными законом, является открытым.

Таким образом, противоправное предоставление земельного участка в собственность иному лицу причиняет ущерб экономическим интересам субъекта федерации – города федерального значения Севастополя.

Согласно ст. 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник имеет право истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Вышеустановленные обстоятельства свидетельствуют о том, что спорный земельный участок выбыл из государственной собственности и перешел в собственность ответчика вопреки нормам законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, в связи с чем на основании ст. 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник имеет право истребовать своё имущество из чужого незаконного владения, в том числе у приобретателя данного имущества, то есть у Пасеин О.Н. возмездно приобретшего земельный участок у продавца, не имевшего права его отчуждать.

В судебном заседании из представленного решения Балаклавского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на спорном земельном участке расположены: одноэтажное каркасное строение прямоугольной формой (туалет), площадью по наружным обмерам 5,46 м, является надворным строением - туалетом; деревянное строение (летний душ) площадью по наружным обмерам 1,0 м2, является надворным строением - летним душем, крытая площадка площадью по наружным обмерам 88,56 м является дворовым сооружением, постройкой вспомогательного, хозяйственного назначения - крытой летней площадкой, станция биологической очистки сточно-бытовых вод является дворовым сооружением, постройкой вспомогательного, хозяйственного назначения.

    Жилой дом, расположенный на земельном участке соответствуют требованиям нормативной документации, а именно: требованиям СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» и СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства» в части расположения на земельном участке; требованиям СП 52.13330.2011 «Естественное и искусственное освещение», СанПин 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий», СанПин 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «»Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий». Требованиям градостроительных норм в части разрешенного вида использования земельного участка; требованиям СП 4.13130.2013. "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям".

    Туалет, летний душ, крытая летняя площадка и станция биологической очистки сточно-бытовых вод соответствует градостроительным нормам и не требуют получения разрешения на строительство.

В жилом доме, надворных строениях и сооружениях по <адрес>, г. Севастополь, отсутствуют признаки деформаций и перекосов; отсутствуют трещины в стенах; отклонений и разрывов кладки нет; скопления воды и растворов в нижней части здания нет; увлажнение стен, образование плесени, отслоение штукатурки не обнаружено; внешние повреждения и деформации отсутствуют; фундаменты находятся в работоспособном состоянии, деформаций осадочносилового характера, влияющих на несущую способность строительных конструкций, не выявлено, т.е. техническое состояние конструкций объектов позволяет их дальнейшую эксплуатацию и соответствует требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Жилой дом не соответствует градостроительным нормам в части отсутствия разрешения на строительство.

Вместе с тем, установлено, что право собственности на жилой дом, расположенный по <адрес> в городе Севастополе зарегистрировано за Пасеин О.Н.

Вышеуказанные обстоятельства сторонами не оспаривались.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка.

Пунктом 4 части 2 статьи 60 Земельного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками; Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет (ч.ч. 2,3 статьи 76 ЗК РФ).

Согласно части 2 статьи 62 ЗК РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).

Согласно абзацу 2 пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного уполномоченного им лица), выраженной в установленном законом порядке.

То есть, оснований для возведения на спорном земельном участке строений у ответчика не имелось в силу того, что у него право собственности на земельный участок возникло без предусмотренных законом оснований.

Учитывая, что объекты капитального строительства, расположенные на земельном участке возведены ответчиком без получения на это необходимых разрешений, указанные объекты являются самовольными постройками.

В соответствии с частями 1,2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Гражданин или юридическое лицо, имеющие намерение осуществить строительство, реконструкцию архитектурного объекта, для строительства которого требуется разрешение на строительство, - обязан иметь архитектурный проект, выполненный в соответствии с архитектурно – планировочным заданием (статья 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»).

Разрешения (декларации) на (о) начало выполнения строительных работ (реконструкции), иная разрешительная документация ответчице Инспекцией архитектурно – строительного контроля города Севастополя и Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя, либо иным органом не выдавалась и не регистрировалась.

Доказательств, подтверждающих наличие разрешительных документов на проведение строительных работ, на ввод в эксплуатацию объектов, расположенных на спорном земельном участке отсутствуют.

То есть ответчиком для строительства капитальных объектов, расположенных на спорном земельном участке соответствующих разрешений на строительство получено не было.

Выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом, что предусмотрено пунктом 4 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, возведенные ответчиком объекты капитального строительства не относятся к объектам, для строительства которых разрешение на строительство не требуется.

В соответствии с п.п. 1 и 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил; лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на неё право собственности; самовольная постройка подлежит сносу осуществившим её лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.

В определении -О-П от ДД.ММ.ГГГГ Конституционный Суд Российской Федерации указал, что самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство. Поэтому лицо, осуществившее самовольную постройку, не является законным владельцем.

Вводя правовое регулирование самовольной постройки, законодатель закрепил в пункте 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации три признака самовольной постройки, а именно: постройка должна быть возведена либо на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке, либо без получения необходимых разрешений, либо с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (причем для определения ее таковой достаточно наличия хотя бы одного из этих признаков), и установил в пункте 2 той же статьи последствия, т.е. санкцию за данное правонарушение в виде отказа признания права собственности за застройщиком и сноса самовольной постройки осуществившим ее лицом либо за его счет.

Возложение обязанности по сносу самовольной постройки представляет собой санкцию за совершенное правонарушение в виде осуществления самовольного строительства; сносу подлежит самовольная постройка, то есть здание, сооружение или другое строение, возведённые (созданные) на земельном участке.

По смыслу ст. ст. 128, 130 Гражданского кодекса Российской Федерации здание, сооружение или другое строение, возведённое на земельном участке, являются недвижимыми вещами, значит, должны обладать признаком дискретности, конечны в пространстве.

Согласно ч. 1 ст. 130 ГК РФ, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В соответствии с пунктом 22, пунктом 23, пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки.

Таким образом, объекты капитального строительства, возведенные ответчиком без получения соответствующего разрешения, то есть с нарушением установленного порядка строительства, возведенные кроме того, на земельном участке приобретенном ответчиком без предусмотренных законом оснований, обладающие признаками, перечисленными в части 1 статьи 222 ГК РФ, суд признает самовольными постройками, подлежащими сносу ответчиком, либо за его счет.

Согласно части 2 статьи 10 Земельного кодекса РФ, субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

Законом города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» установлено, что право на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными актами, действовавшими до указанного момента, признается правами, установленными законодательством Российской Федерации, в частности – все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью города Севастополя (пп.4 п.1 ст. 2 Закона -ЗС).

Статьей 34 Устава города Севастополя предусмотрено, что Правительство Севастополя управляет и распоряжается собственностью города Севастополя в соответствии с законами города Севастополя, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление города Севастополя в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно статье 27 Закона города Севастополя «О Правительстве Севастополя» -ЗС от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Закон -ЗС), Правительство Севастополя осуществляет контроль за использованием и охраной земель и других объектов недвижимости на территории города Севастополя, осуществляет управление в области земельных отношений.

В соответствии со статьей 23 Закона -ЗС, Правительство осуществляет свои полномочия непосредственно или через подведомственные ему исполнительные органы.

Пункт 1.1. Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя» (далее – Положение), которое утверждено Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ПП, указывает, что Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, реализующим государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, управление и распоряжение государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя.

В соответствии с пунктами 2.1, 2.10, 2.13 указанного Положения, основными задачами Департамента являются, в частности, проведение единой государственной политики в сфере управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами города Севастополя, осуществление контроля за использованием и сохранностью имущества и земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, осуществление защиты имущественных прав города Севастополя.

Таким образом, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в силу вышеприведенных положений закона наделен правом на обращение в суд с иском, направленным в защиту прав города Севастополя.

Относительно доводов о пропуске срока исковой давности следует отметить, что согласно статье 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса (статья 196 ГК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Начало течения срока исковой давности применительно к спорным правоотношениям следует исчислять с ДД.ММ.ГГГГ, с момента образования Департамента по имущественным и земельным отношениям город Севастополя, при таких обстоятельствах срок исковой давности на момент обращения с иском в суд не истек.

Возражения стороны ответчика судом во внимание не принимаются, поскольку они не основаны на требованиях вышеуказанного действующего законодательства, которые приняты судом во внимание при вынесении решения суда об удовлетворении требований.

Таким образом, поскольку установлено, что законных оснований для возникновения права собственности на спорный земельный участок у первоначального собственника, совершившего его отчуждение в пользу ответчика Пасеин О.Н. не имелось, то есть земельный участок выбыл из государственной собственности вопреки нормам ранее действовавшего на территории Республики Крым и города Севастополя законодательства, суд находит исковые требования обоснованными.

На основании вышеизложенного суд полагает, что государственный акт о праве собственности на земельный участок был выдан в отсутствие законных оснований, в связи с чем подлежит признанию недействительным, из владения ответчика Пасеин О.Н. в собственность субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя подлежит истребованию спорный земельный участок.

Истребование имущества из чужого незаконного владения ответчика является основанием для погашения Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя записи о правах на спорный земельный участок.

Учитывая, что оснований для возведения объектов капитального строительства на спорном земельном участке у ответчика не имелось, в силу отсутствия возникшего у него в соответствии с законодательством права на него и возведение строений без получения на то соответствующих разрешений, суд полагает необходимым требования об освобождении земельного участка удовлетворить.

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, следовательно, с Пасеин О.Н. подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в доход бюджета города федерального значения Севастополя в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к Алексеенко С. В., Пасеин О. Н. об истребовании имущества из чужого незаконного владения, признании недействительным государственного акта, освобождении земельного участка удовлетворить частично.

Истребовать из незаконного владения Пасеин О. Н. земельный участок, площадью 0,1000 га, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес> в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополя.

    Признать недействительным государственный акт на право собственности на земельный участок серии ЯЛ №    136473, предыдущий кадастровый .

Обязать Пасеин О. Н. освободить земельный участок, кадастровый , (предыдущий кадастровый ), площадью 0,1000 га, расположенного по адресу: <адрес>, г. Севастополь, привести земельный участок в пригодное для дальнейшего использования состояние, путем сноса строений и сооружений, расположенных на земельном участке.

В удовлетворении требований к Алексеенко С. В. об истребовании имущества из чужого незаконного владения отказать.

Взыскать с Пасеин О. Н. в доход бюджета города федерального значения Севастополя государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                 Н.В. Милошенко

Мотивированный текст решения суд изготовлен 25.04.2017

2-425/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
Ответчики
Пасеин О.Н.
Алексеенко С.В.
Другие
Потребительский кооператив "Жилищно-строительный кооператив "Слобода"
Главное управление природных ресурсов и экологии города Севастополя
Суд
Балаклавский районный суд Севастополя
Дело на странице суда
balaklavskiy.sev.sudrf.ru
21.02.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.02.2017Передача материалов судье
22.02.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.02.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.02.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.03.2017Предварительное судебное заседание
20.04.2017Судебное заседание
25.04.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее