Дело №2 г.
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
<адрес> 14 сентября 2015 года
Шелковской районный суд Чеченской Республики в составе:
председательствующего судьи Аврабиева М.М.,
в присутствии заявителя ФИО2,
с участием представителя заинтересованного лица - ФИО5
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства РФ по Чеченской Республике о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с иском к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального Казначейства РФ по ЧР о взыскании компенсации морального вреда.
В судебном заседании ФИО2 свое заявление поддержал и показал, что он родился в местах ссылки ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Киргизской ССР, куда были сосланы её родители незаконно и необоснованно, по национальному признаку, где он проживал на специальном поселении находясь под административным надзором органов Внутренних дел Союза ССР в течение 12 лет, до 1958 года.
Согласно справке о реабилитации отДД.ММ.ГГГГ, он, ФИО2, репрессирован по политическим мотивам по национальному признаку органами НКВД СССР.
На основании Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от ДД.ММ.ГГГГг. №2, он реабилитирован.
Согласно Указа Президиума Верховного Совета СССР «О снятии ограничений по спец.поселению с чеченцев, ингушей, карачаевцев, и членов их семей, выселенных в период Великой Отечественной войны» от ДД.ММ.ГГГГ, срок его пребывания под надзором с ограничением прав и свобод составил около 11 лет.
Исходя из положений Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от ДД.ММ.ГГГГ №2 «Статус жертвы политических репрессии, как следствие этого, право на меры социальной поддержки приобретаются на основании справки, выданной компетентными органами государства». Таким образом, дату его правоотношений следует исчислять со дня выдачи справки о его реабилитации.
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №2 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров» даны следующие разъяснения: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы».
ФИО1, как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод, признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской ФИО1 положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской ФИО1 (статья 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите права человека и основных свобод и протоколов к ней»).
Поэтому применение судами вышеназванной Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В настоящее время вступило в законную силу постановление Европейского Суда по правам человека от ДД.ММ.ГГГГ по делу «Клаус и Юрий Киладзе против Грузии» (жалоба №2).
Европейский суд по правам человека, рассмотрев дело «Клаус и Юрий Киладзе против Грузии» в своем постановлении установил, что в грузинском законодательстве отсутствует нормативный акт о возмещении ущерба жертвам политических репрессий и, если этот пробел не будет устранен, то государство-ответчик должен выплатить 4 тысячи евро в качестве возмещения за моральный вред каждому из заявителей.
В соответствии с ч.2 ст.1 ГПК РФ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила гражданского судопроизводства, чем те, которые предусмотрены законом, применяются правила международного договора.
Поскольку ФИО1, как участник «Конвенции о защите прав человека и основных свобод» признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней, исковые требования должны быть разрешены с учетом правовой позиции Европейского Суда, выраженной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ по делу «Клаус и Юрий Киладзе против Грузии» (жалоба №2), которым разрешены аналогичные правоотношения.
Являясь лицом признанным жертвой советских политических репрессий и реабилитированной в установленном ФИО3 законодательством порядке, считаю, что в отношении него была нарушена статья 1 Протокола №2 Конвенции. Дело в том, что у него имеется собственность в виде основанного на законе «О реабилитации жертв политических репрессий» и Конституции РФ правомерного ожидания возмещения ущерба, причиненного нравственными страданиями, связанными с незаконным ограничением свободы.
Исключение с ДД.ММ.ГГГГ гарантии компенсации морального ущерба из преамбулы Закона в этом контексте выглядит как отказ от правовой и моральной обязанности государства, что противоречит статье 1 Протокола №2 к Конвенции, и не может применяться судами во избежание нарушения ч.4 ст.15 Конституции РФ.
В этой связи исковые требования о взыскании компенсации морального вреда являются законными и обоснованными.
На протяжении более 13 летего семьясодержалась в ужасных антисанитарных условиях, без элементарных возможностей устройства быта (отсутствие дома, постели, дров, угля - проживание в землянках) находясь под жестким контролем органов внутренних дел, без права посещения родственников или выхода за пределы села (постановление Молотова), они постоянно подвергались унижениям, как со стороны власти, так и со стороны отдельных граждан СССР, поскольку государство причислило их к числу сочувствующих (и пособников) «изменников Родины»
Таким образом, моральный вред, причиненный ему, с учетом выше изложенного и с учетом индексации (коэффициента инфляции) оценивается в 13 000 000 (три миллионов) рублей.
Компенсация морального вреда в размере, указанном выше, 13 000 000 (тринадцать миллионов) рублей за физические и нравственные страдания на протяжении 11 лет является справедливой.
В судебном заседании истец просит удовлетворить его требования.
Представитель Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального Казначейства по ЧР главный специалист-эксперт по бюджету ГУ «Шелковское РайФу» ФИО5, действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования ФИО2не признала и просила отказать в их удовлетворении.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения истца, суд считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Из справки МВД по Чеченской Республике №2 усматривается, что ФИО2 реабилитирован на основании ст. 1.1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий".
Судом установлено, что ФИО2 реабилитирован на основании ст. 1.1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" и вправе получать социальные льготы, предусмотренные Законом. Эти обстоятельства подтверждаются представленными доказательствами и сторонами не оспариваются.
В соответствии с ч.2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнею от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. Признание заносится в протокол судебного заседания.
Доводы, указанные в заявлении ФИО2 о том, что в настоящее время вступило в законную силу постановление Европейского Суда по правам человека от ДД.ММ.ГГГГ по делу «Клаус и Юрий Киладзе против Грузии» (жалоба №2) и Европейский суд по правам человека, рассмотрев дело «Клаус и Юрий Киладзе против Грузии» в своем постановлении установил, что в грузинском законодательстве отсутствует нормативный акт о возмещении ущерба жертвам политических репрессий и, если этот пробел не будет устранён, то государство-ответчик должно выплатить 4 тысячи евро в качестве возмещения за моральный вред каждому из заявителей, несостоятельны, т.к. на основании ст. 1.1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" он реабилитирован и имеет право на все социальные льготы, предусмотренные ФИО3 законодательством.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими её личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", а также с законодательством Российской Федерации и Союза ССР, действовавшим во время возникновения спорных правоотношений (1944 г.), не предусматривают возможности взыскания морального вреда, причиненного политическими репрессиями.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено Федеральным законом.
В соответствии со ст.57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым отклонить исковые требования ФИО2
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства РФ по ЧР о возмещении морального вреда - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чеченской Республики через Шелковской районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения и оглашения.
Председательствующий подпись М.М. Аврабиев
Копия верна:
Решение