Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. ФИО1 15 марта 2017 г.
Городской суд г. ФИО1 РД в составе:
председательствующего судьи ФИО4,
при секретаре ФИО5,
с участием представителя истца – старшего помощника прокурора г. ФИО1 Н.А.,
представителя третьего лица – ГБУЗ РД «Центральная городская больница» городского округа «город ФИО1» - ФИО6, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. ФИО2 С.М. к ФИО3 о прекращении действия права на управление транспортными средствами, а также признании недействительным и изъятии водительского удостоверения серии <адрес>, выданного МРЭО ГИБДД <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.,
у с т а н о в и л :
Прокурор г. ФИО2 С.М. обратился в суд с иском к ФИО3 о прекращении действия права на управление транспортными средствами, а также признании недействительным и изъятии водительского удостоверения серии <адрес>, выданного МРЭО ГИБДД <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование иска указал, что прокуратурой города проведена проверка по выявлению лиц, имеющих ограничения к водительской деятельности.
Участились факты выдачи водительских удостоверений в нарушение требований ФЗ РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О безопасности дорожного движения», а также постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»».
Так, согласно справке, выданной врачом психиатром ГБУЗ «Центральная городская больница» ГО «город ФИО1», ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий по адресу г. ФИО1, <адрес>, состоит на «Д» учете и страдает психиатрическим заболеванием «шизофрения», что исключает правомерность выдачи ему водительского удостоверения в соответствии с Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ.
Так, согласно ст.23.1 названного закона, медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ за № «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством» заболевание ФИО3 является «шизофрения», шизотипические и бредовые расстройства, код заболевания по МКБ-10 - F20.
Согласно вышеуказанного Перечня, общими медицинскими психиатрическими противопоказаниями для водителей авто-, мото-, транспортных средств и городского электротранспорта, являются хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, а также выраженные формы пограничных психических расстройств, которые рассматриваются в каждом случае индивидуально.
Согласно сведениям МРЭО ГИБДД МВД России с дислокацией в <адрес>, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ. получил водительское удостоверение серии <адрес> на право управления транспортными средствами категории «А, В, С».
Одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействий), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В судебном заседании старший помощник прокурора г. ФИО1 Н.А. поддержал требования прокурора по изложенным в исковом заявлении доводам и просил его удовлетворить.
Представитель ГБУЗ РД «Центральная городская больница» городского округа «город ФИО1» врач-психиатр ФИО6 в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора согласился, пояснил, что ФИО3 состоит на диспансерном учете и страдает психиатрическим заболеванием «шизофрения». Просил суд удовлетворить требования прокурора и лишить ФИО3 водительских прав.
Ответчик ФИО3, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился и об уважительности причин своей неявки суду не сообщил.
Третье лицо - МРЭО ГИБДД при МВД по РД в <адрес>, надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного разбирательства, своего представителя в суд не направил.
Согласно ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны представить суду доказательства уважительности причины своей неявки в суд. При признании судом причины неявки стороны в суд неуважительной суд вправе рассмотреть дело без участия какой-либо стороны.
Допрошенный по ходатайству прокурора в судебном заседании свидетель ФИО7 показал, что он является племянником ответчика ФИО3 Его дядя ФИО3 действительно страдает психиатрическим заболеванием «шизофрения», состоит на учете у врача психиатра, является инвалидом.
С требованиями прокурора согласился и сдал суду водительское удостоверение своего дяди ФИО3.
Выслушав доводы старшего помощника прокурора г. ФИО1 Н.А., представителя ГБУЗ РД «Центральная городская больница» городского округа «город ФИО1» врача-психиатра ФИО6, показания свидетеля, исследовав материалы дела и медицинские документы ответчика, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
На основании пункта 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Частью 3 статьи 8 "Конвенции о дорожном движении", заключенной в Вене ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
В силу ст. 12 Гражданского Кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно п. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
По смыслу ст. 1079 ГК РФ транспортное средство является источником повышенной опасности, а управление транспортным средством, как работника, так и владельца индивидуального транспортного средства (водителя, в том числе категории «В.С») непосредственно связано с источником повышенной опасности, транспортным средством.
Согласно статье 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 23 указанного Закона, медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств.
Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами (пункт 6 статьи 23 названного Федерального закона).
Согласно п. п. 1 и 4 ст. 23.1 данного Федерального закона медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
В силу пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения (пункт 2 статьи 24 Федерального закона "О безопасности дорожного движения").
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Так, Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 377 утвержден Перечень медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, согласно которому противопоказанием к управлению транспортными средствами являются хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями (выраженные формы пограничных психических расстройств рассматриваются в каждом случае индивидуально).
Перечнем медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, утвержденным, Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1604 установлено, что к психическим расстройствам и расстройствам поведения (при наличии хронических и затяжных психических расстройств с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями) относится «шизофрения», шизотипические и бредовые расстройства, код заболевания по МКБ-10 - F20.
Согласно вышеуказанному Перечню, общими медицинскими психиатрическими противопоказаниями для водителей авто-, мото-, транспортных средств и городского электротранспорта, являются хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, а также выраженные формы пограничных психических расстройств, которые рассматриваются в каждом случае индивидуально.
Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами, безусловно свидетельствует о непосредственной угрозе для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения и не согласуется с вышеуказанными нормами права, в связи с чем такая деятельность подлежит запрету посредством прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ получил водительское удостоверение серии <адрес> на право управления транспортными средствами категории «А, В, С».
Из справки выданной врачом-психиатром ГБУ «Центральная городская больница» ГО «город ФИО1» следует, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 1984 года состоит на диспансерном учете у врача психиатра с диагнозом «Шизофрения».
Факт того, что ответчик состоит на учете у врача психиатра и регулярно получает лечение, подтвердил в судебном заседании свидетель ФИО7
Поскольку в соответствии с Перечнем медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, лица, имеющие психические и поведенческие расстройства, в том числе, расстройства настроения (глава I пункт 3), имеют противопоказания к управлению транспортным средством, и, учитывая то обстоятельство, что ФИО3 имеет диагноз «Шизофрения», с 1984 года наблюдается врачом-психиатром, то суд считает, что состояние его здоровья препятствует безопасному управлению транспортными средствами.
Анализируя изложенное, с учетом вышеприведенных норм, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к выводу о том, что исковые требования прокурора г. ФИО1 обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым прекратить действия права ФИО3 на управление транспортными средствами, а также признать недействительным и изъять у ФИО3 водительское удостоверение серии <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования прокурора г. ФИО2 С.М. удовлетворить.
Прекратить действие права на управление транспортными средствами ФИО3.
Признать недействительным водительское удостоверение серии <адрес>, выданное МРЭО ГИБДД <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. гражданину ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающему по адресу: г. ФИО1, <адрес>.
Изъять у ФИО3 водительское удостоверение серии <адрес>, выданное МРЭО ГИБДД <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД через городской суд г. ФИО1 в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Магамедов Ш.М.