Решение по делу № 33-2152/2017 от 05.04.2017

Судья Екимова Н.И. Дело № 33-2152/2017 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Нагорновой О.Н.,

судей Перминовой Н.А., Слободянюк Т.А.,

при секретаре Глобу Н.В.,

рассмотрела в судебном заседании 13 апреля 2017 года дело по апелляционной жалобе ООО «Водоканал» на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 02 февраля 2017 года, по которому

на Общество с ограниченной ответственностью «Водоканал» в течение тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу возложена обязанность разработать и направить на утверждение в отдел водных ресурсов по Республике Коми Северо-Западного бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов проект нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в ручей ... и получить разрешение на сброс веществ и микроорганизмов в указанный водный объект.

Заслушав доклад судьи Слободянюк Т.А., объяснения прокурора Распоповой О.Л., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Сыктывкарский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Водоканал» о возложении обязанности разработать и направить на утверждение в отдел водных ресурсов по Республике Коми Северо-Западного бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов проект нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в ручей ... и получить разрешение на сброс веществ и микроорганизмов в указанный водный объект. В обоснование иска указал, что в результате проверки исполнения законодательства о негативном воздействии на водные объекты было установлено, что ответчик осуществляет использование ручей ... левый приток реки ... бассейна реки ... для целей сброса сточных и дренажных вод, в которых содержатся загрязняющие вещества, с нарушением требований закона в части разработки и согласования в установленном законом порядке нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов и в отсутствие полученного в установленном порядке разрешения на сброс.

Суд постановил приведенное решение, об отмене которого, как постановленного при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, просит ООО «Водоканал», полагая, что судом без должной оценки были оставлены возражения ответчика со ссылкой на использование водного объекта на основании решения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 11.12.2015 сроком действия до 01.11.2018, согласно которому срок по исполнению обязанности обеспечить разработку и утверждение нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты со сточными водами с предоставлением отчета о проделанной работе был установлен до 10.10.2017 и на настоящий момент не истек.

В суд апелляционной инстанции ООО «Водоканал» своего представителя не направило, извещено о времени и месте судебного разбирательства.

Проверив материалы дела в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Преамбулой Федерального закона от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ.

В силу ст. 3 Водного кодекса РФ использование водных объектов не должно оказывать негативного воздействия на окружающую среду.

Поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты, в том числе, при использовании водных объектов для целей сброса сточных и (или) дренажных вод (ст. 44 Водного кодекса РФ).

Из системного анализа положений ст.ст. 1 и 3, 22 и 23 Федерального закона «О охране окружающей среды», ч. 6 ст. 56, ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ следует, что наличие у водопользователя утвержденных нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в водный объект, а также разрешения, выданного уполномоченным органом исполнительной власти, на сброс загрязняющих веществ в водный объект является одним из обязательных условий использования им водного объекта.

Как установил суд по настоящему делу, на основании решения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми № 11-03.05.02.001-Р-РСВХ-С-2015-03201/00 от 11.12.2015, действующего по 01.11.2018, ответчик использует водный объект – ручей ..., левый приток реки ... бассейна реки ..., при осуществлении своей деятельности, а именно для целей сброса сточных и дренажных вод.

В сбрасываемых ООО «Водоканал» сточных водах содержатся загрязняющие вещества - азот аммонийный, нефть и нефтепродукты, фосфаты, эфиры, кальций, железо, магний, медь, нитраты, а также иные вещества. Вместе с тем, в нарушение приведенных требований законодательства ответчиком не разработаны и не согласованы в установленном законом порядке нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект – ручей .... Кроме того, сброс загрязняющих веществ в ручей ... в нарушение требований п.4 ст.23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и порядка, установленного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 09.01.2013 № 2, производится ООО «Водоканал» в отсутствие соответствующего разрешения.

Допущенные ответчиком в процессе своей уставной деятельности, оказывающей негативное влияние на окружающую среду, нарушения обязательных требований природоохранного законодательства были установлены проведенной Сыктывкарской межрайонной природоохранной прокуратурой проверкой, подтверждаются информацией отдела водных ресурсов по Республике Коми Северо-Западного бассейнового водного управления Федерального Агентства водных ресурсов, письмом ООО «Водоканал» от 23.11.2016, не опровергнуты в ходе разбирательства дела.

Установив приведенные обстоятельства, учитывая, что сброс вод без соответствующего разрешения, а также в отсутствие утвержденных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в используемый водный объект ставит под угрозу экологическое благополучие населения и окружающей среды, суд, руководствуясь ст.ст. 42 и 58 Конституции РФ, ст.ст. 11, 3, 21-23 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.ст. 1, 11, 22, 23, 35, 44, 56 Водного кодекса РФ, п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 №46 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей», Методическими указаниями по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 12.12.2007 № 328 и приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.01.2013 № 2, зарегистрированного в Минюсте РФ 26.06.2013, пришел к выводу о наличии по делу оснований для удовлетворения заявленных прокурором исковых требований ввиду доказанности факта нарушения ООО «Водоканал» законодательства о негативном воздействии на водные объекты промышленных предприятий.

При этом согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ суд установил ответчику срок для устранения допущенных нарушений - в течение тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Судебная коллегия не усматривает в обстоятельствах дела оснований не согласиться с такими выводами суда по доводам жалобы.

В своей жалобе ООО «Водоканал» не оспаривает установленные судом обстоятельства дела, равно как и не оспаривает правомерности требований прокурора об устранении допущенных ООО «Водоканал» нарушений природоохранного законодательства по их существу.

Заявляя о незаконности решения суда в части установленных судом сроков его исполнения, ООО «Водоканал» ссылается на п.18 решения Минприроды Республики Коми № 11-03.05.02.001-Р-РСВХ-С-2015-03201/00 от 11.12.2015, полагая, что именно указанные в нем сроки должны определять период, до истечения которого ООО «Водоканал» обязано обеспечить разработку и утверждение нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты со сточными водами в соответствии с законодательством РФ.

С таким доводом апеллянта согласиться нельзя.

Из положений статьи 11 Водного кодекса РФ следует, что водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, в том числе для сброса сточных вод и (или) дренажных вод (пп.2 п.2 ст.1 Водного кодекса РФ), предоставляются в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, принимаемых исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

На территории Республики Коми уполномоченным на принятие соответствующих решений органом по состоянию на 11.12.2015 являлось Минприроды Республики Коми (в настоящее время в соответствии с постановлением Правительства Республики Коми № 615 от 28.12.2016 – Министерство промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми).

Вместе с тем, предоставленные указанному органу полномочия на принятие соответствующих решений, в частности, на рассмотрение представленных заявителем документов на предмет их соответствия требованиям водного законодательства, определение условий использования водного объекта, согласование условий водопользования с федеральными органами исполнительной власти по вопросам, отнесенным к их компетенции (п.20 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 844) не могут рассматриваться как подменяющие собой обязательные процедуры по разработке и согласованию в установленном законом порядке нормативов допустимых сбросов и получению разрешения на сброс веществ и микроорганизмов в водные объекты, а также изменять императивные правила по соблюдению указанных процедур.

Государственная услуга по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты предоставляется территориальными органами Росприроднадзора по месту расположения выпусков сбросов веществ в водные объекты (Приказ Минприроды России от 09.01.2013 № 2). Для получения указанной услуги хозяйствующему субъекту, наряду с решением о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных и (или) дренажных вод или лицензии на водопользование и договором пользования водными объектами, сроки действия которых не истекли, необходимо предоставить нормативы допустимых сбросов, утвержденные в установленном порядке, для каждого выпуска сточных и (или) дренажных вод с приложением данных о фактическом сбросе веществ и микроорганизмов в водные объекты по каждому выпуску сточных и (или) дренажных вод, оформленные в установленном порядке (п.20 Приказа Минприроды России от 09.01.2013 № 2).

Государственная услуга по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод и (или) дренажных вод, выданного в установленном порядке, или на основании лицензий на водопользование, срок действия которых не истек, предоставляется территориальными органами Росводресурсов (Приказ Минприроды России от 02.06.2014 № 246), и результатами ее предоставления являются утверждение нормативов допустимых сбросов приказом территориального органа Росводресурсов и выдача заверенной копии приказа территориального органа Росводресурсов об утверждении таких нормативов либо заявителю, либо предоставление мотивированного отказа в утверждении нормативов.

Сведений о соблюдении ответчиком обязательных установленных законом требований к водопользованию в материалы дела не представлено.

Водопользование с нарушением норм водного и природоохранного законодательства противоречит принципам приведенного законодательства, направленным на защиту водных объектов от загрязнения и истощения, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью ответчика.

Поскольку осуществление деятельности ООО «Водоканал» по сбросу вредных веществ в водный объект – ручей Песцовый без разрешения, полученного в установленном порядке, и без разработанных и утвержденных нормативов допустимых сбросов является противоправным, это нарушение с учетом значимости рассматриваемого вопроса, требует устранения в возможно кратчайшие сроки, что и было учтено судом при вынесении оспариваемого решения.

Решение законно и обоснованно.

Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 02 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Водоканал» - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-2152/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Сыктывкарский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
ООО "Водоканал"
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Слободянюк Т А
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
13.04.2017Судебное заседание
18.04.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.04.2017Передано в экспедицию
13.04.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее