Дело №2-671/13
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Гор. Волоколамск 08 апреля 2013 года
Волоколамский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Капцовой Т.Ю.,
при секретаре судебного заседания Судаковой А.В.,
с участием заявителя Гурова А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гурова А. Н. о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и Федерального государственного бюджетного учреждения «Кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Московской области по установлению в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости и об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка,
У с т а н о в и л :
Гуров А.Н. обратился в суд с заявлением, в котором, согласно уточненным требованиям, просит признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельных участков и удельного показателя кадастровой стоимости в размере <данные изъяты>./кв.м. в отношении земельного участка с кадастровым номером №, категория земель- земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования- для дачного строительства, расположенного по адресу: <адрес> и земельного участка с кадастровым номером №, категория земель- земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования- для дачного строительства, расположенного по адресу: <адрес>. Обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» по Московской области исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверные сведения, касающиеся кадастровой стоимости земельного участка и удельного показателя кадастровой стоимости в размере <данные изъяты> в отношении указанных земельных участков. Обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» по Московской области внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № и №, категории земель- земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования- для дачного строительства, рассчитанной на основании удельного показателя кадастровой стоимости в размере <данные изъяты>
Заявитель мотивирует свои требования тем, что он, в ДД.ММ.ГГГГ по договору купли-продажи приобрел в собственность земельный участок с кадастровым номером № и с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства. В марте ДД.ММ.ГГГГ у земельных участков был изменен вид разрешенного использования с «для сельскохозяйственного производства» на «для дачного строительства». По данным кадастрового учета удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка был определен в размере-<данные изъяты>.\ кв.м. и кадастровая стоимость земельного участка составляла <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рублей соответственно. В ДД.ММ.ГГГГ при получении кадастрового паспорта удельный показатель кадастровой стоимости участка был определен в размере <данные изъяты>. и кадастровая стоимость земельных участков составила <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рублей соответственно. То есть, удельный показатель кадастровой стоимости и кадастровая стоимость земельных участков была увеличена более чем в 400 раз. Считает, что в кадастровом паспорте на указанные земельные участки кадастровая стоимость значительно завышена. При обращении в кадастровую палату по вопросу внесений сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельных участков, заявителю было разъяснено, что Распоряжением Министерства экологии и природопользования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области, в результате чего изменилась кадастровая стоимость земельных участков, а соответственно налогооблагаемая база. Сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости Управлением государственной регистрации, кадастра и картографии на основании утвержденного среднего уровня кадастровой оценки земель дачных объединений по субъекту Российской Федерации (то есть среднего по Московской области) и теперь удельный показатель составляет <данные изъяты> за 1 кв. м. По мнению заявителя, стоимость земельных участков должна указываться исходя из рыночной стоимости 1 кв. м., принадлежащих ему земельных участков, кадастровая стоимость должна рассчитываться в соответствии с п.3 ст.66 ЗК РФ.
В суде заявитель Гуров А.Н. поддержал свои доводы, изложенные в заявлении в полном объеме.
Заинтересованное лицо- Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены, представили отзыв на заявление, в котором пояснили, что в отношении вышеуказанных земельных участков был осуществлен учет изменений в сведениях государственного кадастра недвижимости о виде разреженного использования с «для сельскохозяйственного производства» на «для дачного строительства». Указанное, послужило основанием для перерасчета кадастровой стоимости Земельного участка в соответствии с п.2.3.1 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных распоряжением Министерства экологии и природопользования московской области от ДД.ММ.ГГГГ №-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области, вступивших в силу ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п.2.3.1 Методических указаний, в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельных участков, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений, его кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения группы или вида объединений, соответствующих измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка. В связи с отсутствием в сведениях ГКН информации о вхождении земельного участка в состав определенного объединения, исходя из разъяснений Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ №-СБ, расчет кадастровой стоимости был осуществлен с применением среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель для муниципального района. Просят в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заинтересованное лицо- Федеральное государственное бюджетное учреждение «Кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Московской области в судебное заседание не явились, судом извещались надлежащим образом, возражений на заявление не представили.
Заслушав заявителя Гурова А.Н., исследовав материалы гражданского дела в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение прав на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.
В соответствии со ст.254 ГПК РФ - гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков.
Согласно п.5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным Кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу п.2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п.3 ст. 66 ЗК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила проведения государственной оценки земель (далее - Правила), которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
В соответствии с пунктом 9 Правил, кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Согласно п.5 Правил, государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
В силу п.11 Правил методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с п.8 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее по тексту - Административный регламент), в обязанность Управления Росреестра по Московской области входит контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков субъектов Российской Федерации.
В силу п.4 Административного регламента, исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры:
- подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации;
- формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации;
- выбор исполнительных работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
- контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков субъектов российской Федерации;
- проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение;
- утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Формальное соблюдение административной процедуры не свидетельствует о возможности утверждения кадастровой стоимости земельного участка определенной не в соответствии с требованиями действующего законодательства без определения состава факторов стоимости, проведения сбора сведений о значении этих факторов, проведения сбора рыночной информации, а также расчета кадастровой стоимости земельных участков с видом разрешенного использования - дачное строительство, без учета перечисленных элементов по Волоколамскому муниципальному району.
Таким образом, расчет удельного показателя стоимости земельного участка должен производиться с учетом сведений о рыночной стоимости земельных участков по муниципальному району. Однако кадастровая оценка земельного участка была проведена без учета статистического анализа рыночных цен по Волоколамскому району Московской области.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с п.12 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Судом установлено, что заявитель Гуров А.Н. является собственником земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, категория земель- земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования- для дачного строительства, расположенного по адресу: <адрес>. западнее д. Новинки и земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, категория земель- земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования- для дачного строительства, расположенного по адресу: <адрес>
В сведениях ГКН в отношении данных земельных участков, принадлежащих заявителю, указан удельный показатель кадастровой стоимости в размере <данные изъяты> рублей за 1 кв.м., который был внесен в связи с изменением вида разрешенного использования земельных участков на «дачное строительство».
Так же судом установлено, что Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №-РМ были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области. При этом, средний удельный показатель кадастровой стоимости для дачных объединений по Волоколамскому муниципальному району Московской области данным Распоряжением установлен не был. В результате принятия указанного Распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №-РМ изменилась кадастровая стоимость земельных участков в Московской области, а соответственно и налогооблагаемая база.
Сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе земельных участков внесены в государственный кадастр недвижимости Управлением государственной регистрации, кадастра и картографии на основании утвержденного среднего уровня кадастровой оценки земель дачных объединений по субъекту Российской Федерации, то есть, среднего по Московской области и теперь удельный показатель составляет <данные изъяты>
Суд, оценив в совокупности представленные доказательства по делу, приходит к выводу, что действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по формированию в государственном земельном кадастре сведений об удельном показателе кадастровой стоимости указанных земельных участков в размере <данные изъяты> являются незаконными, поскольку в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила проведения государственной оценки земель (далее - Правила), которыми регулируются порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
Согласно пункту 9, 5 Правил, кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Поскольку земельные участки, принадлежащие заявителю, не были включены в инвентаризационную опись земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке земель, а вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» на «дачное строительство» был изменен, их кадастровая стоимость должна определяться в соответствии с п.2.3.1 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Так, п.2.3.1 Методических указаний регламентирует, что в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельных участков, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений, его кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения группы или вида объединений, соответствующих измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.
Таким образом, указанным нормативным актом установлена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, вид разрешенного использования которого был изменен, путем умножения среднего только для муниципального района (но не субъекта) удельного показателя кадастровой стоимости земель вида объединения, соответствующего измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.
Видом объединения, соответствующим измененному виду разрешенного использования земельных участков заявителя «под дачное строительство» является дачное объединение.
Исходя из указанного следует, что действия органа кадастрового учета по внесению сведений об удельном показателе земельного участка заявителя равным среднему удельному показателю земельных участков по Московской области, являлись незаконными.
Согласно п.3.2.2. и п.п.4.1 Приказа Росземкадастра от ДД.ММ.ГГГГ №№ «Об утверждении Методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений» расчет удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка объединения осуществляется путем деления кадастровой стоимости эталонного земельного участка в составе объединения на площадь этого земельного участка.
Кадастровая стоимость земельных участков объединений рассчитывается путем умножения площади этих земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости эталонных земельных участков в составе рассматриваемых объединений.
В соответствии с отчетом ЗАО «Ресурс» № и № об оценке объектов недвижимости, определена рыночная стоимость одного квадратного метра спорных земельных участков в размере <данные изъяты> коп. Данное заключение Управлением Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и ФГБУ «Кадастровая палата Росреестра» по Московской области не оспорено.
Поскольку в соответствии с п.3 ст. 66 ЗК РФ кадастровая стоимость спорного земельного участка равна их рыночной стоимости, то и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка за один квадратный метр тоже является равным рыночной стоимости одного квадратного метра.
Таким образом, незаконные действия по формирования в государственном земельном кадастре недостоверных сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельных участков заявителя нарушили его права, связанные с уплатой, установленного законодательством земельного налога.
При таких обстоятельствах, учитывая совокупность представленных в материалы дела доказательств, суд приходит к выводу, что заявление Гурова А.Н. о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и ФГБУ «Кадастровая палата Росреестра» по Московской области по установлению в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельных участков, основано на законе, а поэтому подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Гурова А. Н. - удовлетворить.
Признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и ФГБУ «Кадастровая палата» по Московской области по установлению в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № категория земель- земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования- для дачного строительства, земельного участка с кадастровым номером №, категория земель- земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования- для дачного строительства, в размере <данные изъяты> за квадратный метр.
Обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения, касающиеся кадастровой стоимости земельного участка и удельного показателя кадастровой стоимости в размере <данные изъяты> за квадратный метр в отношении земельного участка с кадастровым номером №, категория земель- земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования- для дачного строительства и земельного участка с кадастровым номером №, категория земель- земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования- для дачного строительства.
Обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером № категория земель- земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования- для дачного строительства, расположенного по адресу: <адрес> и земельного участка общей площадью <данные изъяты> с кадастровым номером №, категория земель- земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования- для дачного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, в размере <данные изъяты>. за квадратный метр.
Решение суда является основанием для внесения изменений в Государственный кадастр недвижимости сведений об удельном показателе кадастровой стоимости указанных земельных участков.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Волоколамский городской суд Московской области.
Судья: Капцова Т.Ю.