№ 12-62/2017
РЕШЕНИЕ
06 марта 2017 года г. Воркута
Судья Воркутинского городского суда Республики Коми Екимова Н.И., с участием представителя ООО «Жилищно-эксплуатационный участок 9» Кистнера В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника Государственной жилищной инспекции по городу Воркуте на постановление мирового судьи Паркового судебного участка г. Воркуты Республики Коми от 29.12.2016, которым производство по административному делу в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационный участок 9» (юридический адрес: г. Воркута, ул. Тиманская, д. 12 (ИНН 1103012673, ОГРН 1141103001027) прекращено, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ,
установил:
постановлением мирового судьи Паркового судебного участка Республики Коми от 29.12.2016 производство по административному делу в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационный участок 9» прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Не соглашаясь с постановлением мирового судьи, начальник Государственной жилищной инспекции по г.Воркуте обратился с жалобой, в которой просит отменить судебное постановление и возвратить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение судом требований закона в части порядка проведения внеплановых проверок.
Законный представитель юридического лица, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено, в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, указывая на то, что вменяемое юридическому лицу нарушение не относится к нарушениям лицензионных требований, поскольку договор между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией - ОАО «Коми энергосбытовая компания», не заключен, что соответствует правовой позиции Минстроя РФ, выраженной в письме от 30.12.2016.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, в судебное заседание не явился.
Выслушав объяснения представителя ООО «ЖЭУ 9», изучив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее – ФЗ № 99) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на индивидуальных предпринимателей - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективная сторона административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, выражается в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
В силу частей 1, 2 статьи 8 Федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требования, предусмотренные частями 4.1 и 5 данной статьи.
Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. N 1110 (далее - Положение о лицензировании).
В соответствии с пунктом 3 названного Положения лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 193 ЖК РФ также установлены лицензионные требования к деятельности по управлению многоквартирными домами, к которым относится:
1) регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются;
2) наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата;
3) отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
4) отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии;
5) отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии;
6) соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161 настоящего Кодекса;
6.1) соблюдение лицензиатом требований к размещению информации, установленных частью 10.1 статьи 161 настоящего Кодекса;
(п. 6.1 введен Федеральным законом от 28.12.2016 N 469-ФЗ)
7) иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.
(п. 7 введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ)
В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в том числе собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с подпунктами "а", "б" пункта 3 Положения о лицензировании во взаимосвязи с приведенными нормами Жилищного кодекса Российской Федерации к числу лицензионных требований относится соблюдение правил, установленных в соответствующей сфере деятельности, в том числе Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Как следует из материалов дела, ООО "ЖЭУ 9" имеет лицензию 27.04.2015 N 55 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
На основании договора управления многоквартирным домом ООО "ЖЭУ 9" осуществляет управление многоквартирным домом N 7А по ул. Пирогова в г. Воркуте.
В связи с обращениями жильцов указанного многоквартирного дома, поступившими в Государственную жилищную инспекцию г.Воркуты из прокуратуры, на основании распоряжения и.о. руководителя Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора № 2757-л от 11.11.2016 с целью осуществления лицензионного контроля в отношении управляющей организации ООО "ЖЭУ " проведена внеплановая документрная проверка.
В ходе проверки выявлен факт отсутствия заключенного с ресурсоснабжающей организацией – ОАО «Коми энергосбытовая компания», то есть установлено, что при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом по вышеуказанному адресу, допущено нарушение лицензионных требований, предусмотренных подпунктами «а» и «б» п. 3 Положения о лицензировании по управлению многоквартирными домами, ч. 2.3 ст. 161, ч. 2 ст.162 ЖК РФ, пп «д» пункта 4 Правил № 146, п.13 Правил № 354, п. 4.2.1 ч.4 договора управления многоквартирным домом.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 21 ноября 2016 года.
07.12.2016 должностным лицом Государственной жилищной инспекции г.Воркуты в отношении ООО «ЖЭУ 9» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Прекращая производство по делу, мировой судья руководствовался положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", и ч.3 ст.26.2 КоАП РФ, согласно которым результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Однако с таким выводом согласиться нельзя по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 20 ЖК РФ и частью 1 ст.196 ЖК РФ предусмотрено, что к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ от 26.12.2008 года "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и положения Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 настоящей статьи, введенной в действие Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ.
Согласно ч. 4 ст. 1 Федерального закона N 294-ФЗ, особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении различных видов государственного контроля (надзора), в том числе и государственного жилищного надзора и лицензионного контроля.
Таким образом, предусмотрена возможность урегулирования отношений по указанному надзору иными специальными законами, а поскольку, как усматривается из материалов дела, проводилась проверка соблюдения лицензионных требований, подлежат применению также требования специального закона в сфере лицензионного контроля.
Исходя из положений ч. 1 ст. 19 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 "О лицензировании отдельных видов деятельности" к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 2 - 10 настоящей статьи, а также федеральными законами, регулирующими осуществление видов деятельности в соответствии с частью 4 статьи 1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 6 ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ) в отношении лицензиата лицензирующим органом проводятся документарные проверки, плановые проверки и в соответствии с частью 10 настоящей статьи внеплановые выездные проверки. Данные внеплановые выездные проверки проводятся без согласования с органом прокуратуры, за исключением проведения внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в пункте 2 части 10 настоящей статьи.
Согласно ч. 3 ст. 196 ЖК РФ, внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным пп. 1, 4, 5 ч. 10 ст. 19 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.
В соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ к основаниям проведения внеплановой выездной проверки лицензиата, требующей согласования с органом прокуратуры, относится поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований.
Часть 11 ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ содержит исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Постановлением Правительства Российской Федерации Постановление Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 (ред. от 25.12.2015) утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, которым перечень грубых нарушений лицензионных требований не установлен. Не является указанное обстоятельство и квалифицирующим признаком, предусмотренным диспозицией ст.14.1.3 КоАП РФ. На основании изложенного и с учетом того обстоятельства, что в силу требований ст.19 ФЗ № 99 перечень грубых нарушений лицензионных требований устанавливается соответствующим положением о лицензировании конкретного вида деятельности, вывод судьи о нарушении порядка проведения внеплановой проверки является ошибочным, в связи с чем подлежит исключению из мотивировочной части постановления.
Однако указанный вывод не повлиял на правильность вывода о наличии оснований для прекращения производства по делу, так как выявленное в ходе проверки нарушение нельзя отнести к нарушению лицензионных требований, не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем не может являться основанием для привлечения соответствующего субъекта к административной ответственности, установленной ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, поскольку жилищное законодательство допускает отсутствие заключенного между управляющей организацией и РСО договора ресурсоснабжения в случаях, предусмотренных частями 17 и 18 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ, пунктом 30 Правил N 124, пунктом 14 и 17 Правил N 354.
Исходя из содержания указанных норм, а также подпунктов "а" и "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, части 2.3 статьи 161 ЖК РФ и части 2 статьи 162 ЖК РФ следует, что непредоставление управляющими организациями коммунальных услуг либо предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества собственникам (пользователям) помещений в многоквартирных домах может рассматриваться в качестве нарушения управляющими организациями установленных лицензионных требований только в случае, когда между управляющей организацией и РСО заключен договор ресурсоснабжения, что согласуется с правовой позицией Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, изложенной в письме от 30.12.2016 № 45097-АЧ/04.
В силу изложенного, в действиях ООО «ЖЭУ 9» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного постановления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
решил:
постановление мирового судьи Паркового судебного участка г. Воркуты Республики Коми от 29.122016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационное управление 9» оставить без изменения.
Решение обжалованию в кассационном порядке не подлежит, но может быть обжаловано в порядке надзора в Верховный суд Республики Коми.
Судья