№ 2-475/2017
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Омский районный суд Омской области
в составе судьи Дьяченко Т.А.,
при секретаре Голубенко А.О.
рассмотрел в г. Омске в открытом судебном заседании 21 марта 2017 года гражданское дело по иску Администрации Ачаирского сельского поселения Омского муниципального района Омской области к Щелкановой З.В., Сальниковой Н.В., Спешиловой Л.А., Садоводческому некоммерческому товариществу «Лагуна» о признании недействительными результатов межевания земельного участка, исключении сведений из государственного кадастра недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Ачаирского СП ОМР Омской области обратилась в суд к Щелкановоой З.В., Сальниковой Н.В., Спешиловой Л.В. с требованиями о признании недействительными результатов межевания земельного участка с кадастровым номером №, исключении из государственного кадастра недвижимости записи о постановке земельного участка с кадастровым номером № на кадастровый учёт.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика было привлечено СНТ «Лагуна».
В обоснование заявленных требований указано, что 01 апреля 1996 года на основании Указа Президента Российской Федерации от 27.10.1993 № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», Постановления Главы администрации Омского района Омской области от 30.11.1992 № 549-п за гражданами Щелкановой З.В., Сальниковой Н.В., Спешиловой Л.А. зарегистрировано право «коллективно - долевой собственности на землю по адресу: <адрес> площадью по 9,1 га каждой» «из земель сельскохозяйственного назначения, для ведения сельскохозяйственного производства, сельскохозяйственного использования, из них пашни – 7,2 га кормовых угодий - 1,9 га». Названная земельная доля входила в состав земельного участка с кадастровым номером №. В мае 2016 года администрации <данные изъяты> СП ОМР Омской области стало известно, что по инициативе ответчиков, 12.12.2013 на основании межевого плана от 12.12.2013, выполненного кадастровым инженером - работником ООО «Деметра» - В.Е.Е. по заказу Щелкановой З.В., Сальниковой Н.В., Спешиловой Л.А., за счёт принадлежавших им по праву собственности и находившихся в общей долевой собственности земельных долей, выделен и поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок, которому присвоен кадастровый №. Выделение земельного участка с кадастровым номером № в счёт находившихся в общей долевой собственности земельных долей является незаконным, так как произведено оно с нарушениями требований Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.2007 «О государственном кадастре недвижимости», Приказа Минэкономразвития РФ № 412 01 24.11.2008 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков» (в ред. Приказа Минэкономразвития России от 25.01.2012 № 32), Федерального закона № 101-ФЗ от 24.07.2002 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Приказа Минэкономразвития России от 03.08.2011 № 388 «Об утверждении требований к проекту межевания земельных участков». При подготовке указанного выше межевого плана была использована кадастровая выписка о земельном участке № от 04.07.2013, которая не содержит достаточной информации, необходимой для проведения кадастровых работ. В ней отсутствует какая-либо информация о местоположении исходного земельного участка, возможных смежных земельных участках, сведения о которых внесены в ГКН, а также иных землепользователях. По сведениям Управления Росреестра по Омской области, согласно предоставленной выкопировки из карты земельных ресурсов Ачаирского сельского административного округа Омского района Омской области (1-ДСП/118 от 01.08.2011) образуемый земельный участок, сформирован на землях сельской администрации, а не на землях общей долевой собственности. При оформлении акта согласования местоположения границы земельного участка межевого плана нарушены требования Приказа, а именно в графе «фамилия и инициалы правообладателя, реквизиты документа, удостоверяющего личность» не указаны фамилия и инициалы представителя, а также слова «по доверенности». Согласно свидетельств на право собственности на землю размер выделяемой земельной доли составляем 9,1 га из них пашни 7,2 га и кормовых угодий 1,9 га. Таким образом, должно быть сформировано на каждую земельную долю по два земельных участка разных видов использовании: пашни – 7,2 га и кормовых угодий – 1,9 га. Согласно сведениям содержащимся в межевом плане от 12.12.2013 зарегистрированного в филиале ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области, в нём отсутствует какие-либо обоснование формирования земельного участка на пашенных землях за счет земель кормовых угодий. Образуемый земельный участок сформирован на землях АОЗТ <данные изъяты> в <адрес>. Процедура согласования границ должна быть проведена по месту расположения земельного участка (в Ачаирской сельской администрации). В опубликованном объявлении в качестве места согласования границ указан адрес: <данные изъяты>. Объявление в газете <данные изъяты> № (№) от 25.07.-08.2013 г. опубликовано со следующими нарушениями: извещение подано от имени заказчиков кадастровых работ, а не от имени кадастрового инженера, проводившего работы, в извещении не указаны номера контактных телефонов заказчиков кадастровых работ, не указаны кадастровые номера и адреса смежных земельных участков.
Кадастровый инженер в нарушение требования п. 6 ст. 13 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не обеспечила органу местного самоуправления и другим участникам долевой собственности возможность ознакомиться с проектом межевания, предоставить свои замечания и предложения. Земельный участок с кадастровым номером № включает в себя земельные доли 239 участников общей долевой собственности, которые являются заинтересованными лицами при определении границ вновь образуемых при выделении участков. В нарушение требований статьи 39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» надлежащим образом не было произведено согласование границ вновь образуемых участков со всеми заинтересованными лицами. Соответственно, постановка участков на государственный кадастровый учет произведена незаконно. При подготовке XML схемы была допущена ошибка в части указания системы координат. В межевом плане в разделе «сведении о геодезической основе, использованной при подготовке межевого плана» указана система координат МСК-55, тогда как в XML схеме указана система координат Местная. Изложенное свидетельствует о том, что в отношении представленного межевого плана, по основаниям, предусмотренным в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 26 Закона о кадастре имеются основания для приостановлении осуществлении кадастрового учета земельного участка, образуемого путем выдела в счет земельных долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, в связи с тем, что необходимые для кадастрового учета документы по форме и содержанию не соответствуют требованиям Закона о кадастре.
В соответствии с п. 9 части 3 статьи 27 Закона о кадастре имеются основания для отказа в осуществлении кадастрового учета земельного участка, образуемого путем выдел в счет долей в праве общей собственности па земельный участок с кадастровым номером №, связи с тем, что граница земельною участка, о кадастровом учете, которую представлено заявление, не считается согласованной.
Для определения на местности места формирования земельного участка с кадастровым номером № путем выделения из земельного участка с кадастровым номером №, определением суда по ходатайству истца назначена судебная землеустроительная экспертиза, производство которой было поручено <данные изъяты>. В процессе осуществления названной землеустроительной экспертизы экспертами был исследован и вопрос законности и обоснованности выделения из земельного участка с кадастровым номером № земельного участка с кадастровым номером №. При проведении землеустроительной экспертизы, специалистами <данные изъяты> использовались предоставленные Управлением Росреестра по Омской области, полученные из государственного фонда данных: картографический материал территории <данные изъяты> СП Омского района Омской области, проект установления границ земель населенных пунктов <данные изъяты> сельского Совета Омского района Омской области, проект перераспределения земель совхоза <данные изъяты>.
Землеустроительной экспертизой установлено, что земельный участок с кадастровым номером № не попадает на севооборотную территорию совхоза <данные изъяты> и расположен за пределами земельного участка с кадастровым номером №, предоставляемого в коллективно - долевую собственность членов АОЗТ <данные изъяты>, в том числе Щелкановой З.В., Сальниковой Н.В., Спешиловой Л.А., а расположен на землях сельской администрации <данные изъяты> сельского поселения ОМР Омской области, используемых для выпаса личного скота жителей <адрес>. Так как земельный участок с кадастровым номером № фактически и поданным ГКН находится на землях <данные изъяты> сельского поселения ОМР Омской области, следовательно, нарушаются права <данные изъяты> СП ОМР Омской области. Нарушение прав истца возникло в результате выполнения кадастровых работ по формированию земельного участка с кадастровым номером № не в том месте, т.е. не на землях бывшего АОЗТ <данные изъяты>. Из содержания межевого плана следует, что заказчиками кадастровых работ по формированию земельного участка с кадастровым номером № являлись Щелканова З.В., Сальникова Н.В., Спешилова Л.А. Таким образом, права истца были нарушении данными ответчиками. На основании изложенного, истец считает результаты межевания земельного участка с кадастровым номером № подлежащими признанию недействительными. В том случае если судом результаты межевания земельного участка с кадастровым номером № будут признаны недействительными, подлежит удовлетворению и требование об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о границах земельного участка с кадастровым номером № площадью 273000 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, местоположение: <адрес>.
В судебном заседании представитель истца Администрации Ачаирского СП ОМР Омской области по доверенности Павлов В.А. поддержал заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что спорный земельный участок расположен на землях Администрации Ачаирского СП ОМР Омской области. Администрация всегда использовала эту землю для пастбища личного скота граждан сельского поселения. Факт нахождения земельного участка с кадастровым номером № на землях Администрации Ачаирского сельского поселения подтвержден результатами судебной землеустроительной экспертизы.
Ответчики Щелканова З.В., Сальникова Н.В., Спешилова Л.А., представитель ответчика СНТ «Лагуна» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, возражений относительно заявленных требований не представили.
В соответствии со ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствии, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие ответчиков в порядке заочного производства по представленным доказательствам, против чего не возражал представитель истца.
Представитель третьего лица филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области представитель третьего лица ООО «Деметра» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, возражений относительно заявленных требований не представили.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, материалы гражданского дела №, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и постановления Правительства РФ от 04.09.1992 № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», принятых во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 27.12.1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», проводилась реорганизация сельскохозяйственных предприятий и приватизация их земель, в рамках которых сельскохозяйственные угодья, закрепленные ранее за сельскохозяйственными предприятиями, передавались в долевую собственность граждан-членов реорганизуемых хозяйств, которым, в свою очередь, предписывалось распорядиться предоставленным имуществом путем выделения земельных долей в натуре для организации частного крестьянского хозяйства или внесения их в уставной капитал в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 27.12.1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», постановления Правительства РФ от 04.09.1992 № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», постановления главы Администрации Омского района от 30.11.1992 № 549-п «О передачи земли гражданам совхоза «Первомайский» в коллективно-долевую собственность» был предоставлен в коллективно-долевую собственность земельный массив из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных в границах Ачаирского сельского поселения Омского района Омской области общей площадью 10563 га, в том числе: пашни 8450 га., сенокосов 302 га., пастбищ 1811 га.
В судебном заседании установлено, что на основании Указа Президента Российской Федерации от 27.10.1993 № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в РСФСР», постановления главы администрации Омского района № от 30.11.1992 Щелкановой З.В. на праве коллективно-долевой собственности был предоставлен земельный участок по адресу: <адрес> площадью 9,1 га среднего качества из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства: пашни – 7,2 га, кормовых угодий – 1,9 га, что подтверждается свидетельством на право собственности на землю серии РФ-XXXVIII ОМО-20-02 №, выданным 22.04.1996.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 27.10.1993 № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в РСФСР», постановления главы администрации Омского района № от 30.11.1992 Сальниковой Н.В. на праве коллективно-долевой собственности был предоставлен земельный участок по адресу: <адрес> площадью 9,1 га среднего качества из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного использование: пашни – 7,2 га, кормовых угодий – 1,9 га, что подтверждается свидетельством на право собственности на землю серии РФ-XXXVIII ОМО-20-02 №, выданным 22.04.1996.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 27.10.1993 № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в РСФСР», постановления главы администрации Омского района № от 30.11.1992 Спешиловой Л.А. на праве коллективно-долевой собственности был предоставлен земельный участок по адресу: <адрес> площадью 9,1 га среднего качества из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного использование: пашни – 7,2 га, кормовых угодий – 1,9 га, что подтверждается свидетельством на право собственности на землю серии РФ-XXXVIII ОМО-20-02 №, выданным 22.04.1996.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 03.02.2014 земельный участок с кадастровым номером № (предыдущий номер №), площадью 43564913 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства находится в коллективно-долевой собственности (Список правообладателей прилагается). Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Дата присвоения кадастрового номера: 20.01.2006.
Из материалов кадастрового дела земельного участка с кадастровым номером № следует, что земельный участок с кадастровым номером № площадью 272999 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> был образован путем выдела в счет долей в праве коллективно-долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный: <адрес> Щелкановой З.В., Сальниковой Н.В., Спешиловой Л.А.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 - 6 настоящей статьи.
Если указанное в пункте 3 настоящей статьи решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей (п. 4).
Размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, должны быть согласованы кадастровым инженером в порядке, установленном статьей 13.1 настоящего Федерального закона.
12.12.2013 ООО «Деметра» по заказу Щелкановой З.В., Сальниковой Н.В., Спешиловой Л.А. был подготовлен межевой план в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка путем выдела долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенного: <адрес>.
На основании межевого плана решением филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области от 06.03.2014 № был осуществлен кадастровый учет объекта недвижимости – выделенного земельного участка, участку присвоен кадастровый номер – №.
За Щелкановой З.В., Сальниковой Н.В., Спешиловой Л.А. было зарегистрировано право общей долевой собственности на земельный участок площадью 272999 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> по 1/3 доли за каждой.
18.04.2014 между Щелкановой З.В. и К.Н.А. был заключен договор дарения земельного участка, согласно которому Щелканова З.В. подарила К.Н.А. 1/3 долю в праве общей долевой собственности на земельный участок общей площадью 272999 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
18.04.2014 между Спешиловой Л.А. и Т.Д.Н. был заключен договор дарения земельного участка, согласно которому Спешилова Л.А. подарила Т.Д.Н. 1/3 долю в праве общей долевой собственности на земельный участок общей площадью 272999 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
18.04.2014 между Сальниковой Н.В. и В.Т.Е. был заключен договор дарения земельного участка, согласно которому Сальникова Н.В. подарила В.Т.Е. 1/3 долю в праве общей долевой собственности на земельный участок общей площадью 272999 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
На основании указанных договоров дарения 30.04.2014 за К.Н.А., Т.Д.Н., В.Т.Е. было зарегистрировано право общей долевой собственности на указанный земельный участок.
На основании договора купли-продажи земельного участка от 11.06.2014 К.Н.А. продала К.Э.Н. 1/3 долю в праве общей долевой собственности на земельный участок общей площадью 272999 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> за 10000 рублей. Право собственности на указанную долю в земельном участке зарегистрировано за К.Э.Н. 25.06.2014.
На основании договора купли-продажи земельного участка от 11.06.2014 Т.Д.Н. продал К.Э.Н. 1/3 долю в праве общей долевой собственности на земельный участок общей площадью 272999 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> за 10000 рублей. Право собственности на указанную долю в земельном участке зарегистрировано за К.Э.Н. 25.06.2014.
На основании договора купли-продажи земельного участка от 11.06.2014 В.Т.Е. продала К.Э.Н. 1/3 долю в праве общей долевой собственности на земельный участок общей площадью 272999 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> за 10000 рублей. Право собственности на указанную долю в земельном участке зарегистрировано за К.Э.Н. 25.06.2014.
Согласно договорам купли-продажи земельного участка от 08.07.2014 К.Э.Н. продала Б.С.В. три доли (1/3 доли каждая) в праве общей долевой собственности на земельный участок общей площадью 272999 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> по 10000 рублей каждую.
На основании указанных договоров купли-продажи 22.07.2014 за Б.С.В. было зарегистрировано право общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №.
Установлено, что 04.08.2015 между Б.С.В. и СНТ «Лагуна», в лице председателя С.В.А. были заключены договоры купли-продажи земельного участка, согласно которым Б.С.В., продала СНТ «Лагуна» три доли (по 1/3 доли каждая) в праве общей долевой собственности на земельный участок общей площадью 272999 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> по 10000 рублей каждая. Право собственности на указанные доли было зарегистрировано за СНТ «Лагуна» 17.08.2015.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 03.02.2017, земельный участок с кадастровым номером № площадью 272999±256 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения – для ведения сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес> находится в общей долевой собственности СНТ «Лагуна» (1/3 доля + 1/3 доля + 1/3 доля). Граница земельного участка установлена в соответствии с земельным законодательством. Дата присвоения кадастрового номера: 06.03.2014.
Право собственности СНТ «Лагуна» на земельный участок с кадастровым номером № не оспаривается. Не оспаривается и первоначальное право коллективно-долевой собственности Щелкановой З.В., Сальниковой Н.В., Спешиловой Л.А. на земельный участок в АОЗТ <данные изъяты>.
Из искового заявления и пояснений представителя истца в судебном заседании следует, что земельный участок с кадастровым номером № был сформирован с нарушениями действующего законодательства на землях сельской администрации, а не на землях общей долевой собственности (землях бывшего АОЗТ <данные изъяты>).
Истцом в материалы дела представлено заключение кадастрового инженера от 22.07.2016, из которого следует, что земельный участок с кадастровым номером № был сформирован с нарушениями земельного законодательства.
Согласно ст. 64 Земельного Кодекса РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
В силу ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
На основании ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает представленные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с п.п. 7, 9, 10 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» («О кадастровой деятельности») (в ранее действовавшей редакции) на момент согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. Согласование местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц без установления границ земельных участков на местности осуществляется на территории населенного пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков, если иное место не определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами.
В извещении о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельного участка должны быть указаны:
1) сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;
2) сведения о кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;3) кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются соответствующие кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки;
4) порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где с этим проектом можно ознакомиться со дня вручения, направления или опубликования извещения;
5) место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ;
6) сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами требований о проведении согласования местоположения границ с установлением таких границ на местности и (или) в письменной форме обоснованных возражений о местоположении границ земельных участков после ознакомления с проектом межевого плана.
Извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ должно быть вручено, направлено или опубликовано в срок не менее чем тридцать дней до дня проведения данного собрания. При этом указанный в пункте 6 части 9 настоящей статьи срок не может составлять менее чем пятнадцать дней со дня получения заинтересованным лицом соответствующего извещения. Примерная форма извещения устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Заинтересованное лицо, отказавшееся принять извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, считается надлежащим образом извещенным о проведении данного собрания. При проведении согласования местоположения границ земельных участков в индивидуальном порядке требования настоящей статьи о порядке извещения заинтересованных лиц не применяются.
В силу п.п. 2, 3 ст. 40 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая. Реквизиты документов, удостоверяющих личность таких заинтересованных лиц или их представителей, с указанием реквизитов документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных лиц, указываются в акте согласования местоположения границ.
Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного настоящим Федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана.
Согласно ст. 13.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» проектом межевания земельного участка или земельных участков определяются размеры и местоположение границ земельного участка или земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельной доли или земельных долей (далее также - образуемые земельные участки).
Проект межевания земельного участка или земельных участков утверждается решением общего собрания участников долевой собственности либо в случае, указанном в пункте 4 статьи 13 настоящего Федерального закона, решением собственника земельной доли или земельных долей.
При подготовке проекта межевания, подлежащего утверждению общим собранием участников долевой собственности, кадастровый инженер обеспечивает правообладателям земельного участка или земельных участков, из которых будут выделяться земельные участки в счет земельной доли или земельных долей (далее также - исходный земельный участок или исходные земельные участки), органу местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения каждого исходного земельного участка и, если заказчик кадастровых работ не является правообладателем исходного земельного участка или исходных земельных участков, заказчику кадастровых работ возможность ознакомиться с этим проектом до его утверждения и представить предложения о его доработке. Срок ознакомления с проектом межевания земельных участков не может быть менее чем тридцать дней до дня его утверждения.
Извещение о месте и порядке ознакомления с проектом межевания земельных участков направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации (п. 7).
Извещение, указанное в пункте 7 настоящей статьи, должно содержать:
1) сведения о заказчике работ по подготовке проекта межевания земельных участков, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;
2) сведения о кадастровом инженере, подготовившем проект межевания земельных участков, в том числе почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;
3) кадастровый номер и адрес каждого исходного земельного участка;
4) порядок ознакомления с проектом межевания земельных участков, место или адрес, где с этим проектом можно ознакомиться со дня получения или опубликования извещения;
5) сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами предложений о доработке проекта межевания земельных участков после ознакомления с ним (п. 8).
Проект межевания земельного участка, утверждаемый решением собственника земельной доли или земельных долей, подлежит обязательному согласованию с участниками долевой собственности. Предметом согласования являются размер и местоположение границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка (п. 9).
Извещение о необходимости согласования проекта межевания земельного участка направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации (п. 10).
Извещение, указанное в пункте 10 настоящей статьи, должно содержать сведения, предусмотренные подпунктами 1 - 4 пункта 8 настоящей статьи, а также сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами обоснованных возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка (п. 11).
В случае, если в течение тридцати дней со дня надлежащего извещения участников долевой собственности о согласовании проекта межевания земельного участка в соответствии с пунктами 9 - 11 настоящей статьи от участников долевой собственности не поступят возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка, проект межевания земельного участка считается согласованным. Кадастровый инженер обязан составить заключение об отсутствии возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка.
Установлено, что кадастровым инженером ООО «Деметра» В.Е.Е. был подготовлен проект межевания земельных участков по выделу земельных участков в счет земельных долей из земельного участка с кадастровым номером №. В проекте указаны собственники земельного участка с кадастровым номером №, в том числе Ачаирское СП ОМР Омской области.
Извещение о проведении согласования местоположения границ формируемого земельного участка было опубликовано в газете <данные изъяты> № (№) от 25.07.-01.08.2013 от имени Щелкановой З.В., Сальниковой Н.В., Спешиловой Л.В. В извещении указано, что кадастровым инженером ООО «Деметра» В.Е.Е. в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного: <адрес>, выполняются кадастровые работы по выделению двух земельных долей (1/1334, 1/1334, 1/1334), принадлежащие на праве коллективно долевой собственности. Ознакомиться с проектом межевания земельных участков и межевыми планами, выразить свои обоснованные возражения по поводу прохождения границ земельных участков, передать предложения о доработке данных проектов межевания и межевых планов заинтересованные лица могут «с момента опубликования извещения» в течении 30 дней по адресу: <адрес>. Собрание заинтересованных лиц по поводу согласования (межевого плана) размера и местоположения границ земельных участков состоится 26.08.2013 в 12-00 по адресу: <адрес>.
Так как земельный участок формировался на землях АОЗТ <данные изъяты> на территории Ачаирской сельского поселения Омского района Омской области, то согласование местоположения и границ формируемого земельного участка должно было осуществляться на территории Ачаирского СП ОМР Омской области.
Из проекта межевания земельных участков (заключение кадастрового инженера) следует, что возражений о местоположении и размере земельного участка площадью 172999 кв.м., выделяемого в счет земельных долей Щелкановой З.В. (9,1 га), Сальниковой Н.В. (9,1 га), Спешиловой Л.А. из земельного участка с кадастровым номером № находящегося в долевой собственности не было заявлено.
В акте согласования местоположения границы земельного участка, имеющемся в межевом плане указано, что согласование с собственниками общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № производилось путем опубликования извещения.
Омским районным судом Омской области по гражданскому делу № по иску Администрации Ачаирского сельского поселения Омского муниципального района Омской области к В.М.В., К.М.В., Садоводческому некоммерческому товариществу «Лагуна» о признании результатов межевания земельного участка с кадастровым номером № недействительными, об исключении сведений о границах земельного участка из государственного кадастра недвижимости, 19.10.2016 года было вынесено решение, которым исковые требования были удовлетворены. Апелляционным определением Омского областного суда от 11.07.2017 решение оставлено без изменения. Решение вступило в законную силу 11.01.2017.
При рассмотрении гражданского дела № определением суда по ходатайству истца была назначена судебная землеустроительная экспертиза, производство которой было поручено <данные изъяты>.
При проведении указанной землеустроительной экспертизе было проведено также исследование в отношении земельного участка с кадастровым номером №. Суд считает возможным принять в качестве доказательства по настоящему делу землеустроительную экспертизу, проведенную специалистами <данные изъяты> в рамках рассмотрения гражданского дела № в целях экономии процессуального времени, средств бюджета Ачаирского СП ОМР Омской области, кроме того ответчики возражений на иск, иных доказательств суду не представили.
При проведении землеустроительной экспертизы, специалистами <данные изъяты> использовались предоставленные Управлением Росреестра по Омской области, полученные из государственного фонда данных: картографический материал территории Ачаирского сельского поселения Омского района Омской области, проект установления границ земель населенных пунктов Ачаирского сельского Совета Омского района Омской области, проект перераспределения земель совхоза <данные изъяты>.
Из землеустроительной экспертизы следует, что согласно данным ГКН смежными земельными участками для земельного участка с кадастровым номером № являются земельные участки с кадастровыми номерами № и №.
Согласно «Проекта установления границ земель населенных пунктов <данные изъяты> сельского Совета Омского района Омской области» от 1991 года (инв. № от 01.08.2011) - н.п. <адрес> и условным обозначениям, земельный участок с кадастровым номером №, а также земельные участки с кадастровыми номерами № и №, являющиеся смежными земельными участками, расположены на территории контуров сельхозугодий, передаваемых в ведение сельского Совета для целей огородничества, пастьбы скота и сенокошения, а также на болотах.
Согласно «Проекта перераспределения земель совхоза <данные изъяты>» от 1992 года (инв. № от 01.08.2011г.) и условным обозначениям, земельный участок с кадастровым номером №, а также земельные участки с кадастровыми номерами № и №, являющиеся смежными земельными участками, расположены на землях, переданных в ведение сельского Совета, а также на болотах. Вышеуказанные земельные участки попадают в границы водоохранной зоны согласно «Проекта перераспределения земель совхоза <данные изъяты>» от 1992 года и условным обозначениям.
Из Схемы организации севооборотной территории совхоза «Первомайский» и условным обозначениям, следует, что земельный участок с кадастровым номером №, а также земельные участки с кадастровыми номерами № и №, являющиеся смежными земельными участками, не попадают на севооборотную территорию совхоза «Первомайский».
Согласно «Карте земельных ресурсов Ачаирского сельского административного округа Омского района Омской области» от 1995 года (инв. № от 01.08.2011г.) и условным обозначениям, земельный участок с кадастровым номером №, а также земельные участки с кадастровыми номерами № и №, являющиеся смежными земельными участками, расположены на землях поселковой, сельской администрации, а также на болотах.
Выводы эксперта аргументированы и научно обоснованы. Оснований не доверять выводам эксперта у суда не имеется.
Таким образом, установлено, что земельный участок с кадастровым номером № не попадает на севооборотную территорию совхоза <данные изъяты> и расположен за пределами земельного участка с кадастровым номером №, предоставляемого в коллективно-долевую собственность членов АОЗТ <данные изъяты>, в том числе Щелкановой З.В., Сальниковой Н.В., Спешиловой Л.А., а расположен на землях сельской администрации Ачаирского сельского поселения ОМР Омской области, используемых для выпаса личного скота жителей <адрес>.
Так как земельный участок с кадастровым номером № фактически и по данным ГКН находится на землях Ачаирского сельского поселения ОМР Омской области, следовательно, нарушаются права Ачаирского СП ОМР Омской области. Нарушение прав истца возникло в результате выполнения кадастровых работ по формированию земельного участка с кадастровым номером № не в том месте, то есть не на землях бывшего АОЗТ <данные изъяты>.
Статьями 16, 20, 22, 24, 25 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции действовавшей на момент постановки на учат спорного земельного участка) определено, что в связи с образованием или созданием объекта недвижимости осуществляется кадастровый учет.
Постановка на учет осуществляется, если иное не установлено данным Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых для осуществления такого учета документов, представленных заявителем. Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
С заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица, их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности.
Если иное не следует из названного закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами, в частности, являются межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка); документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя); копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости.
Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
В течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
В соответствии со статьями 35, 36, 36, 37, 38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» в редакции, действовавшей в период постановки образованных земельных участков на учёт, кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и названного закона договора подряда на выполнение кадастровых работ, если иное не установлено федеральным законом.
По договору подряда на выполнение кадастровых работ подрядчик обязуется обеспечить выполнение кадастровых работ по заданию заказчика этих работ и передать ему документы, подготовленные в результате выполнения этих работ с учетом требований данного закона, а заказчик этих работ обязуется принять указанные документы и оплатить выполненные кадастровые работы.
В результате выполнения кадастровых работ обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет объекта недвижимости или объектов недвижимости, об учете изменений объекта недвижимости, учете части объекта недвижимости или о снятии с учета объекта недвижимости. Объем подлежащих выполнению кадастровых работ определяется заказчиком кадастровых работ.
Результатом кадастровых работ является межевой план, который представляет собой документ, составленный на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Из исследованных в судебном заседании документов (межевой план) следует, что заказчиками кадастровых работ по формированию земельного участка с кадастровым номером № являлись Щелканова З.В., Сальникова Н.В., Спешилова Л.А. Таким образом права истца были нарушены данными ответчиками. Нарушений прав Администрации Ачаирского СП ОМР Омской области со стороны СНТ «Лагуна» не усматривается, добросовестность приобретения земельного участка с кадастровым номером № СНТ «Лагуна» никем не оспорена.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что результаты межевания земельного участка с кадастровым номером 55:20:020801:49 подлежат признанию недействительными.
В соответствии с ч. 7 ст. 1 Федерального закона РФ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
На основании ч. 5 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется: в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости (п. 6).
Статья 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» указывает, что в кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости:
1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид);
2) кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения;
3) описание местоположения объекта недвижимости;
4) ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный, условный номер или номер учетной записи в государственном лесном реестре);
5) кадастровый номер объекта недвижимости, из которого в результате раздела, выдела или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с объектом недвижимости (далее - исходный объект недвижимости) образован новый объект недвижимости (далее - образованный объект недвижимости);
6) кадастровые номера помещений, машино-мест, расположенных в здании или сооружении, если объектом недвижимости является здание или сооружение;
7) сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование;
8) кадастровые номера иных объектов недвижимости, в пределах которых расположен объект недвижимости (кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположены здание, сооружение или объект незавершенного строительства, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства, либо кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, машино-место, если объектом недвижимости является помещение, машино-место, либо кадастровый номер квартиры, в которой расположена комната, если объектом недвижимости является комната), а также кадастровый номер единого недвижимого комплекса или предприятия как имущественного комплекса, если объект недвижимости входит в состав единого недвижимого комплекса или предприятия как имущественного комплекса;
9) площадь, если объектом недвижимости является земельный участок, здание, помещение или машино-место;
10) основная характеристика объекта недвижимости (протяженность, глубина, глубина залегания, площадь, объем, высота, площадь застройки) и ее значение, если объектом недвижимости является сооружение;
и другие.
В силу ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в реестр границ вносятся следующие сведения об утвержденном проекте межевания территории:
1) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории (дата принятия решения, номер решения);
2) описание местоположения границ земельных участков, подлежащих образованию в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Таким образом, земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет, являются объектом гражданских прав, поскольку внесение сведений в государственный кадастр недвижимости подтверждает существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими, определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
Учитывая то обстоятельство, что судом результаты межевания земельного участка с кадастровым номером № признаны недействительными, подлежит удовлетворению требование об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером № площадью 272999 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, местоположение: <адрес>.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, с ответчиков Щелкановой З.В., Сельниковой Н.В., Спешиловой Л.А. следует взыскать государственную пошлину в местный бюджет в размере 600 рублей по 200 рублей с каждой.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 235-237 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать результаты межевания земельного участка площадью 272999 кв.м. с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, местоположение: <адрес>, недействительными.
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о местоположении границ земельного участка площадью 272999 кв.м. с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, местоположение: <адрес>.
Взыскать с Щелкановой З.В., Сальниковой Н.В., Спешиловой Л.А. в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 600 рублей по 200 рублей с каждой.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение 1 месяца с момента изготовления решения в окончательной форме, а не явившимся ответчиком в Омский районный суд Омской области в течение 7 дней с момента получения копии решения может быть подано заявление об отмене данного решения.
СУДЬЯ:
Решение в окончательной форме изготовлено: 26.03.2017г.