Дело № 2-4829/17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Олейника И.И.,
при секретаре Дикгаут К.В.,
с участием прокурора Загидулиной Л.В.,
представителя ответчика Ладанова А.И.,
представителями третьих лиц Зембецкой М.А., Половикова Э.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре
01 августа 2017 года гражданское дело по иску Прокурора г.Сыктывкара в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО ГО «Сыктывкар» об обязательстве обеспечить безопасные условия эксплуатации дороги местного значения,
установил:
Прокурор г.Сыктывкара обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к АМО ГО «Сыктывкар» об обязательстве обеспечить безопасные условия эксплуатации проезжей части автомобильной дороги, пролегающей вдоль дворовой территории ..., посредством организации проведения работ по устранению выбоин и восстановлению дорожного полотна и тротуара в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены УЖКХ АМО ГО «Сыктывкар», ООО «УРЭК».
В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении иска. Представитель третьего лица ООО «УРЭК» исковые требования поддержал.
Представитель ответчика АМО ГО «Сыктывкар» с иском был не согласен, считая надлежащими ответчиками собственников соответствующего земельного участка либо управляющую компанию многоквартирного жилого дома, а также указывая на отсутствие финансирования для производства требуемых работ. Представитель третьего лица УЖКХ АМО ГО «Сыктывкар» поддержала возражения ответчика.
Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что в ходе проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения при осуществлении контроля за эксплуатационным состоянием дворового проезда общего пользования в районе ... выявлено, что проезжая часть дворового проезда общего пользования по указанному адресу находится в ненадлежащем состоянии, что создает угрозу безопасности граждан, а именно: на всем протяжении имеется разрушение асфальтобетонного покрытия проезжей части дороги, имеются многочисленные просадки и выбоины, геометрические параметры которых превышают предельно допустимые размеры, имеются повреждения бортовых камней от его проектного решения. На протяжении участка со стороны ... (район ... подъезда) в направлении ... и улицы ..., а также со стороны ... (район ... подъезда) в направлении ... отсутствует тротуар.
Указанные обстоятельства стороной ответчика не опровергнуты.
Права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Участники дорожного движения имеют право, в том числе, свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил (ст.24 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
В соответствии со ст.12 указанного Закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа, относится к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения (п.4 ст.6 Закона).
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, к которой отнесена деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, регламентированы Федеральным законом от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Понятие автомобильных дорог дано в ст.3 указанного Федерального закона, согласно которой автомобильная дорога – это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В силу ст.13 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч.3 ст.15 Закона).
Пунктом 9 ст.6 Закона предусмотрено, что к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. В соответствии с п.11 ст.5 Закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
При этом содержание автомобильных дорог должно осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог (ст.17 Закона).
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23.10.1993г. №1090, предусмотрено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Основным нормативным правовым актом, устанавливающим требования к состоянию автомобильных дорог, обустройству тротуаров и остановочных площадок является ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», который был утвержден Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007г. №270-ст.
Данный стандарт распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения. Стандарт устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог.
В соответствии с п.3.1.1,3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы», утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993г. №221, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств разрешенной ПДД РФ скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине – 60 см, глубине – 5 см.
Согласно п.4.5.1.2 ГОСТ Р 52766-2007 в населенных пунктах городского типа тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поседений.
В силу п.4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке – с одной стороны.
В силу п.п.3, 5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Оценив доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, а также правоотношения участников рассматриваемого спора, принимая во внимание, что в нарушение действующего законодательства условия эксплуатации проезжей части автомобильной дороги, пролегающей вдоль дворовой территории ..., не отвечают установленным требованиям, суд находит подлежащими удовлетворению исковые требования прокурора г.Сыктывкара в интересах неопределенного круга лиц об обязательстве ответчика обеспечить безопасные условия эксплуатации дороги местного значения.
В силу прямого указания в законе содержание и оценка технического состояния автомобильных дорог местного значения в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
В этой связи возражение ответчика об отсутствии у него соответствующей обязанности судом во внимание не принимается.
На основании изложенного, суд полагает необходимым удовлетворить заявленные требования, при этом с учетом заслуживающих внимания доводов ответчика относительно сроков и порядка организации соответствующих работ органом местного самоуправления, суд определяет срок выполнения названной обязанности – до 01 августа 2018 года.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Администрацию МО ГО «Сыктывкар» в срок до 01 августа 2018 года обеспечить безопасные условия эксплуатации проезжей части автомобильной дороги, пролегающей вдоль дворовой территории дома №10 по Октябрьскому проспекту г.Сыктывкара, посредством организации проведения работ по устранению выбоин и восстановлению дорожного полотна и тротуара в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий И.И.Олейник