Дело №2а-144/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 марта 2017 года г.Рудня
Руднянский районный суд Смоленской области в составе:
Председательствующего (судьи) - М.Б.Туроватовой,
При секретаре - В.В.Павленкове,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> района Смоленской области к <данные изъяты> РОСП УФССП России по Смоленской области о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора № от ДД.ММ.ГГГГ и освобождении от уплаты исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> района Смоленской области (далее – Администрация поселения) обратилась в суд с административным исковым заявлением к <данные изъяты> РОСП УФССП России по Смоленской области о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора № от ДД.ММ.ГГГГ и освобождении от уплаты исполнительского сбора, мотивируя свои требования тем, что судебным приставом-исполнителем <данные изъяты> районного отдела судебных приставов ЖДД.ММ.ГГГГ вынесено оспариваемое постановление № о взыскании с Администрации поселения исполнительского сбора в размере <данные изъяты> руб. за неисполнение в установленный судебным приставом срок требований исполнительного документа о возложении на Администрацию поселения обязанности по определению границ и постановке на балансовый учет земельного участка в , площадью <данные изъяты> га., предназначенного для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения. Указывает, что Администрацией поселения были приняты все исчерпывающие меры для исполнения решения суда, в частности выполнены следующие мероприятия: проведены работы по определению границ спорного земельного участка в , предназначенного для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения; подготавливается межевое дело; утверждена схема расположения земельного участка. Имеющиеся средства в бюджете <данные изъяты> сельского поселения области израсходованы на проведение вышеуказанных мероприятий, при этом бюджет поселения является дотационным, а нецелевое использование поступающих денежных средств влечет привлечение Администрации поселения к ответственности. Также полагает нецелесообразным уплату органом местного самоуправления исполнительского сбора в связи с тем, что это приведет лишь к перераспределению бюджетных средств внутри бюджетной системы и в дальнейшем отдалит исполнение решения суда. Указывает, что умысла и вины в несвоевременном исполнении требований исполнительного документа не имеется. Просит суд отменить постановление судебного пристава-исполнителя <данные изъяты> РОСП УФССП России по Смоленской области№ от ДД.ММ.ГГГГ как незаконное; освободить Администрацию поселения от уплаты исполнительского сбора в размере <данные изъяты> руб. в соответствии с постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ .
Определением Руднянского районного суда Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ принят отказ Администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> района Смоленской области от иска в части требования о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя № от ДД.ММ.ГГГГ , производство по делу в данной части прекращено.
Административный истец – Администрация поселения, Административный ответчик – <данные изъяты> РОСП УФССП России по Смоленской области и заинтересованное лицо – прокуратура <данные изъяты> района Смоленской области просили о рассмотрении дела в свое отсутствие. Административный ответчик и заинтересованное лицо рассмотрение требования об освобождении от уплаты исполнительского сбора оставили на усмотрение суда.
В соответствии с положениями ст.150, ст.226 КАС РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав письменные материалы дела и материалы исполнительного производства №, суд приходит к следующим убеждениям.
В силу статьи 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определен Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», согласно части 1 статьи 5 которого принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Согласно ч. 1 ст. 30 Закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
Частью 11 статьи 30 Закона «Об исполнительном производстве» установлено, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Закона «Об исполнительном производстве»).
В силу ст. 105 Закона «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч.1 ст.112 Закона «Об исполнительном производстве»).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч.2 ст.112 Закона «Об исполнительном производстве»).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч.3 ст.112 Закона «Об исполнительном производстве»).
Частью 6 ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве» установлено, что должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч.7 ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве»).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона «Об исполнительном производстве» об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации относительно правовой природы исполнительского сбора, взыскиваемого с должника в рамках исполнительного производства органом принудительного исполнения, изложенной в постановлении от 30.07.2001 № 13-П, этот «сбор» представляет собой административную санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Вместе с тем, судебный пристав-исполнитель обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленного срока исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, предусмотренной законом.
Судом установлено, что решением <данные изъяты> районного суда Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ Администрацию <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> Смоленской области обязали определить границы и поставить на балансовый учет земельный участок в , площадью <данные изъяты> га. предназначенный для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
Срок исполнения решения суда определен в течение 1 года после вступления решения суда в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам <данные изъяты> областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение <данные изъяты> районного суда Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, апелляционная жалоба Администрации поселения – без удовлетворения.
Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ .
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем <данные изъяты> РОСП УФССП России по Смоленской области вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №.
Определением <данные изъяты> районного суда Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ МО <данные изъяты> сельскому поселению <данные изъяты> района Смоленской области предоставлена отсрочка исполнения решения <данные изъяты> районного суда Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ , сроком до ДД.ММ.ГГГГ .
Определением <данные изъяты> районного суда Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ МО <данные изъяты> сельскому поселению <данные изъяты> района Смоленской области предоставлена отсрочка исполнения решения <данные изъяты> районного суда Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ , сроком до ДД.ММ.ГГГГ .
Определением <данные изъяты> районного суда Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ МО <данные изъяты> сельскому поселению <данные изъяты> района Смоленской области предоставлена отсрочка исполнения решения <данные изъяты> районного суда Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ , сроком до ДД.ММ.ГГГГ .
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем <данные изъяты> районного отдела судебных приставов УФССП России по Смоленской области составлен акт совершения исполнительных действий, из которого следует, что требования исполнительного документа не выполнены, земли, содержащиеся в исполнительном документе на балансовый учет не поставлены.
В тот же день, ДД.ММ.ГГГГ , судебным приставом-исполнителем <данные изъяты> РОСП УФССП России по Смоленской области вынесено постановление № о взыскании с должника – Администрации <данные изъяты> сельского поселения исполнительского сбора в размере <данные изъяты> руб.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что Администрацией были предприняты меры по своевременному исполнению исполнительного документа, а именно: постановлением Администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> района Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ №, утверждена муниципальная программа «<данные изъяты>» на ДД.ММ.ГГГГ годы, согласно которой, в целях реализации указанной программы, на содержание мест захоронения - межевание кладбищ заложены средства местного бюджета, в подтверждение чего представлена муниципальная программа «<данные изъяты>» на ДД.ММ.ГГГГ годы.
Постановлением Администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> района Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ . № внесены изменения в постановление Администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> района Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ № «<данные изъяты>» на ДД.ММ.ГГГГ годы».
Из указанной муниципальной программы усматривается, что на содержание мест захоронения - межевание кладбищ заложены средства местного бюджета: в ДД.ММ.ГГГГ году – <данные изъяты> руб., ДД.ММ.ГГГГ году – <данные изъяты>., ДД.ММ.ГГГГ год – <данные изъяты> руб.. Финансирование указанной программы: программно-целевое расходование денежных средств бюджета поселения.
На основании заключенных между Администрацией и ООО «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ договоров подряда на выполнение комплекса кадастровых работ по межеванию земельных участков находящихся под кладбищами, расположенных: <данные изъяты> сельское поселение <данные изъяты> района, Смоленской области, получены схемы расположения земельных участков, находящихся под кладбищами, расположенные, в том числе: , находящиеся на утверждении в Администрации МО <данные изъяты> район Смоленской области, что подтверждается сообщением ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ . № с приложением схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории; заявлением Администрации в адрес и.п. Главы МО <данные изъяты> район Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ .
Суд, приходит к выводу, что исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, а также финансирования указанных мероприятий. Возможность исполнения решения суда для должника связана с заложенными в бюджет поселения средствами на указанные цели.
Суд отмечает, что не всякое неисполнение должником в установленный для добровольного исполнения срок требований исполнительного документа дает основание для взыскания с него исполнительского сбора.
Для применения данной меры должно быть установлено и доказано, что должник, имевший возможность в установленный срок исполнить требования исполнительного документа необходимые действия не совершил.
В рассматриваемом случае в действиях Администрации отсутствует виновное неисполнение в установленный судебным приставом-исполнителем 5-дневный срок требований Закона «Об исполнительном производстве», являющееся необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора, так как должником были предприняты все зависящие от него меры по своевременному исполнению требований исполнительного документа в пределах установленного для исполнения решения суда срока и выделенных бюджетных средств.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что имеются правовые основания для удовлетворения административного искового заявления Администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> района Смоленской области.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Освободить Администрацию <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> района Смоленской области от взыскания исполнительского сбора, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя <данные изъяты> РОСП УФССП России по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Руднянский районный суд Смоленской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ .
Судья М.Б.Туроватова