Судья Стех Н.Э. № 33а-1652/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Ижевск 26 апреля 2017 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего Полушкина А.В.,
судей Ахкямова Р.Р., Багаутдиновой Г.Р.
при секретаре Токаревой М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики к С.Ю.А. о взыскании недоимки по страховым взносам и пеней за несвоевременную уплату страховых взносов,
по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Октябрьского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 20 января 2017 года, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Багаутдиновой Г.Р., выслушав объяснения представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики Костянко Д.В. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года, диплом № от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный номер № от ДД.ММ.ГГГГ), просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики (далее также – УПФ РФ (ГУ) в г. Ижевске, Управление) обратилось в Октябрьский районный суд г.Ижевска Удмуртской Республики с административным иском к С.Ю.А. о взыскании недоимки по страховым взносам и пеней за несвоевременную уплату страховых взносов. В обоснование заявленных требований указано, что С.Ю.А. является плательщиком страховых взносов. С.Ю.А. обязанность по оплате страховых взносов за 2010-2014 годы исполнена несвоевременно, в связи с чем, на имеющуюся задолженность начислены пени. В связи с неоплатой сумм задолженности в добровольном порядке в адрес ответчика направлено требование, данное требование ответчиком не исполнено.
Просит взыскать с административного ответчика в пользу административного истца сумму недоимки по страховым взносам за 2014 год и пеням за 2010-2014 годы в размере <данные изъяты> руб., в том числе:
- недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на финансирование страховой части трудовой пенсии в сумме <данные изъяты> руб., недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме <данные изъяты> руб.;
- пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на финансирование страховой части трудовой пенсии в сумме <данные изъяты> руб.; на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме <данные изъяты> руб., в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме <данные изъяты> руб.
С учетом ходатайства об уменьшении заявленных требований, заявленного представителем административного истца в судебном заседании суда первой инстанции, Управление просит взыскать сумму недоимки по страховым взносам за 2014 год и пеням за 2010-2014 годы в размере <данные изъяты> руб., в том числе:
- недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на финансирование страховой части трудовой пенсии в сумме <данные изъяты> руб., недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме <данные изъяты> руб.;
- пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на финансирование страховой части трудовой пенсии в сумме <данные изъяты> руб.; на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме <данные изъяты> руб., в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме <данные изъяты> руб.
Решением суда от 20 января 2017 г. заявленные требования удовлетворены частично, с административного ответчика в пользу административного истца взыскана сумма задолженности по страховым взносам в размере <данные изъяты> руб., из них:
- недоимка по страховым взносам за 2014 год, начисляемая на страховую часть трудовой пенсии, в сумме <данные изъяты> руб.,
- недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме <данные изъяты> руб.,
- пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации за 2014 год за период с 24.12.2014 года по 06.02.2015 года на финансирование страховой части трудовой пенсии в размере <данные изъяты> руб.,
- пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2014 год за период с 24.12.2014 года по 06.02.2015 года в размере <данные изъяты> руб.,
- пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ за 2012 год по состоянию на 06.02.2015 года на финансирование страховой части трудовой пенсии в размере <данные изъяты> руб.,
- пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2012 год по состоянию на 06.02.2015 года в размере <данные изъяты> руб.
Также с административного ответчика взыскана в местный бюджет государственная пошлина в размере <данные изъяты> руб.
В апелляционной жалобе, поданной административным ответчиком С.Ю.А., содержится требование об отмене этого судебного решения, с принятием по делу нового решения. В жалобе указано на отсутствие возможности по уплате взысканных сумм ввиду отсутствия дохода, а так же инвалидности.
Возражения на апелляционную жалобу от административного ответчика не поступали.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явился С.Ю.А., представил заявление с просьбой рассмотреть дело по апелляционной жалобе в его отсутствие.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в соответствии со статьей 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного ответчика.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемого решения суда не находит.
В соответствии со статьей 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Исходя из выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, административный ответчик зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 10 октября 1997 года и прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 8 декабря 2014 года.
Согласно абз. 3 п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 167) страхователи, к которым относятся, в том числе, и индивидуальные предприниматели (п.п. 2 п. 1 ст. 6 ФЗ № 167), обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – ФЗ № 212; утратил силу с 01.01.2017 года) плательщики страховых взносов, к которым относятся, в том числе, и индивидуальные предприниматели (п.п. «б» п. 1 ч. 1 ст. 5 ФЗ № 212), уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
В силу ч.ч. 1.1. и 1.2 ст. 14 ФЗ № 212, размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
1.2. Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
В силу ч.ч. 4.1 ст. 14 ФЗ № 212, если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, прекращен либо приостановлен статус адвоката, прекращены полномочия нотариуса, занимающегося частной практикой. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, включительно.
В силу ч. 11 ст. 14 ФЗ № 212, сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Порядок и сроки исчисления и уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, установлены статьей 16 ФЗ № 212.
В частности, частью 2 указанной статьи предусмотрено, что страховые взносы за расчетный период - календарный год (ч. 1 ст. 10 ФЗ № 212) уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно (ч. 8 ст. 10 ФЗ № 212).
Как усматривается из материалов административного дела, у административного ответчика имелась задолженность по уплате страховых взносов в виде недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование.
Административный ответчик дохода за 2014 год не имел. Административный истец просил взыскать страховые взносы с административного ответчика в фиксированном размере.
Фиксированный размер страхового взноса в Пенсионный фонд Российской Федерации определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, на который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного п. 3 ч. 2 ст. 12 Закона № 212, увеличенное в 12 раз.
Статьей 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» установлен минимальный размер оплаты труда с 1 января 2014 года в сумме 5554 руб. в месяц.
Тарифы страховых взносов установлены ч. 2 ст. 12 Закона № 212 и составляют в Пенсионный фонд Российской Федерации 26%, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 5.1%.
Таким образом, взысканию подлежит недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации согласно следующему расчету.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Итого <данные изъяты> руб.Административным ответчиком уплачено 924,07 руб.
Задолженность <данные изъяты> руб.
Взысканию подлежит недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование согласно расчету.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Итого <данные изъяты> руб.
С данным расчетом судебная коллегия соглашается.
Согласно ст.21 Федерального закона от 24.07.2009 № 212, в случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов орган контроля за уплатой страховых взносов, направивший требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества данного физического лица, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно ст.25 ФЗ № 212 исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями, начисленными за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты взносов. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени начисляются с даты, до которой они были начислены в предыдущем расчетном периоде, и включаются суммой во вновь выставленное требование.
Согласно частям 3, 5, 6, 7 ст. 25 ФЗ № 212 пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.
За период с 24.12.2014 по 06.02.2015 года на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на страховую часть трудовой пенсии за 2014 год начислены пени в размере 201,18 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, зачисляемым в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 39,46 руб.
В силу частей 1 и 2 ст. 22 ФЗ № 212 требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Из части 1 ст. 3 ФЗ № 212 следует, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
В силу ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу ч. 2 ст. 22 ФЗ № 212, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Недоимка за 2014 год выявлена согласно справке о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ года.
В связи с тем, что обязанность по уплате пеней по страховым взносам административным ответчиком не была исполнена, в адрес административного ответчика было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ № на сумму <данные изъяты> руб.
Требование направлено плательщику страховых взносов своевременно,11.02.2015 года.
Как усматривается из материалов административного дела, у административного ответчика имелась задолженность по уплате страховых взносов 2010-2013 годы в виде недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 ФЗ № 212 пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Согласно частям 3, 5, 6, 7 ст. 25 ФЗ № 212 пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Постановлением УПФ РФ (ГУ) в г. Ижевске № от ДД.ММ.ГГГГ со С.Ю.А. в пользу УПФ РФ (ГУ) в г. Ижевске взыскана недоимка по уплате страховых взносов за 2010 год, в том числе в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере <данные изъяты> руб., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования <данные изъяты> руб., в территориальный фонд обязательного медицинского страхования <данные изъяты> руб.
Постановлением Октябрьского РОСП г. Ижевска УФССП РФ по УР от 30.12.2011 года возбуждено исполнительное производство на основании Постановления УПФ РФ (ГУ) в г. Ижевске № от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Октябрьского РОСП г. Ижевска УФССП РФ по УР от 20.12.2013 года окончено исполнительное производство, возбужденное на основании Постановления УПФ РФ (ГУ) в г. Ижевске № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с невозможностью установления местонахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в кредитных организациях, за исключением случаев когда предусмотрен розыск.
Постановлением УПФ РФ (ГУ) в г. Ижевске № от ДД.ММ.ГГГГ со С.Ю.А. в пользу УПФ РФ (ГУ) в г. Ижевске взыскана недоимка по уплате страховых взносов за 2011 год, в том числе в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере <данные изъяты> руб., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования <данные изъяты> руб., в территориальный фонд обязательного медицинского страхования <данные изъяты> руб.
Постановлением Октябрьского РОСП г. Ижевска УФССП РФ по УР от 09.11.2012 года возбуждено исполнительное производство на основании Постановления УПФ РФ (ГУ) в г. Ижевске № от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Октябрьского РОСП г. Ижевска УФССП РФ по УР от 09.07.2014 года окончено исполнительное производство, возбужденное на основании Постановления УПФ РФ (ГУ) в г. Ижевске № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с невозможностью установления местонахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в кредитных организациях, за исключением случаев когда предусмотрен розыск. В ходе исполнительного производства частично взыскана сумма 321,86 руб.
Постановлением УПФ РФ (ГУ) в г. Ижевске № от ДД.ММ.ГГГГ со С.Ю.А. в пользу УПФ РФ (ГУ) в г. Ижевске взыскана недоимка по уплате страховых взносов за 2012 год, в том числе в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере <данные изъяты> руб., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования <данные изъяты> руб., в территориальный фонд обязательного медицинского страхования <данные изъяты> руб.
Постановлением Октябрьского РОСП г. Ижевска УФССП РФ по УР от 17.06.2013 года возбуждено исполнительное производство на основании Постановления УПФ РФ (ГУ) в г. Ижевске № от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Октябрьского РОСП г. Ижевска УФССП РФ по УР от 24.07.2015 года окончено исполнительное производство, возбужденное на основании Постановления УПФ РФ (ГУ) в г. Ижевске № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с фактическим исполнением исполнительного документа.
Постановлением УПФ РФ (ГУ) в г. Ижевске № ДД.ММ.ГГГГ со С.Ю.А. в пользу УПФ РФ (ГУ) в г. Ижевске взыскана недоимка по уплате страховых взносов за 2013 год, в том числе в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере <данные изъяты> руб., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования <данные изъяты> руб.
Постановлением Октябрьского РОСП г. Ижевска УФССП РФ по УР от 11.06.2014 года возбуждено исполнительное производство на основании Постановления УПФ РФ (ГУ) в г. Ижевске № ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Октябрьского РОСП г. Ижевска УФССП РФ по УР от 24.10.2014 года окончено исполнительное производство, возбужденное на основании Постановления УПФ РФ (ГУ) в г. Ижевске № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с невозможностью установления местонахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в кредитных организациях, за исключением случаев когда предусмотрен розыск.
В силу ч. 6.1 ст. 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее – ФЗ №229), оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств без приложения документов, указанных в части 6 настоящей статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их вынесения.
В силу ч. 4 ст. 46 ФЗ №229, возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 3 ст. 22 ФЗ №229, в случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения срок предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю.
В силу ст. 23 ФЗ №229, взыскатель, пропустивший срок предъявления исполнительного листа или судебного приказа к исполнению, вправе обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного срока в суд, принявший соответствующий судебный акт, если восстановление указанного срока предусмотрено федеральным законом.
Пропущенные сроки предъявления к исполнению исполнительных документов, не указанных в части 1 настоящей статьи, восстановлению не подлежат.
Поскольку административным истцом пропущен срок повторного предъявления к исполнению исполнительных документов о взыскании задолженности по уплате страховых взносов за 2010, 2011, 2013 годы, возможность взыскания указанной недоимки утрачена.
Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате страховых взносов, после истечения пресекательного срока бесспорного или судебного взыскания задолженности по страховым взносам пени не могут служить способом обеспечения обязанности по уплате страховых взносов и с этого момента не подлежат начислению (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.11.2007 № 8241/07).
Таким образом, утрачена и возможность взыскания пеней, начисленных на указанную задолженность.
Пени на недоимку за 2010, 2011, 2013 годы взысканию не подлежат.
С данным выводом суда судебная коллегия соглашается.
Пени на недоимку по страховым взносам за 2012 год начислены за период с 10.01.2013 года по 06.02.2015 года.
Постановлением Октябрьского РОСП г. Ижевска УФССП РФ по УР от 24.07.2015 года окончено исполнительное производство, возбужденное на основании Постановления УПФ РФ (ГУ) в г. Ижевске № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с фактическим исполнением исполнительного документа.
Таким образом, начисление пеней произведено за период до окончания исполнительного производства. При расчете пеней учтено частичное погашение административным ответчиком задолженности.
Пени на недоимку по страховым взносам за 2012 год подлежат взысканию.
При таких обстоятельствах заявленные административным ответчиком требования правомерно удовлетворены частично.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку обязанность индивидуальных предпринимателей по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа не ставится Законом в зависимость от факта ведения ими предпринимательской деятельности и получения дохода. Кроме того, обязательство по уплате страховых взносов возникает в силу закона и не изменяется из-за отсутствия денежных средств (дохода) у предпринимателя.
Таким образом, наличие у физического лица статуса индивидуального предпринимателя влечет обязанность уплачивать страховые взносы, и данная обязанность прекращается после утраты физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя.
Следовательно, обстоятельства того, что истец фактически не осуществлял предпринимательскую деятельность ввиду болезни, инвалидности и пенсионного возраста, не являются основаниями для освобождения его от уплаты страховых взносов.
Конституционный Суд РФ неоднократно рассматривал обращения индивидуальных предпринимателей, в том числе являющихся пенсионерами, инвалидами, и не осуществляющими фактически предпринимательскую деятельность, и указал, что обязанность уплачивать страховые взносы для этих лиц не противоречит Конституции РФ и не может рассматриваться как нарушающая их конституционные права (Определения от 12 мая 2005 г. N 183-О, от 20 марта 2014 г. N 528-О, от 29 мая 2014 г. N 1116-О и др.).
Обжалуемое решение соответствует требованиям КАС РФ, выводы суда основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, подробно мотивированы и сомнений у судебной коллегии не вызывают.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не ставят под сомнение выводы суда и не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, так как были проанализированы судом при рассмотрении дела, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки выводов суда у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам
определила:
решение Октябрьского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 20 января 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу С.Ю.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи