Дело №2-4965/17 (5) изготовлено 25.05.2017г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 мая 2017 года
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Савиновой О.Н.,
при секретаре Сафиной О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление
Прокурора Ленинского района города Екатеринбурга в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту образования администрации города Екатеринбурга, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению – детский сад № о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г. Екатеринбурга, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к Департаменту образования администрации города Екатеринбурга, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению – детский сад № о возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Ленинского района г. Екатеринбурга была проведена проверка оснащенности системами видеонаблюдения муниципальных дошкольных образовательных учреждений Ленинского района г. Екатеринбурга. В ходе проверки исполнения законодательства об охране прав несовершеннолетних и противодействия терроризму в муниципальном дошкольному образовательному учреждению – детский сад №установлены нарушения, выразившиеся в отсутствии системы видеонаблюдения для осуществления технического контроля за обстановкой. Установление системы наблюдения на территории дошкольного образовательного учреждения необходимо для пресечения правонарушений и преступлений, а также в качестве меры по обеспечению безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних воспитанников и работников указанного учреждения. Прокурор просил возложить на ответчиков обязанность по выполнению мероприятий по обеспечению безопасных условий воспитания и обучения - установке системы видеонаблюдения в здании дошкольного учреждения.
В судебном заседании представитель истца поддержала доводы иска, просила удовлетворить.
Представитель Департамента образования Администрации г. Екатеринбурга просилотказать в удовлетворении иска, указав, что действующим федеральным законодательством на Учредителя образовательных учреждений –Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга, и на дошкольные образовательные учреждения не возложено прямой обязанности по установке систем видеонаблюдения. Ссылка прокурора на положения ФЗ N 384 от 30.12.2009 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", которым утвержден Свод правил СП 118.13330.2012, где в Приложении "В" указывается на распространение требований по установке систем видеонаблюдения на дошкольные образовательные организации, является несостоятельной, поскольку, в силу вышеназванного ФЗ N 384 (статья 42) такие требования распространяются лишь на вновь строящиеся здания и случаи реконструкции и капитального ремонта ранее построенных зданий. МБДОУ детский размещается в здании, построенном до 2009 года, и до его реконструкции и проведении капитального ремонта, требования вышеназванных положений законов об оснащенности системами видеонаблюдении на него не распространяются. Детский сад оснащен мерами антитеррористической направленности (договоры с охранным предприятием, установка тревожной кнопки, организация охраны путем дежурства сторожей), что свидетельствует об исполнении Управлением образования и детским садом требований законодательства об антитеррористической защищенности. Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга не является самостоятельным органом местного самоуправления МО "город Екатеринбург" и не может являться надлежащим ответчиком по иску. В исковом заявлении не уточнено за счет каких ассигнований должны быть произведены работы по установке видеонаблюдения бюджетным учреждением МБДОУ, учитывая, что план финансово-хозяйственной деятельности МБДОУ и бюджет муниципального образования "город Екатеринбург" на 2017 год утверждены. Таким образом, Департамент образования города Екатеринбурга является ненадлежащим ответчиком.
Заведующая МДОУ в судебном заседании пояснила, что внебюджетных средств не имеет, платные услуги не оказывает, если будут выделены деньги, видеонаблюдение будет установлено.
Иные лица, участвующие в деле, не явились, извещались о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Департамент по управлению муниципальным имуществом направил отзыв, просил отказать по доводам отзыва.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, суд определил о рассмотрении дела при данной явке.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу об обоснованности в целом требований прокурора, по следующим основаниям.
В силу ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Обязанность приоритетного обеспечения интересов детей, в том числе в сфере обеспечения их безопасности, составляющая содержание деятельности всех без исключения государственных и муниципальных органов, касающейся детей, в полной мере реализуется вышеизложенным применением положений законодательства, регулирующего деятельность по противодействию терроризму.
Как видно из материалов дела и установлено судом, здание Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детский сад №, расположенное по адресу: <адрес> не оборудовано системой видеонаблюдения, собственником имущества которого является муниципальное образование, учредителем от имени муниципального образования "город Екатеринбург" является Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга.
В соответствии с пунктами 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, а также создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Пунктом 2 части 6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Частью 7 той же нормы Закона установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 вышеназванного Закона охрана здоровья обучающихся включает в себя, в частности, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 вышеуказанного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 56 Устава муниципального образования "город Екатеринбург", принятого решением Екатеринбургской городской Думы N 8/1 (далее - Устав муниципального образования "город Екатеринбург"), муниципальное образование в установленном порядке создает (учреждает), реорганизует и ликвидирует муниципальные предприятия и муниципальные учреждения; функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и муниципальных учреждений осуществляет администрация города Екатеринбурга в лице органов администрации города Екатеринбурга.
Согласно п. 1 Положения "О Департаменте образования администрации города Екатеринбурга", утвержденного решением Екатеринбургской городской Думы от 24.06.2014 N 20/18 Департамент образования администрации города Екатеринбурга является отраслевым органом администрации города Екатеринбурга, обеспечивающим осуществление полномочий администрации города Екатеринбурга в сфере образования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу подп. 8 п. 11 названного Положения в целях исполнения возложенных на него полномочий Департамент образования выполняет функции по обеспечению выполнения муниципальными образовательными и подведомственными организациями мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; принятию ими мер по профилактике терроризма, созданию безопасных условий и соблюдению требований охраны труда.Согласно подп. 26 названного пункта Положения Департамент осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя и получателя бюджетных средств, главного администратора и администратора доходов бюджета муниципального образования "город Екатеринбург", а в соответствии с подп. 1 этого же пункта от имени администрации города Екатеринбурга создает (учреждает), реорганизует и ликвидирует муниципальные образовательные и подведомственные организации, утверждает их уставы, изменения (дополнения) в уставы, новые редакции уставов, осуществляет иные функции и полномочия учредителя муниципальных образовательных и подведомственных организаций.
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга является отраслевым органом Администрации города Екатеринбурга, обеспечивающим осуществление полномочий Администрации города Екатеринбурга в сфере образования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Помимо прочего осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя и получателя бюджетных средств, главного администратора и администратора доходов бюджета муниципального образования "город Екатеринбург"; разрабатывает нормативы финансовых затрат на предоставление муниципальными образовательными и подведомственными организациями муниципальных услуг (выполнение работ); устанавливает муниципальные задания на оказание муниципальных услуг муниципальными образовательными и подведомственными организациями в соответствии с их уставной деятельностью, заключает с ними соглашения о предоставлении субсидий на выполнение муниципальных заданий; составляет бюджетную роспись Департамента как главного распорядителя бюджетных средств, доводит показатели бюджетной росписи и кассового плана, лимиты бюджетных обязательств до подведомственных получателей бюджетных средств (пункты 26 - 29);выполняет в отношении муниципальных образовательных и подведомственных организаций функции в сфере закупок, предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственной власти, муниципальными правовыми актами для органа, осуществляющего полномочия учредителя, главного распорядителя бюджетных средств муниципальных образовательных и подведомственных организаций (п. 32 Положения "О Департаменте образования Администрации города Екатеринбурга", утвержденного Решением Екатеринбургской городской Думы от 24.06.2014 N 20/18).
Таким образом, Департамент образования администрации города Екатеринбурга, являясь главным распорядителем бюджетных средств в части расходов в сфере образования, и уполномоченным органом местного самоуправления, на который федеральным законодательством возложено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий, вопреки доводам апелляционной жалобы, является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что осуществление деятельности образовательного учреждения в отсутствие системы видеонаблюдения не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы.
Поскольку выполнение указанной обязанности направлено на обеспечение безопасности несовершеннолетних и сотрудников образовательного учреждения, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц, данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности, поэтому суд, установив факт отсутствия системы видеонаблюдения в здании детского сада, учредителем которого является администрация города в лице ее Департамента образования суд приходит к выводу обудовлетворениизаявленных требований.
Разрешая спор, суд, руководствуясь положениями Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", приходит к выводу, что установление системы видеонаблюдения в дошкольном образовательном учреждении является обязательным, направленным на пресечение преступлений террористической направленности, и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья воспитанников и работников учреждения.
Так, в соответствии со ст. 2 Федерального закона "О противодействии терроризму" одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.
В силуп. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Согласно п. "д" ст. 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Исходя из положений ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.1999 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.
К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.
В соответствии с ч. 1 ст. 42 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные данным Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.
Вместе с тем, в целях унификации действующего законодательства положения ч. 2 ст. 42 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" устанавливают необходимость применения понятия "свод правил", принятых до его вступления в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.
Согласно положениюп. 6.48 свода правил "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009 (утв. ПриказомМинрегиона России от 29.12.2011 N 635/10", предписывающего для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
Доводы ответчика об отсутствии финансирования для этих целей не могут послужить основанием для освобождения Департамента образования Администрации города Екатеринбург от исполнения обязанности возложенной законом, поскольку в силу ч. 1 ст. 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации в расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций).
Судом также не принимаются доводы ответчика относительно того, что здание построено до 2009 года и не предполагается его реконструкция, поэтому установка системы видеонаблюдения не обязательна, в виду того, что доказательств невозможности установки видеонаблюдения суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд считает, что требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требованияПрокурора Ленинского района города Екатеринбурга в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту образования администрации города Екатеринбурга, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению – детский сад № о возложении обязанности, удовлетворить.
Обязать Департамент образования администрации города Екатеринбурга обеспечить финансирование на выполнение мероприятий по обеспечению безопасных условий воспитания и обучения в виде установки системы видеонаблюдения в здании Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению – детский сад № по адресу: <адрес> в срок до 01.06.2018 года.
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № установить технические средства системы видеонаблюдения в здании образовательного учреждения, расположенного по адресу: город <адрес> срок до 01.09.2018 года.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательном виде с подачей жалобы через Ленинский районный суд города Екатеринбурга.
Судья: подпись. Копия верна. Судья: Секретарь:
На 25.05.2017 года не вступило в законную силу. Судья: