Дело № 2-473/17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Соликамск 28 февраля 2017 года
Соликамский городской суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Новиковой О.В.,
при секретаре судебного заседания Мартиной Н.В.,
с участием
представителя истца Ивановой А.А.,
представителей ответчиков Спиридоновой О.Ю.,
Овсянникова Е.Г.,
Черенковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Соликамск гражданское дело по иску Соликамского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 38», Управлению образования администрации города Соликамска, Муниципальному образованию «Соликамский городской округ» в лице администрации города Соликамска о возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Соликамский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеназванным иском к Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 38», Управлению образования администрации города Соликамска, Муниципальному образованию «Соликамский городской округ» в лице администрации города Соликамска, указав, что МАДОУ «Детский сад № 38» осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за обучающимися по <...>; его учредителем является Муниципальное образование «Соликамский городской округ»; функции и полномочия Учредителя осуществляет Управление образования администрации города Соликамска. Постановлением администрации города Соликамска от <дата> года № утвержден перечень мест массового пребывания людей в Соликамском городском округе, в который входит МАДОУ «Детский сад № 38». <дата> года при осмотре дошкольного образовательного учреждения было установлено, что в нарушение п. 23, п. 30-32 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 года № 272, в МАДОУ «Детский сад № 38» не оборудована система видеонаблюдения, обеспечивающая непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории МАДОУ «Детский сад № 38», архивирование и хранение данных в течение 30 дней; отсутствует система оповещения и управления эвакуацией, обеспечивающая оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта, автономная, не совмещенная с ретрансляционными технологическим системами, обеспечивающая необходимую слышимость на всей территории места массового пребывания людей.
Просил обязать МАДОУ «Детский сад № 38» в срок до <дата> года устранить выявленные нарушения Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 года № 272: оборудовать в МАДОУ «Детский сад № 38» систему <данные изъяты>, расположенного по адресу: <...>, архивирование и хранение данных в течение 30 дней; систему оповещения и управления эвакуацией, обеспечивающую оперативное информирование людей об угрозе совершения <данные изъяты>. Также просил обязать Муниципальное образование «Соликамский городской округ» в лице администрации города Соликамска, Управление образование администрации города Соликамска в тот же срок обеспечить финансирование указанных мероприятий в необходимом объеме.
Представитель истца – помощник Соликамского городского прокурора Иванова А.А. в судебном заседании поддержала исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, уточнив срок исполнения решения до <дата> года.
Представитель ответчика МАДОУ «Детский сад № 38» Спиридонова О.Ю., действующая на основании приказа и Устава, в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась и пояснила, что в настоящее время у Учреждения имеется экономия денежных средств, за счет которой будет установлена система видеонаблюдения. Однако оборудование Учреждения системой оповещения и управления эвакуацией возможно только при выделении им бюджетных средств.
Представитель ответчика Управления образования администрации города Соликамска Овсянников Е.Г., действуя на основании доверенности, в судебном заседании пояснил, что Управление образования является главным распорядителем бюджетных средств в отношении муниципальных дошкольных образовательных учреждений. Решением Соликамской городской Думы в бюджет Соликамского городского округа на <дата> год заложены денежные средства на создание в МАДОУ «Детский сад № 38» системы оповещения и управления эвакуацией, но на установку системы видеонаблюдения средства в бюджет не заложены, поэтому выполнение этого требования МАДОУ «Детский сад № 38» будет возможно только за счет экономии бюджетных средств, в связи с чем считает, что уточненный представителем истца срок выполнения решения суда реален.
Представитель ответчика Муниципального образования «Соликамский городской округ» в лице администрации города Соликамска Черенкова Н.А., действуя на основании доверенности, в судебном заседании возражала против возложения на администрацию обязанности финансирования указанных истцом мероприятий в необходимом объеме, поскольку в действующем законодательстве отсутствует прямое указание на то, что именно администрация города Соликамска, являясь исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, финансирует муниципальные образовательные учреждения. В соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, решением Соликамской городской Думы главным распорядителем бюджетных средств в отношении муниципальных образовательных учреждений является Управление образования города Соликамска, которое вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных средств, по формированию и изменению сводной бюджетной росписи и выступает в суде от имени Соликамского городского округа в качестве представителя ответчика по искам к Соликамскому городскому округу. Доказательств, подтверждающих факт внесения главным распорядителем бюджетных средств предложений по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, по формированию и изменению сводной бюджетной росписи в связи с необходимыми дополнительными расходами для оборудования МАДОУ «Детский сад № 38» системой видеонаблюдения и системой оповещения и управления эвакуацией, в материалах дела не имеется, поэтому считает, что администрация города Соликамска не должна обеспечивать денежными средствами муниципальные образовательные учреждения, вследствие чего не является надлежащим ответчиком по делу. Также просила установить срок для выполнения указанных прокурором мероприятий до <дата> года.
Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьями 2, 20, 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.
Согласно части 3 статьи 3 Конвенции о правах ребенка, принятой 44-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1989 года (ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 года № 1559-I), государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
В силу п.п. 1 и 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одними из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
Как следует из п. 4 ст. 3 вышеуказанного Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии с положениями ст. 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений; обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.
В силу п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Пунктом 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
На основании п.п. 2 и 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Из содержания ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» следует, что в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В соответствии с п. 23 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 года № 272 (далее по тексту Требования), все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются системой видеонаблюдения; системой оповещения и управления эвакуацией; системой освещения.
На основании п. 30 Требований система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней.
Система оповещения в месте массового пребывания людей согласно п. 31 и п. 32 Требований является автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами и должна обеспечивать оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта.
В судебном заседании установлено, что <дата> года Соликамской городской прокуратурой проведена проверка МАДОУ «Детский сад № 38», осуществляющего образовательную деятельность, присмотр и уход за обучающимися (воспитанниками) по улице <...>, включенного в Перечень мест массового пребывания людей в Соликамском городском округе, утвержденный Постановлением администрации города Соликамска от <дата> года №, в результате которой установлено, что в нарушение вышеназванных Требований МАДОУ «Детский сад № 38» не оборудовано системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории МАДОУ «Детский сад № 38», архивирование и хранение данных в течение 30 дней, не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией, что подтверждается актом проверки от <дата> года (л.д. 8).
Суд считает, что установление системы видеонаблюдения, системы оповещения и управления эвакуацией в образовательном учреждении является обязательным мероприятием, выполнение которого необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников. Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение приоритета безопасности учащихся и работников учреждения, их охрану и защиту от любых возможных посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
Учитывая изложенное, суд пришел к убеждению, что исковые требования, предъявленные к МАДОУ «Детский сад № 38» законны, обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Учредителем МАДОУ «Детский сад № 38» и собственником его имущества является муниципальное образование – Соликамский городской округ, что следует из п. 1.6 Устава МАДОУ «Детский сад № 38» (л.д. 11-14, 16).
Довод представителя администрации города Соликамска о том, что они являются ненадлежащим ответчиком по делу, суд считает несостоятельным.
Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления. Орган местного самоуправления, являясь субъектом антитеррористической деятельности и учредителем образовательного учреждения, обеспечивает финансирование работ в этой области. Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц.
Из системного толкования положений п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 года, следует, что орган местного самоуправления обязан финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму.
Таким образом, суд считает требования прокурора о возложении обязанности на Муниципальное образование «Соликамский городской округ» в лице администрации города Соликамска, Управление образование администрации города Соликамска по обеспечению финансирования указанных мероприятий в необходимом объеме законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с положениями ст. 204 ГПК РФ суд считает необходимым установить срок исполнения решения суда, при этом уточненный прокурором срок суд считает обоснованным и достаточным для исполнения решения.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л:
Исковые требования Соликамского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать МАДОУ «Детский сад № 38» в срок до <дата> года оборудовать <данные изъяты> расположенного по адресу: <...>, <данные изъяты>.
Обязать Муниципальное образование «Соликамский городской округ» в лице администрации города Соликамска, Управление образование администрации города Соликамска в срок до <дата> года обеспечить финансирование указанных мероприятий в необходимом объеме.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме (с 03.03.2017 года).
Судья О.В. Новикова