Дело №2-1559/11 ......
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 мая 2011 года
Фрунзенский районный суд города Владимира в составе:
председательствующего судьи Тельцовой Е.В.
при секретаре Холуяновой К.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по иску Ерохиной М.Л. к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственному учреждению) в г. Владимире Владимирской области о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью,
УСТАНОВИЛ:
Ерохина М.Л. работала в период с 15.08.1985 года по 15.08.2010 года в должности учителя русского языка и литературы в средней школе № г. Владимира; с 26.05.1987 года по 18.08.1987 года находилась в отпуске по уходу за ребенком, в периоды 13.04.2001 года, 14.04.2001 года, 20.04.2001 года, 21.04.2001 года, 12.05.2001 года, 19.05.2001 года, 28.08.2001 года, 29.08.2001 года, 2002 год – 1 месяц 1 день, 2003 год – 20 дней предоставлялись дополнительные дни по уходу за ребенком-инвалидом.
Ерохина М.Л. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственному учреждению) г. Владимира Владимирской области (далее - Пенсионный фонд) о включении указанных периодов в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, и ее назначении с даты обращения 13.08.2010 года.
В судебном заседании истец поддержала заявленные требования, уточнила дату назначения пенсии- с даты возникновения права на нее 15 августа 2010 года.
Представитель ответчика – ведущий специалист эксперт юридического отдела Соколова О.Ю. исковые требования не признала, указав, что период нахождения в отпуске без содержания (по уходу за ребенком) и дополнительные дни по уходу за ребенком-инвалидом не включены в специальный стаж, т.к. постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516 в специальный стаж засчитываются периоды временной нетрудоспособности и ежегодные основные и дополнительные отпуска, включение в льготный стаж указанных периодов не предусмотрено. Поскольку, без включения этих периодов работы льготный стаж истца составляет 24 года 07 месяцев 09 дней вместо требуемых 25 лет, досрочная пенсия назначена быть не может.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В силу пункта 1 статьи 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам:
19) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста;
В судебном заседании установлено, что 13.08.2010 года в целях назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью Ерохина М.Л. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) г. Владимира Владимирской области с соответствующим заявлением. Однако, решением от 03.09.2010г. № истцу отказано в досрочном назначении пенсии по указанным выше причинам.
Суд не может признать данный отказ обоснованным.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Лишь с принятием Закона Российской Федерации № 3543-1 от 25 сентября 1992 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (статья 167 КЗоТ РФ). Данным Законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.
Вместе с тем, в пункте 1 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей», указано на установление частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а в дальнейшем и двух лет, с сохранением непрерывного трудового стажа и стажа работы по специальности.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
В соответствии с данным Законом законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с настоящим Законом.
Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, статьи 167 КЗоТ РСФСР (в редакции Закона РСФСР от 9 декабря 1971 года), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.
Суд также учитывает, что пункт 7 Разъяснений «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», утвержденных Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 375/24-11, не предусматривающий, что время дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, не содержит и каких-либо ограничений по возможности учета времени дополнительного неоплачиваемого отпуска в стаже, дающем право на пенсию на льготных условиях.
Кроме того, пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» предусмотрено, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
При указанных обстоятельствах, период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком с 26.05.1987 года по 18.08.1987 года подлежит включению в льготный стаж.
Исключение из специального стажа истца дополнительных дней по уходу за ребенком-инвалидом также, по мнению суда, неправомерно.
В соответствии со статьей 262 ТК РФ, одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
На основании пункта 5 Правил № 516, включаются в льготный стаж периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. При этом оплата каждого дополнительного выходного дня работающему родителю (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения им возраста 18 лет производится в размере дневного заработка за счет средств Фонда социального страхования РФ на основании Положения о Фонде социального страхования РФ, утвержденного Постановлением РФ от 12.02.1994 г. №101 (абзац 3 пункта 8 Положения).
В соответствии с разъяснением «О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителю (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами», утвержденным Постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Фонда социального страхования РФ от 15.04.2002 года №26/34, оплата дополнительных дней по уходу за ребенком-инвалидом производится из средств государственного социального страхования (Письмо Минтруда РФ № 296-АП, ФСС РФ № 02-08/05-762П от 05.04.2002 года «О дополнительных оплачиваемых выходных днях для ухода за детьми-инвалидами»).
Учитывая вышеприведенное, суд считает необходимым включить в льготный стаж истца дополнительные дни по уходу за ребенком-инвалидом 13.04.2001 года, 14.04.2001 года, 20.04.2001 года, 21.04.2001 года, 12.05.2001 года, 19.05.2001 года, 28.08.2001 года, 29.08.2001 года, 2002 год – 1 месяц 1 день, 2003 год – 20 дней.
При таких обстоятельствах, специальный стаж работы Ерохиной М.Л. на 15.08.2010 года составит более 25 лет, в связи с чем, суд приходит к выводу о возможности назначения ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с указанной даты.
В силу статьи 98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию ...... в возврат государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ерохиной М.Л. удовлетворить.
Включить Ерохиной М.Л. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периоды нахождения в отпуске по уходу за детьми с 26.05.1987 года по 18.08.1987 года, а также дополнительные дни по уходу за ребенком-инвалидом 13.04.2001 года, 14.04.2001 года, 20.04.2001 года, 21.04.2001 года, 12.05.2001 года, 19.05.2001 года, 28.08.2001 года, 29.08.2001 года, 2002 год – 1 месяц 1 день, 2003 год – 20 дней.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Владимире Владимирской области назначить Ерохиной М.Л. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с даты обращения – с 15 августа 2010 года.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственного учреждения) в г. Владимире Владимирской области в пользу Ерохиной М.Л. ...... в возврат уплаченной государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Фрунзенский районный суд города Владимира в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.В. Тельцова
......
......
......а