Дело № 2-291/17
Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации
08 февраля 2017 года г. Ухта Республики Коми
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Хазиевой С.М.
при секретаре Рузине Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ГБУ РК «Республиканский Кочпонский психоневрологический интернат», действующего в интересах недееспособного А.А. к Администрации МОГО «Ухта» о восстановлении срока для принятия наследства,
установил:
ГБУ РК «Республиканский Кочпонский психоневрологический интернат» обратилось в Ухтинский городской суд Республики Коми с иском в интересах недееспособного А.А. о восстановлении срока для принятия наследства. В исковом заявлении директор интерната указал, что 22 декабря 2003 г. умерла гражданка Г.Е. После ее смерти открылось наследство, состоящее из .... доли квартиры по адресу: .... Недееспособный А.А. <...> г.р. является сыном Г.Е. и наследником первой очереди. В установленный шестимесячный срок А.А. не принял наследство, так как информации по наследству от нотариуса Ухтинского нотариального округа не поступало, заявление о принятии наследства направлено 17.06.2016 г., отказ в совершении нотариального действия по выдаче свидетельства о праве на наследство по причине истечения срока для принятия наследства получен 12 сентября 2016 г. Просит восстановить пропущенный срок для принятия наследства.
Определением от 14.12.2016 года к участию в деле в качестве ответчика привлечена Администрация МОГО «Ухта».
В судебное заседание представитель истца не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствии. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствии представителя истца.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации МОГО «Ухта» по доверенности Белова Е.В. исковые требования не признала и показала, что попечителем недееспособного А.А. пропущен срок для принятии наследства, оснований для его восстановления нет.
Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21 августа 2006 года по заявлению ГУ РК «Кочпонский детский дом-интернат для умственно отсталых детей», гр. А.А. признан недееспособным.
С 15.12.1995 года А.А. находится на стационарном социальном обслуживании в ГБУ РК «Кочпонский ПНИ» на не полном государственном обеспечении на основании путевки № .... от <...> г., выданной Министерством Республики Коми по социальным вопросам.
Квартира, расположенная по адресу: .... по договору на передачу квартир в собственность граждан № .... от <...> г. была передана в долевую собственность Г.Е., Г.А., А.А..
31 мая 2001 года в г. Ухта Республики Коми умерла Г.А.- <...> г.р. Наследственное дело после её смерти не заводилось.
22 декабря 2003 года в г. Ухта Республики Коми умерла Г.Е.- <...> г.р.
В соответствии с ч. 1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. А.А. (истец) является наследником первой очереди по закону после умершей Г.Е.
ГБУ РК «Республиканский Кочпонский психоневрологический интернат», действующее в интересах недееспособного А.А. обратилось к нотариусу Ухтинского нотариального округа Республики Коми с заявлением о принятии наследства после смерти матери А.А. Постановлением от 02.09.2016 года нотариусом Ухтинского нотариального округа Республики Коми А. отказано в совершении нотариального действия – в выдаче свидетельства о праве на наследство после умершей Г.Е. в связи с пропуском шестимесячного срока для принятия наследства.
В соответствии со ст. 1113 ГК РФ, наследство открывается со смертью гражданина.
В соответствии со ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. При призвании наследника к наследованию одновременно по нескольким основаниям (по завещанию и по закону или в порядке наследственной трансмиссии и в результате открытия наследства и тому подобное) наследник может принять наследство, причитающееся ему по одному из этих оснований, по нескольким из них или по всем основаниям. Не допускается принятие наследства под условием или с оговорками. Принятие наследства одним или несколькими наследниками не означает принятия наследства остальными наследниками. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Согласно ч. 1 ст. 1153 ГК РФ, принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
В соответствии с ч. 1 ст. 1154 ГК РФ, наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В соответствии с ч. 1 ст. 1155 ГК РФ, по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
В силу п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности следующих обстоятельств:
а) наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам. К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (статья 205 ГК РФ), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом. Не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и т.п.;
б) обращение в суд наследника, пропустившего срок принятия наследства, с требованием о его восстановлении последовало в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска этого срока.
Учитывая личность истца А.А., который решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21 августа 2006 года признан недееспособным, с 15.12.1995 года находится на стационарном социальном обслуживании в ГБУ РК «Кочпонский ПНИ», установленные в судебном заседании обстоятельства, суд находит причины пропуска истцом срока для принятия наследства уважительными и считает необходимым восстановить А.А. срок для принятия наследства после умершей 22.12.2003 года матери Г.Е.
Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требованияГБУ РК «Республиканский Кочпонский психоневрологический интернат», заявленные в интересах недееспособного А.А. к Администрации МОГО «Ухта» о восстановлении срока для принятия наследства, удовлетворить.
Восстановить срок для принятия наследства А.А. – <...> г. рождения, уроженцу ...., после умершей 22 декабря 2003 года матери Г.Е..
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения решения.
Судья Ухтинского городского суда – С.М. Хазиева