Решение по делу № 3а-123/2017 от 23.05.2017

Дело № 3а-123/2017

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Пермь 4 июля 2017 года

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Буланкова Р.В.,

при секретаре Нициевской Л.Н.,

с участием представителя административного истца Опритова Р.В., действующего на основании доверенности,

представителя Управления Росреестра по Пермскому краю Тарановой И.А., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Олефиренко О.В. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости,

у с т а н о в и л:

Олефиренко О.В. обратились в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости.

В обоснование заявленных требований указано, что в собственности административного истца находятся земельные участки, расположенные по адресу г. Пермь, Мотовилихинский район, ул. ****, с кадастровыми номерами **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, **. Кадастровая стоимость указанных земельных участков утверждена постановлением Правительства Пермского края от 21 ноября 2013 года № 1610-п (приложения № 4 и № 146) исходя из 2 (второго) вида разрешенного использования «Земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки». Установление кадастровой стоимости земельных участков связано с использованием исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земельных участков недостоверной информации об их принадлежности к «зоне малоэтажной застройки». Для указанных земельных участков комиссией по землепользованию и застройке города Перми было принято решение установить территориальную зону рекреационно-ландшафтных территорий (Р-2), что исключает малоэтажное строительство. Полагая, что государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, административный истец указывает на использование недостоверной информации о виде разрешенного использования при определении кадастровой стоимости спорных земельных участков.

Административный истец Олефиренко О.В. о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в суд не явился.

В судебном заседании представитель административного истца Опритов Р.В. на удовлетворении заявленных требований настаивал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Административный ответчик Правительство Пермского края о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в суд представителя не направили, отзыв на заявленные требования представили в письменном виде.

Представитель Управления Росреестра по Пермскому краю Таранова И.А. в судебном заседании поддержала доводы, обозначенные в письменном отзыве на административное исковое заявление.

Заинтересованное лицо ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в суд представителя не направили.

Заслушав лиц, принимавших участие в судебном заседании, исследовав доказательства, содержащиеся в материалах дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ) отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости, регулируются названным Федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных указанным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным Федеральным законом порядке.

Пунктами 1, 4 части 5 статьи 13 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ установлено, что в кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.

Пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 были утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, установившие, что государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5). В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков (пункт 8).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10). Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).

Порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов определен в разделе II Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 года № 39.

Согласно Правилам кадастровой оценки и Методическим указаниям государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и в разрезе классификационных групп, объединенных сходством вида разрешенного использования. Определение стоимостных факторов осуществляется для каждой такой группы отдельно с возможностью выделения в ней подгрупп.

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности), результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности обратившихся лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются кроме прочего: документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений.

В силу статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении кадастровой стоимости.

Пунктом 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 от 30 июня 2015 года разъяснено, что при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости. Исходя из содержания статьи 28 Закона о кадастре кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.

Из материалов дела усматривается, что административный истец является собственником земельных участков. Земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет, категория – земли населенных пунктов. Кадастровая стоимость спорных земельных участков утверждена постановлением Правительства Пермского края от 21 ноября 2013 года № 1610-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края».

При этом, удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков учтен исходя из 2 (второй) группы видов разрешенного использования, установленной Методическими указаниями по ГКОЗ НП, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 года № 39 «земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки».

На момент утверждения результатов определения кадастровой стоимости, все земельные участки имели разрешенное использование – для строительства и дальнейшей эксплуатации. Фактически земельные участки не используются.

Административный истец, полагая, что установление неверного вида разрешенного использования земельных участков повлекло увеличение кадастровой стоимости, обратился в суд с настоящими требованиями.

Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется в разрезе видов разрешенного использования, установленных в пункте 1.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39.

Методическими указаниями и ранее действующим Типовым перечнем видов разрешенного использования (приложение № 2 к Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Роснедвижимости от 29 июня 2007 года № П/0152), непосредственно вышеуказанный вид функционального (разрешенного) использования участка - «для строительства и дальнейшей эксплуатации» не предусмотрен.

По мнению суда, отраженный в государственном кадастре недвижимости вид разрешенного использования участков «для строительства и дальнейшей эксплуатации» не является определенным, поэтому отнесение земельного участка к одной из групп, предусмотренных в пункте 1.2 Методических указаний, должно осуществляться с учетом правового зонирования территории, вида деятельности, для которого земельный участок был предоставлен и фактически осуществляемого владельцем участка, а также назначения объектов недвижимости, расположенных на этом участке.

Согласно подпункту 2.2.3 Методических указаний сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется из источников информации, содержащих достоверную информацию. При этом сбор сведений может осуществляться из следующих источников: государственный земельный кадастр; государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства; фонды данных и базы данных, имеющиеся в распоряжении организаций и учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образований. В тех случаях, когда факторами стоимости являются характеристики земельных участков, не содержащиеся в источниках, перечисленных выше, может быть использована достоверная информация, содержащаяся в иных источниках.

Обстоятельства отнесения спорных земельных участков к 2 (второй) группе видов разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки», при определении кадастровой стоимости спорных земельных участков нельзя признать обоснованными.

Сам по себе факт распространения информации о предполагаемом использовании земельных участков для строительства жилого микрорайона индивидуального жилищного строительства в сети Интернет (как на то ссылается исполнитель работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Пермского края) нельзя отнести к достоверной информации, которая бы являлась основанием для отнесения земельных участков к конкретной группе вида разрешенного использования, поскольку при имеющейся в сети Интернет информации, она не подтверждалась объективными данными.

Так фактическое использование земельных участков под размещение домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки не производилось ни по состоянию на 1 января 2013 года ни на момент обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением 15 мая 2017 года.

Доказательства расположения на земельных участках объектов недвижимости, назначение которых соответствовало бы 2 (второй) группе вида разрешенного использования, в материалах дела не содержатся.

При этом по состоянию на момент оценки 1 января 2013 года сведения о нахождении земельных участков в зоне экологического природного ландшафта (ТСП-ЭП) и зоне рекреационных и специальных объектов (ТСП-Р), в территориальной зоне Р-2 «зона рекреационно-ландшафтных территорий» достоверно подтверждены Генеральным планом г. Перми утвержденным Пермской городской Думой № 205 от 17 декабря 2010 года, Правилами землепользования и застройки г. Перми, утвержденными решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 года № 143.

Указанное, позволяет сделать вывод об ошибочности отнесения земельных участков при установлении кадастровой стоимости ко второй группе видов разрешенного использования, что повлекло применение несоответствующего удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков и неверного определения размера кадастровой стоимости.

Отнесение спорных земельных участков ко второй группе видов разрешенного использования нарушает права и законные интересы административных истцов, как собственников земельных участков.

Принимая во внимание достоверно установленные обстоятельства нахождения земельных участков на момент оценки в зоне экологического природного ландшафта (ТСП-ЭП) и зоне рекреационных и специальных объектов (ТСП-Р), в территориальной зоне Р-2 «зона рекреационно-ландшафтных территорий», в совокупности с отсутствием фактически осуществляемой деятельности владельцем земельных участков, суд приходит к выводу о возможности отнесения спорных земельных участков к 14 (четырнадцатой) группе видов разрешенного использования «земельные участки, занятые особо охраняемыми территориями и объектами, городскими лесами, скверами, парками, городскими садами», как наиболее близко соответствующей правовому зонированию территории и фактическому использованию земельных участков.

Учитывая, что неверное определение кадастровой стоимости земельных участков обусловлено неправильным отнесением их к виду разрешенного использования, а в отношении определенных видов разрешенного использования Приложением № 52 к Постановлению Правительства Пермского края от 21 ноября 2013 года № 1610-п установлены средние (взвешенные по площади) значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов по кадастровым кварталам Пермского городского округа удельные показатели кадастровой стоимости, то установление кадастровой стоимости должно определяться посредством умножения площади земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости, который соответствует тому виду разрешенного использования, к которому в действительности относятся земельные участки.

Среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель населенных пунктов в г. Перми для 14 (четырнадцатого) вида разрешенного использования земельных участков, составляет 0,33 руб./кв.м.

Таким образом, принимая во внимание площади земельных участков, а также удельный показатель кадастровой стоимости для 14 группы видов разрешенного использования, кадастровая стоимость спорных земельных участков составляет:

** (7343,47 кв.м. *0,33) – 2423,35 рублей,

** (10003,47 кв.м. *0,33) – 3301,15 рублей,

** (20857,51 кв.м. *0,33) – 6882,98 рублей,

** (15512,89 кв.м. *0,33) – 5119,25 рублей,

** (168241,73 кв.м. *0,33) – 55519,77 рублей,

** (6155,24 кв.м. *0,33) – 2031,23 рублей,

** (57954,27 кв.м. *0,33) – 19124,91 рублей,

** (18023,28 кв.м. *0,33) – 5947,68 рублей,

** (24808,21 кв.м. *0,33) – 8186,71 рублей,

** (52431,91 кв.м. *0,33) – 17302,53 рублей,

** (7343,63 кв.м. *0,33) – 2423,40 рублей.

Руководствуясь статьями 175-180, 215, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

р е ш и л:

Административное исковое заявление Олефиренко О.В. удовлетворить.

Признать недостоверными сведения, использованные при определении кадастровой стоимости земельных участков, расположенных по адресу: ****, с кадастровыми номерами: **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, ** в части отнесения указанных объектов недвижимости к 2 (второй) группе видов разрешенного использования земельных участков, согласно Постановлению Правительства Пермского края от 21 ноября 2013 года № 1610-п.

Установить кадастровую стоимость земельных участков с соответствующими кадастровыми номерами в следующем размере: ** – 2423,35 рублей, ** – 3301,15 рублей, ** – 6882,98 рублей, ** – 5119,25 рублей, ** – 55519,77 рублей, ** – 2031,23 рублей, ** – 19124,91 рублей, ** – 5947,68 рублей, ** – 8186,71 рублей, ** – 17302,53 рублей, ** – 2423,40 рублей.

Датой подачи заявления считать 15 мая 2017 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 5 июля 2017 года.

Судья -

3а-123/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Олефиренко О.В.
Ответчики
Правительство Пермского края
Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю
ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Перм
Другие
ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми
Суд
Пермский краевой суд
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
23.05.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
26.05.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
26.05.2017[Адм.] Передача материалов судье
26.05.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.05.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.06.2017[Адм.] Предварительное судебное заседание
04.07.2017[Адм.] Судебное заседание
05.07.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.07.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее