Дело 2-741/2017 копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«10» марта 2017 года г.Пермь
Ленинский районный суд г.Перми,
в составе председательствующего судьи Плешивцева С.И.,
при секретаре Апкиной А.А.,
с участием истцов Эсекеева У.А. и Джусупбековой Ж.Ы., представителя истцов М,
представителя ответчика А,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Эсекеев У.А. и Джусупбекова Ж.Ы. к Управлению жилищных отношений администрации г.Перми о признании незаконным распоряжения № от 26.04.2016г., признании молодой семьи истцов, нуждающейся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности включить в состав участников на участие в подпрограмме 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края», в том числе в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы»,
установил:
Эсекеев У.А. и Джусупбекова Ж.Ы., действующие за себя и в интересах своих несовершеннолетних детей, обратились в суд с иском к Управлению жилищных отношений администрации г.Перми, о признании незаконным распоряжения начальника Управления жилищных отношений администрации г.Перми № 974 от 26.04.2016г. «Об отказе в признании молодой семьи Джусупбековой Ж.Ы. нуждающейся в улучшении жилищных условий», признании молодой семьи истцов, нуждающейся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности включить истцов в состав участников на участие в подпрограмме 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края», в том числе в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы»,
В обоснование исковых требований истцы указали, что в марте 2016 г. обратились с заявлением в Управление жилищных отношений администрации <Адрес> о признании молодой семьи в составе 5-ти человек нуждающейся в улучшении жилищных условий. Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации <Адрес> № от 26.04.2016г. Семье истцов было отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи с тем, что не были представлены документы, подтверждающие право пользования жилым помещением по адресу: <Адрес>, справки с места жительства Эсекеева У.А. за период 01.04.2011 г. по ДД.ММ.ГГГГ, документы, подтверждающие право пользования жилым помещениями за указанный период, справка о регистрации по месту жительства Э-1 Истцы указывают, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Э-1 не имел постоянной регистрации по месту жительства. Жилое помещение по адресу: <Адрес> находилось у истцов в найме, и принадлежит другому физическому лицу, не являющемуся челнов их семьи. Истцы не могли представить документы, отсутствие которых явилось причиной вынесения оспариваемого распоряжения. Истцы считают, что их семья соответствует всем требованиям и имеет право состоять на учёте для участия в подпрограмме 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети <Адрес>» в том числе в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», в силу чего просят заявленные требования удовлетворить. (л.д.4-6).
Истцы Эсекеев У.А. и Джусупбекова Ж.Ы., представитель истцов М, в судебном заседании на иске настаивали, поддержали доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика, Управление жилищных отношений администрации <Адрес> А считает, что иск удовлетворению не подлежит.
Представитель 3-го лица – Министерства социального развития <Адрес> в судебное заседание не явился, от месте и времени которого судом был извещен надлежащим образом, об отложении судебного заседания не ходатайствовал, уважительных причин неявки суду не представил, поэтому суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд пришёл к следующему выводу.
Согласно пунктам «ж», «к» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
В соответствии со ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, (в редакции Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №»), утверждена целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы. В состав данной программы включена подпрограмма «Обеспечение жильём молодых семей».
На территории <Адрес> действует, утверждённая Постановлением <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п долгосрочная целевая программе государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий «Семья и дети <Адрес>».
Порядок реализации мероприятий подпрограммы утвержден Постановлением <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О реализации мероприятий подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети <Адрес>». Данным постановлением также утверждён порядок, который регулирует процедуру признания нуждающимися в улучшении жилищных условий молодых семей, желающих принять участие в реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети <Адрес>», утвержденной Постановлением <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п.
В соответствии с указанным порядком, в целях реализации мероприятий подпрограммы, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются молодые семьи, где:
п.2.1. члены молодой семьи не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
п. 2.2. члены молодой семьи являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена молодой семьи менее учетной нормы, установленной нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;
п. 2.3. члены молодой семьи проживают в помещении, не отвечающем требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №;
п.2.4. члены молодой семьи являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживают в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеют иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно п.6, данного Порядка, признание молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления городских округов и городских (сельских) поселений <Адрес> на основании заявления о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, поданного по месту жительства (регистрации) всех членов молодой семьи по форме согласно приложению к настоящему Порядку.
7. К заявлению в обязательном порядке прилагаются:
7.1. копии паспорта или иных документов, удостоверяющих личности супругов, молодого родителя;
7.2. копия свидетельства о заключении брака (для лиц, состоящих в браке);
7.3. копии паспорта или копии иных документов, удостоверяющих личности детей, достигших возраста 14 лет (для лиц, имеющих совершеннолетних детей);
7.4. копии свидетельств о рождении детей (для лиц, имеющих несовершеннолетних детей, не достигших возраста 14 лет);
7.5. копия документа (справки) с места жительства о составе семьи с указанием родственных отношений, дат регистрации, нанимателя жилого помещения или собственника жилого помещения, выданного управляющей организацией, занимающейся управлением жилищным фондом, в том числе товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами;
7.6. копии документов, подтверждающих право пользования жилым помещением, занимаемым членами молодой семьи (договор, ордер, решение о предоставлении жилого помещения, судебное решение о вселении и т.п.);
7.7. копии правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
7.8. копия заверенной организацией технической инвентаризации выписки из технического паспорта с поэтажным планом (при наличии) и экспликацией жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи;
7.9. копия справки об изменении фамилии каждым из членов молодой семьи, если фамилия изменялась в течение пяти лет, предшествующих дате подачи заявления.
8. В отдельных случаях представляются следующие документы:
8.1. в случае если молодая семья ведет раздельное хозяйство с членами семьи на совместно занимаемой жилой площади, молодая семья представляет копию документа о порядке пользования жилым помещением (договора, соглашения или иного документа), составленного в установленном законодательством порядке;
8.2. члены молодой семьи, имеющие в составе семьи больного, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, представляют копию документа, подтверждающего наличие тяжелой формы хронического заболевания в соответствии с Перечнем.
9. Орган местного самоуправления в рамках межведомственного информационного взаимодействия запрашивает следующие документы:
справки (иные документы) органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии или отсутствии жилого помещения в собственности членов молодой семьи, а также совершении (несовершении) в течение пяти лет, предшествующих дате подачи заявления, каждым из членов молодой семьи гражданско-правовых сделок в отношении жилых помещений, находящихся в собственности каждого из членов молодой семьи (с указанием прежней фамилии);
заключения о признании помещения непригодным для постоянного проживания, предусмотренные Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47.
Молодая семья вправе представить документы, указанные в настоящем пункте, по собственной инициативе.
Пунктом 17 Порядка предусмотрены основания, когда орган местного самоуправления отказывает в признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.
К таким случаям относятся:
п.17.1. непредставления либо представления не в полном объеме документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, обязанность по предоставлению которых возложена на молодую семью;
п.17.2. несоответствия представленных документов требованиям, указанным в пункте 12 настоящего Порядка;
п.17.3. недостоверности сведений, содержащихся в представленных документах;
п.17.4. если представленные документы не подтверждают право молодой семьи быть признанной нуждающейся в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным пунктом 2 настоящего Порядка;
п.17.5. если не истек пятилетний срок с момента совершения действий, которые привели к ухудшению членами семьи жилищных условий молодой семьи, в результате которых такая молодая семья может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в Управление жилищных отношений администрации <Адрес>, с заявлением о признании молодой семью в составе пяти человек, а именно: Эсекеев У.А., Джусупбекова Ж.Ы., Э-1, Э-2, Э-3, нуждающейся в улучшении жилищных условий. (л.д.24,25).
К данному заявлению истцы представили следующие документы: копии своих паспортов, копию свидетельства о заключении брака, копии свидетельств о рождении несовершеннолетних детей, справку о составе семьи, копии правоустанавливающих документов на принадлежащее истцам жилое помещение по адресу: <Адрес>, копию технического паспорта, справку о регистрации Эсекеева У.А. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <Адрес>, справку о регистрации истцов № от ДД.ММ.ГГГГ, справку из ГУП «ЦТИ», согласие совершеннолетних членов семьи на обработку персональных данных.(л.д.23-62).
Согласно сведениям из ЕГРП, истец Джусупбекова Ж.Ы. является собственником жилого помещения – комнаты, расположенной по адресу: <Адрес>, общей площадью 40,3 кв.м. и квартиры, расположенной по адресу: <Адрес>, общей площадью 38,2 кв.м., размер доли 1/1024.
Остальные члены семьи в собственности жилых помещений не имеют.
Жилое помещение – квартира, расположенная по адресу: <Адрес> принадлежит Д, которая, как следует из представленных документов и пояснений истцов, членом семьи истцов не является.
Эсекеев У.А. и Джусупбекова Ж.Ы., действующие за себя и в интересах своих несовершеннолетних детей, обратились в суд с иском к Управлению жилищных отношений администрации <Адрес>, о признании незаконным распоряжения начальника Управления жилищных отношений администрации <Адрес> № от 26.04.2016г. «Об отказе в признании молодой семьи Джусупбековой Ж.Ы. нуждающейся в улучшении жилищных условий», признании молодой семьи истцов, нуждающейся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности включить истцов в состав участников на участие в подпрограмме 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети <Адрес>», в том числе в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы»,
Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации <Адрес> № от 26.04.2016г. «Об отказе в признании молодой семьи Джусупбековой Ж.Ы. нуждающейся в улучшении жилищных условий», семье истцов было отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи с тем, что не были представлены документы, подтверждающие право пользования жилым помещением по адресу: <Адрес>, справки с места жительства Эсекеева У.А. за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, документы, подтверждающие право пользования жилым помещениями за указанный период, справка о регистрации по месту жительства Э-1
Вместе с тем, суд считает, что обязанность по предоставлению указанных в распоряжении документов, на истцах лежала.
В силу статьи 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Пунктом 1 решения Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма», учетная норма площади жилого помещения утверждена в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Из представленных документов следует, что семья истцов обеспечена жилым помещением менее учетной нормы, в силу чего истцы являются молодой семьёй нуждающейся в улучшении жилищных условий, а оспариваемое распоряжение, является незаконным.
Вместе с тем, из представленных суду документов не следует, что истцы обращались к ответчику с заявлением о включении их в состав участников подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети <Адрес>», в том числе в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», в силу чего суд не находит оснований для удовлетворения требований истцов, о возложении на ответчика обязанности включить истцов в состав участников на участие в подпрограмме 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети <Адрес>», в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы».
В соответствии с п.1.1. Положения об Управлении жилищных отношений администрации <Адрес>, утвержденного решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, Управление жилищных отношений администрации <Адрес> является функциональным органом администрации <Адрес>.
Обязанность по исполнению судебного решения лежит на Управлении жилищных отношений администрации <Адрес>.
В соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Эсекеев У.А. и Джусупбекова Ж.Ы. удовлетворить частично.
Распоряжение начальника Управления жилищных отношений администрации <Адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в признании молодой семьи Джусупбековой Ж.Ы. нуждающейся в улучшении жилищных условий», признать незаконным.
Признать семью в составе пяти человек, а именно: Эсекеев У.А., Джусупбекова Ж.Ы., Э-1, Э-2, Э-3, нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В удовлетворении остальных требований Эсекеев У.А. и Джусупбекова Ж.Ы., отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г.Перми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: подпись С.И.Плешивцев
Копия верна:
Судья С.И.Плешивцев