Дело № 2-2149-2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 октября 2012 года
Дзержинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Абрамовой Л.Л.
при секретаре Липиной М.С.
с участием представителя истца, помощника прокурора Ленинского района г.Перми, Путиной М.В., представителя ответчика, действующего, по доверенности от Дата., Березовского Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Перми в интересах неопределенного круга лиц к ИП Копп А.Ю, ИП Калугиной Н.Г. об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры,
у с т а н о в и л:
Прокурор Ленинского района г.Перми обратился в суд с иском к ИП Копп А.Ю., ИП Калугиной Н.Г. об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры - аптеке по адресу: ..., а именно: оборудовать входную группу (ступени) поручнями с обеих сторон лестницы на высоте не более 0,9 м с завершающей частью поручня длиннее марша на 0,3 м; оборудовать вход в аптеку пандусом, максимальная высота одного подъема которого не должна превышать 0,8 метров, при уклоне не более 8 %, шириной не менее 1,0 метра, с поручнями с обеих сторон пандуса, на высоте не более 0,7 и 0,9 метра, с завершающей частью поручня длиннее наклонной части пандуса на 0,3 метра, с бортиками не менее 0,05 м по продольным краям маршей пандуса; оборудовать пол на участках пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на лестницы и пандусы должны предупредительную рифленую и (или) контрастно окрашенную поверхность; нанести на прозрачные полотна дверей яркую контрастную маркировку высотой не менее 0,1 м шириной не менее 0,2 м, расположенную на уровне не ниже 1,2 м и не выше 1,5 м. от поверхности пешеходного пути; оборудовать дверной проем порогом, высотой не более 0,025 м.
Свои требования мотивирует тем, что в ходе проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения доступа к объектам социальной инфраструктуры в нежилом помещении аптечном учреждении «...», расположенной по адресу: ..., арендуемом ИП Калугиной Н.Г. у ИП Копп А.Ю. на основании договора аренды от Дата., установлено: в аптечное учреждение имеется отдельный вход со стороны ... с порогом высотой 9 см; внутри здания на пути к аптеке располагается лестница вниз, которая имеет 9 ступеней, высота нижней ступени 8 см, ширина проступи 32 см, высота остальных ступеней 7 см, ширина 7 см; пандус отсутствует; лестница оборудована перилами только с одной стороны; высота поручней с пола 100 см; двери пластиковые матовые с вставками из прозрачного пластика; на дверях отсутствует яркая контрастная маркировка; участки пола на путях движения перед дверными проемами и входами на лестницы не имеют предупредительную рифленую и (или) контрастно окрашенную поверхность, световые маячки также отсутствуют. Указывает, что аптека является объектом повышенной социальной значимости, вопрос обеспечения беспрепятственного доступа к лекарственным средствам имеет принципиальное значение для любого человека, тем более для человека с ограниченными физическими возможностями. Нарушение норм законодательства о социальной защите инвалидов может повлечь за собой негативные последствия для жизни и здоровья граждан в случае экстренной необходимости и невозможности приобрести лекарственный препарат.
В ходе рассмотрения дела прокурор Ленинского района г.Перми уточнил исковые требования, просит обязать ответчиков обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры: оборудовать вход в аптеку, ступени лестницы, ведущие непосредственно в помещение аптеки, поручнями с обеих сторон лестницы на высоте не более 0,9 м с завершающей частью поручня длиннее марша на 0,3 м; оборудовать вход в аптеку пандусом, максимальная высота одного подъема которого не должна превышать 0,8 м, при уклоне не более 8 %, шириной на менее 1,0 м, с поручнями с обеих сторон пандуса, на высоте не более 0,7 и 0,9 м, с завершающей частью поручня длиннее наклонной части пандуса на 0,3 м, с бортиками не менее 0,05 м по продольным краям маршей пандуса.
Представитель истца, помощник прокурора Ленинского района г.Перми, Путина М.В. в судебном заседании уточнила исковые требования, просит обязать ответчиков оборудовать вход в аптеку пандусом, максимальная высота одного подъема которого не должна превышать 0,8 м, при уклоне не более 8 %, шириной на менее 1,0 м, с поручнями с обеих сторон пандуса, на высоте не более 0,7 и 0,9 м, с завершающей частью поручня длиннее наклонной части пандуса на 0,3 м, с бортиками не менее 0,05 м по продольным краям маршей пандуса.
ИП Калугина Н.Г. в судебное заседание не явилась, о слушании дела судом извещена надлежащим образом. В представленном заявлении просит рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика Березовский Н.В., действующий по доверенности, исковые требования не признает.
ИП Копп А.Ю. в судебное заседание не явился, о слушании дела судом извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
В силу ст. 117 ГПК РФ при отказе адресата принять судебную повестку или иное судебное извещение лицо, доставляющее или вручающее их, делает соответствующую отметку на судебной повестке или ином судебном извещении, которые возвращаются в суд.
Адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.
Согласно ст. 118 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение посылаются по последнему известному суду месту жительства или нахождения адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает или не находится.
При возвращении почтовым отделением связи судебных повесток и извещений с отметкой «за истечением срока хранения», следует признать, что в силу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, неявка лица в суд по указанным основаниям есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела.
Судом были предприняты все возможные меры к извещению ответчика о времени и месте слушания дела. Судебные извещения направлялись по адресам, указанным в исковом заявлении.
Сведениями об ином месте жительства и нахождения суд не располагает. При том условии, что судебные извещения возвращены в суд за истечением срока хранения, когда ответчик не получает адресованную ему почтовую корреспонденцию в отделении связи, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии ответчика ИП Копп А.Ю.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст.2 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии со ст.3 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям)… Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
В соответствии с ч.3 ст.30 ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения свободного перемещения людей, а также возможности эвакуации больных на носилках, инвалидов, использующих кресла-коляски, и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должна быть предусмотрена достаточная ширина дверных и незаполняемых проемов в стенах, лестничных маршей и площадок, пандусов и поворотных площадок, коридоров, проходов между стационарными элементами технологического оборудования производственных зданий и элементами оснащения общественных зданий.
В соответствии с ч.7 ст.30 ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
В соответствии с ч.14 ст.30 ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в проектной документации жилых зданий, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть предусмотрены мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения к таким объектам.
В соответствии со ст.5 Закона Пермской области (в редакции от 05.12.2008) «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур Пермского края» Правительство Пермского края, органы местного самоуправления, предприятия и организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности в соответствии с федеральным законодательством создают условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур и передвижения по территории Пермского края.
В соответствии со ст.2 Закона Пермской области (в редакции от 05.12.2008) «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур Пермского края» правовые отношения в области обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур регулируются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом, а также принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Пермского края.
В соответствии со ст.3 Закона Пермской области (в редакции от 05.12.2008) «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур Пермского края» к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним инвалидов и других мало6мобильных групп населения (далее - специальные приспособления и оборудование для оснащения объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур), относятся … учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения… другие объекты, здания, строения и сооружения, предназначенные для беспрепятственного доступа инвалидов, предусмотренные федеральным законодательством.
В соответствии со ст.4 Закона Пермской области (в редакции от 05.12.2008) «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур Пермского края» объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, указанные в статье 3 настоящего Закона, в соответствии с федеральным законодательством оснащаются следующими специальными приспособлениями и оборудованием специальными предупреждающими указателями около строящихся и ремонтируемых объектов; звуковой сигнализацией у светофоров; телефонами-автоматами или иными средствами связи, доступными для инвалидов и других маломобильных лиц; пандусами и поручнями у лестниц при входах в здания; пандусами и поручнями у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров; пандусами у тротуаров в местах наземных переходов улиц, дорог, магистралей и остановок общественного транспорта; пандусами при входах в здания, пандусами или подъемными устройствами у лестниц на лифтовых площадках, а также при входах в надземные и подземные переходы улиц, дорог и магистралей.
В соответствии с п. 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081 соискатель лицензии для осуществления фармацевтической деятельности должен соответствовать следующим лицензионным требованиям - наличие помещений и оборудования, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения работ (услуг), которые составляют фармацевтическую деятельность, соответствующих установленным требованиям (за исключением медицинских организаций и обособленных подразделений медицинских организаций).
В соответствии с п/п.а п.5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081 лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен соответствовать следующим лицензионным требованиям - наличие помещений и оборудования, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения работ (услуг), которые составляют фармацевтическую деятельность, соответствующих установленным требованиям (за исключением медицинских организаций и обособленных подразделений медицинских организаций).
В соответствии с п.1.2 Приказа Минздрава РФ «Об утверждении Отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» (вместе с «ОСТ 91500.05.0007-2003) настоящий ОСТ является обязательным для всех аптечных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами.
В соответствии с п.3.1 Приказа Минздрава РФ «Об утверждении Отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» (вместе с «ОСТ 91500.05.0007-2003) все помещения аптечной организации должны быть расположены в здании (строении) и функционально объединены в единый блок, изолированный от других организаций. Допускается вход (выход) в аптечную организацию через помещение другой организации.
Аптечной организации следует предусмотреть возможность входа (выхода) людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
Технические требования, предъявляемые к указанным приспособлениям и оборудованию, определяются СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в том числе: лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости другими средствами подъема (п.3,9); в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного и наземного перехода, соединенного с этим зданием (п.3.13); для открытых лестниц на перепадах рельефа рекомендуется принимать высоту подъема ступеней – не более 0,12 м (п.3.9); дверные проемы, как правило, не должны иметь порогов и перепадов высота пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должен превышать 0,025 м (п.3.23).
В соответствии с п.6 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081 осуществление фармацевтической деятельности с грубыми нарушениями лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами «а»-«з» пункта 5 настоящего Положения.
Судом установлено, что ИП Копп А.Ю. на праве собственности принадлежит нежилое помещение, Адрес что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № (л.д.55-56), выпиской из ЕГРП № (л.д.46-47).
ИП Калугиной Н.Г. часть данного нежилого помещения используется на основании договора аренды нежилых помещений от Дата аптечный пункт расположен в помещении по адресу: ... (л. д. 8-9, 10).
Право осуществлять фармацевтическую деятельность ИП Калугиной Н.Г. подтверждается лицензией №. (л. д. 12)
Дата. прокуратурой Ленинского района г.Перми проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, в ходе которой установлено следующее: в аптечное учреждение по адресу: ..., имеется отдельный вход со стороны ... с порогом высотой 9 ступеней, высота первой нижней ступени - 8 см, ширина проступи - 32 см, высота остальных ступеней 7 см, ширина – 31 см; пандус отсутствует; лестница оборудована перилами только с одной стороны; высота поручней с пола – 100 см; двери пластиковые матовые, с вставками из прозрачного пластика; на дверях отсутствует яркая контрастная маркировка; участки пола на путях движения перед дверными проемами и входами на лестницы не имеют предупредительную рифленую и (или) контрастно окрашенную поверхность, световые маячки также отсутствуют. В подтверждении фактов наличия указанных нарушений представлена фототаблица (л.д.61).
Акт проверки от 19.04.2012 ИП Копп А.Ю., ИП Калугиной Н.Г. не оспорен.
Согласно договору №., заключенному между ООО фирма «...» (Подрядчик) и ИП Калугиной Н.Г. (Заказчик), в срок Дата. подрядчик обязуется оборудовать входную группу (ступени) поручнями с обеих сторон лестницы, а также оборудовать вход в аптеку пандусом в здании по адресу: ..., а заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить обусловленную договором стоимость (л.д.40-41).
Согласно акту сдачи приемки выполненных работ ООО «...» от Дата работы выполнены в полном объеме: оборудование входной группы поручнями, устройство пандуса. По качеству выполненных работ заказчик претензий не имеет (л.д.42).
Наличие оборудования входной группы поручнями с обеих сторон подтверждается фотографиями (л.д.106-107).
В настоящее время вход в аптеку пандусом не оборудован.
Согласно решению Арбитражного суда Пермского края от Дата. по делу № ИП Калугина Н.Г. привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч.4 ст.14.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере ... руб. (л.д.57-60).
С учетом положений ст. 2, 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» и пунктов 3.9, 3.14 СНиП 35-01-2001, на собственнике объекта социальной инфраструктуры лежит обязанность по оборудованию входа в здание пандусами и поручнями для беспрепятственного доступа в него инвалидов, поскольку отсутствие пандусов и поручней нарушает конституционные права и свободы маломобильных групп населения.
ИП Копп А.Ю. и ИП Калугина Н.Г., осуществляющая деятельность по реализации лекарственных средств в аптеке, расположенной по адресу: ..., являющейся объектом социальной инфраструктуры, обязаны предоставить к нему беспрепятственный доступ инвалидов и иных маломобильных групп населения.
До настоящего времени нарушения законодательства в обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры ответчиками не устранены.
Доводы представителя ответчика о том, что требования положения п.3.9. СНиП к ответчику не относятся в связи с тем, что имеют отношение к открытым лестницам, не могут быть приняты судом во внимание, в связи с тем, что в соответствии со СНиП 3.29, универсальной адаптации для маломобильных групп населения подлежат придомовые коммуникации и площадки, помещения от входа в здание до зоны проживания инвалида (квартира, жилая ячейка, комната) в многоквартирных домах и общежитиях, в жилой части (группе помещений) общественных зданий.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая, что ответчиками нарушены требования вышеуказанных законов, что существенно ущемляет права маломобильных групп населения на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры, суд приходит к выводу, что исковые требования прокуратуры Ленинского района г.Перми в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к ИП Копп А.Ю., ИП Калугиной Н.Г. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Обязать ИП Копп А.Ю, ИП Калугину Н.Г., обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры - аптеке по адресу: ..., а именно: оборудовать вход в аптеку пандусом, максимальная высота одного подъема которого не должна превышать 0,8 метра, при уклоне не более 8 %, шириной не менее 1,0 метра, с поручнями с обеих сторон пандуса, на высоте не более 0,7 и 0,9 метра, с завершающей частью поручня длиннее наклонной части пандуса на 0,3 метра, с бортиками не менее 0,05 метра по продольным краям маршей пандуса.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья: Л.Л.Абрамова