№2-370/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Шебекино 18 апреля 2017 г.
Шебекинский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Иконникова А.А.,
при секретаре Стребковой Е.Н.,
с участием представителя истца Васильченко В.В. – ФИО12,
в отсутствие истцов Васильченко В.В., Васильченко Н.И., Замулиной В.В., представителя ответчика администрации Большетроицкого сельского поселения, соответчика Шопиной В.Л., представителя третьего лица администрации Шебекинского района,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильченко ФИО13, Васильченко ФИО14, Замулиной ФИО15 к администрации Большетроицкого сельского поселения, Шопиной ФИО16 о признании квартиры частью жилого дома, признании права собственности на часть жилого дома,
УСТАНОВИЛ:
6 июля 1992 г. на основании договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан Белгородской области Васильченко В.В. на семью, состоящую из 3 человек, передана в собственность <адрес>, общей площадью 38,2 кв.м, жилой площадью 30,6 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
В данном договоре не указаны члены семьи Васильченко В.В. и доли участников приватизации.
На момент приватизации в указанной квартире были зарегистрированы и проживали Васильченко ФИО17, Васильченко ФИО18, Васильченко (ФИО5) ФИО19.
Постановлением главы администрации Большетроицкого сельского округа от 21 мая 2007 г. произведено упорядочение нумерации домовладений в <адрес>, квартире присвоен адрес: <адрес>.
Дело инициировано иском Васильченко В.В., Васильченко Н.И. и Замулиной В.В., которые просят признать указанную выше квартиру, имеющую: коридор №1, площадью 2,4 кв.м, (Лит.А1); коридор №2, площадью 6,2 кв.м (Лит.А1); кухню №3, площадь.15,8 кв.м (Лит.А1); ванную №4, площадью 4,7 кв.м (Лит.1); коридор №5, площадью 7,7 (Лит.А); комнату жилую №6, площадью 7,6 кв.м (Лит.А); комнату жилую №7, площадью 8,2 кв.м (Лит.А); комнату жилую №8, площадью 18,9 кв.м (Лит.А), частью жилого дома. Признать за ними права собственности по 1/3 доли на часть жилого дома за каждым. В обоснование ссылаются на то, что фактически переданная квартира является обособленным помещением с отдельным входом, отдельной системой коммуникаций. В квартире была произведена внутренняя перепланировка и реконструкция, которые не повлияли на конструктивные способности всего жилого дома, не нарушают права и законные интересы третьих лиц, угрозы жизни и здоровью не представляют.
В судебном заседании представитель Васильченко В.В. – ФИО12, заявленные требования поддержал.
Истцы Васильченко В.В., Васильченко Н.И., Замулина В.В., представитель ответчика администрации Большетроицкого сельского поселения, соответчик Шопина В.Л., представитель третьего лица администрации Шебекинского района в судебное заседание не явились. О дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
От администрации Большетроицкого сельского поселения поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя.
Шопина В.Л. просила рассмотреть дело в ее отсутствие, не возражала против удовлетворения требований.
Исследовав в судебном заседании представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что <адрес> в с<адрес> является двухквартирным. В одной квартире проживают истцы, в другой Шопина В.Л..
Перечень видов жилых помещений и признаки каждого из них определены ст.16 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ).
В соответствии с ч.2 ст.16 ЖК РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
В этой связи, квалифицирующим признаком жилого дома является наличие в нем комнат (а не квартир).
В соответствии с пунктом 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы, либо на прилегающий к жилому дому земельный участок, либо в помещения общего пользования.
Понятие индивидуального жилого дома содержится в ч.3 ст.48 и ч.2 ст.49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ), согласно которым под индивидуальным домом понимается отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи.
Таким образом, основным критерием отнесения жилого дома к многоквартирному дому является совокупность нескольких квартир, имеющих самостоятельные выходы на прилегающий земельный участок, либо в помещения общего пользования, а также наличие элементов общего имущества.
При этом наличие отдельного входа и капитальных перегородок не являются критериями для отнесения жилого помещения к жилому дому или его части.
Согласно п.1 ст.290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Пунктами 1 - 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме отнесены:
- помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
- иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
- крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
- земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Как следует из материалов дела, дом по указанному выше адресу содержит в себе элементы общего имущества: несущие конструкции, стены, крышу, фундамент, следовательно, жилой дом является многоквартирным, в связи с чем, доводы представителя истца об отсутствии в многоквартирном доме имущества общего пользования (при наличии самостоятельного отопления, энергоснабжения, газоснабжения, канализации в каждой из квартир), основаны на неверном толковании норм права.
Согласно сведениям об основных характеристиках объекта недвижимости на кадастровом учете стоит жилое помещение, квартира, площадью 41,2 кв.м.
В случае признания права собственности на часть жилого дома в ГРН будут содержаться противоречия относительно объектов недвижимости, находящихся по <адрес> <адрес>
Факт наличия у Васильченко В.В. в собственности земельного участка сам по себе не влечет возникновение у истцов права собственности на часть жилого дома с произведенной реконструкцией жилого дома.
Как следует из п.14 ст.1 Градостроительного кодекса РФ, реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Для реконструкции квартиры в многоквартирном доме необходимо получить разрешение на строительство согласно ст. 51 Градостроительного кодекса РФ. В ином случае, образованная в результате реконструкции часть жилого дома является самовольной постройкой в силу ч. 1 ст. 222 ГК РФ.
В силу части 2 статьи 40 ЖК РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Однако истцами не представлены документы, подтверждающие принятие надлежащих мер к легализации реконструкции жилого дома, в соответствии с ГрК РФ.
Также суд считает необходимым отметить, что согласно ч.1 ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, самостоятельно определив способы их судебной защиты в соответствии со ст.12 ГК РФ.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.
При этом избранный истцом способ защиты должен быть соразмерен нарушению и не должен выходить за пределы, необходимые для его применения.
В соответствии с п.3 ст.17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, защита права собственности и иных вещных прав должна осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех участников гражданского оборота (не только собственников, но и иных лиц).
Поскольку истцы в рамках избранного способа защиты, не представили доказательств нарушенния их прав и законных интересов, суд считает, что отсутствуют основания для удовлетворения заявленного иска.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Васильченко ФИО20, Васильченко ФИО21, Замулиной ФИО22 к администрации Большетроицкого сельского поселения, Шопиной ФИО23 о признании квартиры частью жилого дома, признании права собственности на часть жилого дома – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Шебекинский районный суд Белгородской области.
Судья А.А. Иконников
ДД.ММ.ГГГГ