Решение по делу № 2-4/2017 (2-67/2016; 2-1260/2015;) от 20.11.2015

дело №2-4/2017

Сыктывдинского районного суда Республики Коми

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Колесниковой Д.А.,

при секретаре судебного заседания Саакян А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Выльгорт 25 января 2017 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сыктывдинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о возложении обязанности обеспечить безопасные условия эксплуатации улицы,

установил:

Прокурор Сыктывдинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» о возложении обязанности обеспечить безопасные условия эксплуатации улицы 70 лет Победы в с.Выльгорт путем обустройства на ней дорожного покрытия в соответствии с требованиями п. 3.1.1 ГОСТ Р50597-93. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что по результатам проверки соблюдения администрацией сельского поселения «Выльгорт» требований законодательства о безопасности дорожного движения, установлено, что на всей протяженности улицы 70 лет Победы в с.Выльгорт отсутствует дорожное полотно, что свидетельствует о нарушении требований ГОСТ Р50597-93.

Определением Сыктывдинского районного суда Республики Ком от 27.11.2015 к производству приняты уточненные исковые требования прокурора Сыктывдинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения путем обеспечения безопасных условий эксплуатации объектов улично-дорожной сети: «ул.Любови Шаньгиной», «ул.Любови Шаньгиной проезд №1», «ул.70 лет Победы проезд №1», «ул.70 лет Победы проезд №2», «ул.70 лет Победы проезд №3», – обустройством на них дорожного покрытия в соответствии с требованиями ГОСТ.

Определением Сыктывдинского районного суда Республики Ком от 16.12.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский».

Впоследствии, определением Сыктывдинского районного суда Республики Ком от 14.12.2016 администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» привлечена по делу в качестве соответчика.

Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 25.01.2017 производство по делу по иску прокурора Сыктывдинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» о возложении обязанности обеспечить безопасные условия эксплуатации объектов улично-дорожной сети путем обустройства дорожного покрытия прекращено.

В судебном заседании Нестерова М.А., участвующая в рассмотрении дела от имени прокурора Сыктывдинского района, настаивала на удовлетворении исковых требований к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» по доводам, изложенным в исковом заявлении и уточнении к нему, уточнив сроки исполнения обязательств, о возложении которых просит, до 01.11.2017.

Попова В.Н., представляющая на основании доверенности интересы ответчика администрации муниципального образования сельского поселения «Выльгорт», полагала требования прокурора, обращенные к администрации района, обоснованными в виду того, что с 01.01.2015 осуществление дорожной деятельности в целом, а также объекты дорожного хозяйства, элементы дорожного хозяйства отнесены законодателем к компетенции муниципальных районов.

В судебном заседании представитель соответчика администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Казанцев Д.С., действующий на основании доверенности, находя требования прокурора необоснованными, возражал их удовлетворению, в обоснование чего ссылался на то, что объекты улично-дорожной сети, являющиеся предметом настоящего рассмотрения, не могут быть отнесены к автомобильным дорогам, дорожная деятельность в отношении которых законодателем отнесена к вопросам местного значения муниципального района, поскольку являются объектами благоустройства улиц поселения и по своим техническим характеристикам дорогами общего пользования не являются.

Представитель третьего лица ОГИБДД ОМВД по Сыктывдинскому району Лупанов Д.А. требования прокурора поддержал с учетом их уточнений, пояснив, что на таких объектах улично-дорожной сети как: «ул.Любови Шаньгиной», «ул.Любови Шаньгиной проезд №1», «ул. 70 лет Победы», «ул.70 лет Победы проезд №1», «ул.70 лет Победы проезд №2», «ул.70 лет Победы проезд №3», – отсутствует дорожное покрытие, что не соответствует требованиям ГОСТ Р50597-93.

Заслушав объяснения прокурора, представителей ответчика, соответчика и третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что ул.Любови Шаньгиной, ул.Любови Шаньгиной проезд №1, ул. 70 лет Победы, ул.70 лет Победы проезд №1, ул.70 лет Победы проезд №2, ул.70 лет Победы проезд №3 в с.Выльгорт поставлены на баланс и включены в реестр муниципальной собственности сельского поселения «Выльгорт».

Согласно акту обследования от 30.10.2015 объекта улично-дорожной сети «ул. 70 лет Победы», а также акту обследования от 25.11.2016 объектов улично-дорожной сети: «ул.Любови Шаньгиной», «ул.Любови Шаньгиной проезд №1», «ул.70 лет Победы проезд №1», «ул.70 лет Победы проезд №2», «ул.70 лет Победы проезд №3», – данные объекты по всей протяженности не имеют дорожного покрытия. Данные обстоятельства сторонами по делу не оспаривались.

Ссылаясь на то, что допущенные нарушения содержания объектов улично-дорожной сети являются грубыми, ущемляют права жителей с. Выльгорт, а равно влекут нарушения прав и законных интересов неопределенного круга участников дорожного движения, прокурор в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился с настоящим исковым заявлением.

Разрешая настоящее дело, суд исходит из следующего.

Пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» № 2202-1 от 17.01.1992 закреплено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Обращаясь в защиту прав неопределенного круга лиц, ссылаясь на нарушения ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», прокурор указал, что в ходе проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения при содержании автомобильных дорог местного значения выявлены нарушения требований законодательства.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает государственные гарантии осуществления местного самоуправления в Российской Федерации, а также общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы его организации (преамбула).

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон).

В действующей с 09.12.2015 редакции закона, полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, указанные в ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ» отнесены к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов.

В то же время в ст. 13 названного Федерального закона, Федеральным законом от 28.11.2015 № 357-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» введена часть 2, действующая с 09.12.2015, согласно которой полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта России за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.

Согласно части 8 статьи 6 Закона к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Согласно абзацу 8 статьи 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» дорога представляет собой обустроенную или приспособленную и используемую для движения транспортных средств полосу земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Аналогичное положение закреплено в абзаце 8 пункта 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090.

В силу п. 9 ст. 5 Закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.

Улично-дорожная сеть в границах сельских поселений является объектом транспортной инфраструктуры, предназначенной для движения неопределенного круга транспортных средств и пешеходов, из чего следует, что указанные автомобильные дороги по классификации, предусмотренной Законом, относятся к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, предназначенных для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

Таким образом, с учетом приведенных положений Закона, а также установленных обстоятельств, спорные объекты улично-дорожной сети, обеспечение безопасных условий эксплуатации которых является предметом настоящего рассмотрения, являются автомобильными дорогами местного значения, состоящие на балансе сельского поселения «Выльгорт».

Положения ст.1 Закона Республики Коми от 09.12.2014 №148-РЗ «О некоторых вопросах местного значения муниципальных образований сельских поселений в Республике Коми» в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляют за муниципальными образованиями сельских поселений в Республике Коми конкретные вопросы местного значения, в число которых вопросов дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности не значится.

При этом согласно положениям ч.2 ст.1 приведенного Закона №148-РЗ иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются с 01.01.2015 органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований муниципальных районов в Республике Коми. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов в Республике Коми.

Таким образом, с учетом того, что каким-либо нормативно-правовым актом государственные полномочия по дорожной деятельности сельскому поселению «Выльгорт» в установленном порядке не переданы, а на день рассмотрения настоящего спора действующее законодательство не предполагает возложения на органы местного самоуправления сельских поселений обязанности по дорожной деятельности, доводы представителя ответчика администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» об обратном суд находит несостоятельными, расценивая их как основанные на неверном толковании норм материального права.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ»).

Согласно положениям ст. 17 Закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов России и муниципальными правовыми актами.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

При рассмотрении дела установлено, что автомобильные дороги по всей протяженности улиц: Любови Шаньгиной, Любови Шаньгиной проезд №1, ул. 70 лет Победы, ул.70 лет Победы проезд №1, ул.70 лет Победы проезд №2, ул.70 лет Победы проезд №3, – не соответствуют требованиям действующих нормативов и стандартов, поскольку отсутствует дорожное покрытие.

В силу абз. 1 раздела 3 ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221, проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.

Согласно пп. 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью; предельные размеры отдельных просадок, выбоин; поверхность обочин должна быть чистой без посторонних предметов, не имеющих отношений к их обустройству.

На основании ст. 1 ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ одной из задач данного закона является обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

С учетом того, что в ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что меры к устранению вывяленных обследованиями нарушений по содержанию автомобильных дорог местного значения (дорожного покрытия) в соответствии с установленными требованиями стандартов, норм и правил не принимаются, а доказательств обратного соответчиком вопреки требованиям ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ не представлено, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при вынесении решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд указывает в решении срок для их совершения.

Суд в рассматриваемом случае с учетом характера, вида и объема требуемых к выполнению работ по обустройству дорожного покрытия на улицах Любови Шаньгиной, Любови Шаньгиной проезд №1, 70 лет Победы, 70 лет Победы проезд №1, 70 лет Победы проезд №2, 70 лет Победы проезд №3 в с. Выльгорт Сыктывдинского района Республики Коми устанавливает срок для исполнения возлагаемой обязанности до 01.11.2017, находя его разумным и достаточным.

Руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Сыктывдинского района удовлетворить.

Возложить на администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» обязанность в срок до 01.11.2017 обеспечить безопасные условия эксплуатации дорожных объектов с.Выльгорт Сыктывдинского района: «ул. Любови Шаньгиной», «ул. Любови Шаньгиной проезд №1», «ул. 70 лет Победы», «ул. 70 лет Победы проезд №1», «ул. 70 лет Победы проезд №2», «ул. 70 лет Победы проезд №3», – путем обустройства по всей их протяженности дорожного покрытия в соответствии с предъявляемыми к таким видам работ требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 30 января 2017 года.

Судья Д.А. Колесникова

2-4/2017 (2-67/2016; 2-1260/2015;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Сыктывдинского района
Ответчики
администрация сельского поселения (АСП) "Выльгорт"
администарция МО МР "Сыктывдинский"
Другие
Отдел государственной инспекции безопасности дорожного движения (ОГИБДД) ОМВД России по Сыктывдинскому району
Суд
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
Дело на странице суда
skdsud.komi.sudrf.ru
20.11.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.11.2015Передача материалов судье
23.11.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.11.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.11.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.12.2015Судебное заседание
12.12.2016Производство по делу возобновлено
14.12.2016Судебное заседание
17.01.2017Судебное заседание
25.01.2017Судебное заседание
30.01.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.01.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.01.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее