дело № 12-11/2017 |
|
РЕШЕНИЕ | |
03 февраля 2017 года |
п. Суксун Пермского края |
Судья Суксунского районного суда Пермского края Ярушина А.А.,
при секретаре судебного заседания Вязовиковой О.Б., с участием
законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Муниципального дошкольного образовательного учреждения <данные изъяты>» заведующей Л.И. Петуховой,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заведующей муниципального дошкольного образовательного учреждения Поедугинский детский сад «Колосок» Л.И. Петуховой на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.7 КоАП РФ, вынесенное ДД.ММ.ГГГГ начальником Центрального территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Казаковым А.Б., в отношении
муниципального дошкольного образовательного учреждения Поедугинский детский сад «Колосок», расположенного по адресу: <адрес>
установил:
постановлением начальника Центрального территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Казакова А.Б. от ДД.ММ.ГГГГ за №-Ц М. П. детский сад <данные изъяты> признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.7 КоАП РФ, подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, представитель МДОУ <данные изъяты> - заведующая Л.И. Петухова обратилась в суд с жалобой, в которой поставила вопрос об отмене постановления №-Ц от ДД.ММ.ГГГГ., прекращении производства по делу.
В обоснование жалобы указала, что согласно постановлению главы администрации Суксунского района от ДД.ММ.ГГГГг. №, и Уставу в редакции ДД.ММ.ГГГГ. МДОУ <данные изъяты>» является дошкольным образовательным учреждением и автономной некоммерческой организацией, при этом в соответствии с п. 1.6, п. 2.4, п. 3.2.3 указанного устава обязано выполнять муниципальное задание, которое в соответствии с предусмотренными видами деятельности учреждения формируются и утверждаются Администрацией Суксунского муниципального района, а заведующий учреждения организует выполнение решений данной администрации по вопросам деятельности учреждения. Согласно Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ представителя Учредителя МДОУ <данные изъяты>» взимает плату с родителей вне зависимости от возраста детей. Таким образом, МДОУ <данные изъяты> взимает плату с родителей вне зависимости от возраста детей, выполняя распоряжение своего Учредителя, так как в противном случае учреждение не выполнит своих уставных обязанностей и будет привлечено к ответственности, при этом МДОУ <данные изъяты>» обязан выполнять нормы и рацион питания для детей, установленный действующим законодательством, что полностью исключает вину МДОУ <данные изъяты>» во вменяемом ему правонарушении. Кроме этого, МДОУ <данные изъяты>» предоставляет свои услуги гражданам на основании договоров об образовании, в которых предусмотрена плата в установленном размере, имеются обязанности сторон. Ссылаясь на п. 1 ст. 779 ГК РФ, п. 1, п. 2 ст. 420 ГК РФ, п. 1 ст. 161 ГК РФ, п. 1 ст. 421 ГК РФ, п.п. 1 ст. 432 ГК РФ считает, что правоотношения по предоставлению услуг по образованию, возникшие между МДОУ <данные изъяты>» и гражданами, регулируются указанными положениями закона, а не Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997г. №1036 и ст. 500 ГК РФ, касающихся розничной торговли. Следовательно, при рассмотрении дела административный орган не правильно применил закон, что привело его к принятию незаконного постановления.
Также ссылается на то, что административный орган в нарушение ч. 16 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ не уведомил МДОУ <данные изъяты> в установленные законом сроки о проведении плановой выездной проверки грубо нарушил установленные этим законом требования к проведению проверок. В связи с чем, считает, что в нарушение ст. 24.1 КоАП РФ административный орган рассмотрел данное дело не всесторонне, не полно, не объективно, допустил указанные недостатки и вынес не законное постановление.
В судебном заседании законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Муниципального дошкольного образовательного учреждения <данные изъяты>» заведующая Л.И. Петухова на доводах жалобы настаивала в полном объеме.Указала, что при составлении меню руководствуются приложением № 10 к СанПиН 2.4.1.3049-13, где установлены рекомендуемые суточные наборы продуктов для организации питания детей в дошкольных образовательных учреждениях в зависимости от возраста детей, эти нормативы при составлении меню ими не нарушены.
Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении - начальник Центрального территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Казаков А.Б. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.
Заслушав пояснения законного представителя юридического лица, изучив доводы жалобы, материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 ст. 14.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги) либо иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Из материалов дела следует, что МДОУ <данные изъяты>» допустило взимание платы с родителей, которое осуществляется, согласно Приказу № от ДД.ММ.ГГГГ Управления муниципальными учреждениями Администрации Суксунского муниципального района вне зависимости от возраста детей, при этом, согласно меню от ДД.ММ.ГГГГ порции для групп детей раннего возраста отличаются в меньшую сторону: какао с молоком на 50 г. меньше; салат из белокочанной капусты на 20 г. меньше; суп молочный с крупой на 50 г. меньше; макаронные изделия отварные с овощами на 50 г. меньше; напиток из шиповника на 50г. меньше; сырники из творога на 20 г. меньше; молоко кипяченое – 180г., вместо 200 г.. Стоимость питания соответственно на ДД.ММ.ГГГГ на 1-го ребенка группы раннего возраста составляет 97,65 руб. + 2,04 (печенье), что на 08,05 руб. меньше чем 2-ой и 3-ей группы, при этом, корректировка платы за месяц за 1-го ребенка группы раннего возраста осуществляется только по дням посещения, что приводит к завышению платы с родителей детей раннего возраста, что является нарушением требований п. 16, п. 20 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 №1036, ст. 500 ГК РФ.
Как следует из обжалуемого постановления, дошкольному учреждению вменяется в вину завышение платы с родителей детей раннего возраста.
Правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, правовое положение участников отношений в сфере образования регламентируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 9 Закона об образовании к полномочиям органов местного самоуправления отнесено создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в то время как обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях относится к полномочиями субъектов Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 8 Закона).
Положениями части 2 статьи 65 Закона об образовании установлено, что за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) и ее размер, если иное не установлено Федеральным законом.
Таким образом, право устанавливать плату, взимаемую с родителей за присмотр и уход за ребенком отнесено вышеуказанными положениями Закона «Об образовании» к полномочиям учредителя, каковым в отношении МДОУ <данные изъяты> в соответствии с п. 1.6 его Устава является Суксунский муниципальный район, при этом функции и полномочия учредителя в отношении указанного дошкольного учреждения осуществляет Управление муниципальными учреждениями Администрации Суксунского муниципального района.
В соответствии с приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Управления муниципальными учреждениями Администрации Суксунского муниципального района размер платы, взимаемой родителей, за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных учреждениях Суксунского муниципального района на территориях сельских поселений Суксунского муниципального района составляет 61,60 руб. в день.
Следовательно, приказ об установлении платы, взимаемой с родителей, не содержит ее градации в зависимости от возраста детей, а поскольку этот приказ издан не администрацией детского сада, это обстоятельство не может быть поставлено в вину МДОУ <данные изъяты>
Сведений о том, что в детском саду взималась плата с родителей в ином размере, вопреки размеру, установленному настоящим приказом, материалы дела не содержат.
Кроме того, МДОУ вменяется в вину нарушение пункта 16 и 20 постановления Правительства РФ от 15 августа 1997 года N 1036, которым утверждены "Правила оказания услуг общественного питания".
Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ N 1036 "Об утверждении правил оказания услуг общественного питания" (далее по тексту Правила), настоящие Правила разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и регулируют отношения между потребителями и исполнителями в сфере оказания услуг общественного питания, Согласно п. 16 Постановления Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036 "Об утверждении правил оказания услуг общественного питания" исполнитель обязан оказать услугу любому потребителю, обратившемуся к нему с намерением заказать услугу, на условиях, согласованных сторонами.
В соответствии с п. 20 Правил исполнитель вправе предложить потребителю предварительную оплату услуг, оплату после отбора блюд или после приема пищи либо другие формы оплаты, а также наличный или безналичный порядок расчета за оказываемые услуги в зависимости от метода обслуживания, типа, специализации исполнителя и других условий. Потребитель обязан оплатить оказываемые услуги в сроки и в порядке, которые согласованы с исполнителем. Исполнителем при расчетах за оказываемые услуги выдается потребителю документ, подтверждающий их оплату (кассовый чек, счет или другие виды).
Таким образом, указанные Правила регулируют отношения между потребителями и исполнителями в сфере оказания услуг общественного питания, к каковым дошкольное учреждение не относится.
Указанные Правила не является общими для всех предприятий и учреждений, организующих питание, а являются специальной нормой для ограниченного перечня учреждений общественного питания, к которым детские дошкольные учреждения, в том числе детские сады, не относятся.
Как следует из Устава основным видом деятельности МДОУ является реализация образовательных программ дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, а также создание оптимальных условий для разностороннего и полноценного развития детей(п.2.2.Устава).
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (ст. 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Таким образом, материалами дела не подтверждается необоснованное взимание платы с родителей вопреки установленному учредителем размеру платы, в связи с чем в действиях МДОУ «<данные изъяты>» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.7 КоАП РФ, что в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ исключает производство по делу об административном правонарушении.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление начальника Центрального территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Казакова А.Б. от ДД.ММ.ГГГГ за №-Ц, вынесенное в отношении Муниципального дошкольного образовательного учреждения <данные изъяты> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, производство по делу в отношении МДОУ <данные изъяты>»прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Суксунский районный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии.
Судья А.А. Ярушина