Именем Российской Федерации
24 декабря 2013 года город Электросталь
Электростальский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Тумановой Т.А., с участием прокурора Ильинова А.С., при секретаре Власовой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Электростали в интересах Российской Федерации к Отделу УФМС России по Московской области в городском округе Электросталь, Зиновьевой Маргарите Анатольевне о признании постановки на учет по месту пребывания недействительной и обязании снять с миграционного учета по месту пребывания,
у с т а н о в и л :
Прокурор г. Электростали обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации к ОУФМС по Московской области в г.о. Электросталь, Зиновьевой М.А. о признании постановки на учет по месту пребывания недействительной, об обязании снять с миграционного учета по месту пребывания.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой г. Электростали в рамках осуществления надзорных полномочий проведена проверка соблюдения миграционного законодательства. Установлено, что Зиновьевой М.А. в 2013 году оформлялись уведомления о временном пребывании иностранных граждан по адресу: <адрес>. Указанные действия привели к тому, что по вышеназванному адресу в настоящее время поставлены на учет по месту пребывания более 10 граждан иностранных государств, в том числе, <гражданство> – Ахмаджонова Мохларойим Абдувохид Кизи. В ходе проверки было установлено, что Ахмаджонова Мохларойим Абдувохид Кизи по указанному адресу не проживает, место её нахождения неизвестно, таким образом, Ахмаджонова Мохларойим Абдувохид Кизи встала на миграционный учет по адресу: <адрес>, заведомо зная, что не будет проживать по указанному адресу в течение всего периода учета по месту пребывания. Вместе с тем, данный адрес является последним известным на территории РФ местом жительства Ахмаджоновой Мохларойим Абдувохид Кизи. Органы миграционного учета лишены возможности самостоятельно снять иностранных граждан с учета по месту пребывания, а также внести необходимую информацию в государственную информационную систему миграционного учета, что искажает достоверность статистической информации и данных о миграционном учете по месту пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства.
Прокурор просит признать постановку на учет по месту пребывания Ахмаджоновой Мохларойим Абдувохид Кизи по адресу: <адрес>, на период с 29.10.2013 по 07.01.2014 недействительной; обязать ОУФМС России по Московской области в г.о. Электросталь снять Ахмаджонову Мохларойим Абдувохид Кизи с миграционного учета по месту пребывания по указанному адресу.
В судебном заседании прокурор Ильинов А. С. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил иск удовлетворить.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика Отдела УФМС по Московской области в г.о. Электростали, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчика Зиновьевой М.А., извещенной надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, и не сообщившей об уважительных причинах неявки и не просившей рассмотреть дело в её отсутствие (ч. 4 ст. 167 ГПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие третьего лица Ахмаджоновой Мохларойим Абдувохид Кизи, извещавшейся надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, по месту пребывания не проживающей, что подтверждено рапортом судебного пристава по ОУПДС Электростальского отдела СП ФССП России по Московской области от 19.12.2013.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно копии финансового лицевого счета, выписке из карточки регистрации и поквартирной карточки от 23.12.2013 г., в квартире по адресу: <адрес>, зарегистрированы по месту жительства: ответчик Зиновьева Маргарита Анатольевна, <дата> года рождения, - с 23.09.2005; Д., <дата> года рождения, - с 24.11.2005.
Названное жилое помещения является однокомнатной квартирой и на праве собственности принадлежит ответчику Зиновьевой (прежняя фамилия) М.А., что подтверждается предоставленной УФСГРКиК по МО выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним № от 12.12.2013.
Из информации ОУФМС России по г. о. Электросталь от 12.11.2013 г. усматривается, что Ахмаджонова Мохларойим Абдувохид Кизи, <дата> года рождения, <гражданство>, поставлена на миграционный учет с 29.10.2013 по 07.01.2014 по месту пребывания по адресу: <адрес>, по заявлению Зиновьевой М.А.
Материалами проверки соблюдения миграционного законодательства, проведенной прокуратурой г. Электростали в рамках осуществления надзорных полномочий, среди которых сообщение отдела УФМС России по Московской области в г.о. Электросталь, письменное объяснение Зиновьевой М.А., подтверждено, что Зиновьевой М.А. в октябре-ноябре 2013 года неоднократно в адрес УФМС оформлялись уведомления о временном пребывании в ее квартире граждан иностранных государств, которые фактически в квартиру не вселялись и в ней не проживали. Таким образом в квартире Зиновьевой М.А. были поставлены на миграционный учет более десяти граждан иностранных государств, в том числе и Ахмаджонова Мохларойим Абдувохид Кизи – <гражданство>.
Из письменных объяснений Зиновьевой М.А. следует, что уведомления в УФМС направлялись ею заведомо ложные, намерений предоставлять свою квартиру для временного пребывания иностранцев она не имела. Ложную информацию предоставляла за вознаграждение; о фактическом месте пребывания иностранных граждан, в том числе и Ахмаджоновой Мохларойим Абдувохид Кизи ей ничего не известно.
Статья 4 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» определяет следующие цели, основные принципы и содержание миграционного учета: формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции; защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства», место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации - жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в установленном законом порядке
При осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 7 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства»).
Статьей 21 Федерального закона от 18.07.2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» установлено, что основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что Ахмаджонова Мохларойим Абдувохид Кизи встала на миграционный учет по указанному адресу, заведомо зная, что не будет находиться в данном жилом помещении в течение всего периода учета по месту пребывания. Вместе с тем, данный адрес является последним известным на территории РФ её местом пребывания. Информации о наличии сведений в органах миграционного учета о постановке на учет Ахмаджоновой Мохларойим Абдувохид Кизи по новому месту пребывания в материалах дела не имеется.
В действиях отдела УФМС России по Московской области в г.о. Электросталь суд не усматривает нарушения законодательства о миграционном учете иностранных лиц и лиц без гражданства в РФ, поскольку должностное лицо, принимающее уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, проверяет правильность заполнения уведомления, сверяет сведения, указанные в уведомлении о прибытии, с представленными документами, и незамедлительно проставляет отметку о постановке на учет. Знать о намерениях иностранного гражданина проживать или не проживать по заявленному адресу, должностное лицо, принимающее уведомление, не может.
Статья 23 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым иностранный гражданин может быть снят с учета по месту пребывания.
Порядок постановки на миграционный учет по месту пребывания и снятия с него регламентируется Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
В соответствии с п. 37 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется: после получения от территориального органа Федеральной миграционной службы по новому месту пребывания иностранного гражданина сведений о его постановке на учет по новому месту пребывания; после получения от органа пограничного контроля в соответствующем пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации сведений о выезде иностранного гражданина из Российской Федерации; после получения от органов записи актов гражданского состояния либо от заинтересованного физического или юридического лица документа, подтверждающего смерть иностранного гражданина, либо после получения от заинтересованного физического или юридического лица заверенной в установленном порядке копии вступившего в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим.
Пункт 40 упомянутого выше Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 предусматривает, что при получении документов, предусмотренных пунктом 37 настоящего Постановления, должностное лицо территориального органа Федеральной миграционной службы в течение 3 рабочих дней фиксирует в своих учетных документах сведения о снятии иностранного гражданина с учета в месте пребывания и в установленном порядке вносит соответствующую информацию в государственную информационную систему миграционного учета.
Таким образом, при отсутствии сведений, указанных в п. 23 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» и п. 37 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», органы миграционного учета лишены возможности самостоятельно снять иностранных граждан с учета по месту пребывания, а также внести необходимую информацию в государственную информационную систему миграционного учета.
При таких обстоятельствах и с учетом приведенных выше норм материального права исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. Поскольку постановка Ахмаджоновой Мохларойим Абдувохид Кизи на миграционный учет осуществлена на основании недостоверной информации, представленной Зиновьевой М.А. и Ахмаджоновой Мохларойим Абдувохид Кизи, ее следует признать недействительной.
Руководствуясь ст. ст. 12, 45, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора г. Электростали в интересах Российской Федерации удовлетворить.
Признать постановку на миграционный учет по месту пребывания Ахмаджоновой Мохларойим Абдувохид Кизи по адресу: <адрес>, на период с 29.10.2013 г. по 07.01.2014 недействительной.
Обязать Отдел УФМС России по Московской области в городском округе Электросталь снять Ахмаджонову Мохларойим Абдувохид Кизи, <дата> года рождения, с миграционного учета по месту пребывания по адресу: <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано, а прокурором принесено представление в Московский областной суд через Электростальский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Т.А. Туманова
В окончательной форме решение судом принято 25 декабря 2013 года.
Судья Т.А. Туманова