Дело №2-331/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Севастополь 20 марта 2017 года
Ленинский районный суд города Севастополя в составе председательствующего – судьи Фисюк О.И.
при секретаре – Остапенко А.А.
с участием истцов – Пенев В.Г. , Позигун С.В., представителя истца Пенев В.Г. – адвоката Бурчуладзе Т.А., ФИО3 ответчика ГУ - Отделение ПФ РФ по городу Севастополю – Трифоновой Н.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пенев В.Г. , Позигун С.В. к Правительству Севастополя, Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Севастополю о взыскании одноразовой выплаты помощи на погребение,
УСТАНОВИЛ:
Пенев В.Г. , Позигун С.В. обратились с иском к Правительству Севастополя, ГУ - Отделению ПФ РФ по городу Севастополю о взыскании одноразовой выплаты помощи на погребение в сумме 23142 руб.
Исковые требования обоснованы тем, что супруга Пенев В.Г. – ФИО1, при жизни являвшаяся пенсионером и получавшая пенсию в соответствии с Законом Украины от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц», умерла ДД.ММ.ГГГГ. По просьбе супруга умершей, истца Пенев В.Г. , с заявлением о выплате пособия на погребение в органы социальной защиты населения обратилась Позигун С.В., от которой было принято заявление и разъяснен порядок получения выплаты в почтовом отделении по месту жительства. Однако, несмотря на наличие поручения на одноразовую выплату в размере 23 142,00 рублей, выписанного на имя Позигун С.В., никто из истцов данную сумму пособия не получил в связи с ликвидацией ПФ города Севастополя.
В судебном заседании истцы, представитель истца Пенев В.Г. , иск поддержали по изложенным основаниям.
Представитель ответчика ГУ - Отделение ПФ РФ по городу Севастополю в судебном заседании иск не признала, ссылаясь на то, что в переходный период (2014 г.) пенсионное обеспечение граждан осуществлялось в соответствии с законодательством Украины по состоянию на 21.02.2014 года Пенсионным фондом города Севастополя, созданным решением Севастопольского городского Совета от 19.03.2014 года № 7160 и ликвидированным распоряжением Правительства Севастополя № 278 от 03.10.2014 года «О ликвидации Пенсионного фонда города Севастополя». Указала также, что согласно постановлению Законодательного собрания города Севастополя от 23.12.2014 года № 123 «О зачислении в бюджет города Севастополя» денежные средства, перечисленные Пенсионным фондом города Севастополя в адрес получателей пенсий и других выплат, в случае невозможности их вручения получателям ФГУП «Почта Крыма» после 26.12.2014 года, а также денежные средства, неиспользованные Пенсионным фондом города Севастополя, и иные неиспользованные средства, имеющиеся на счетах Пенсионного фонда города Севастополя по состоянию на 20.12.2014 года, подлежали зачислению в бюджет города Севастополя. Пояснила, что Отделение нарушения прав истцов не допустило, поскольку супруга Пенев В.Г. умерла до начала функционирования в городе Севастополе ГУ - Отделение ПФ РФ по городу Севастополю, которое не является преемником ПФ города Севастополя, действовавшего в переходный период, в связи с чем просила иск к Отделению ПФ РФ по городу Севастополю отклонить.
Представитель Правительства Севастополя в судебное заседание не явился, о месте, дне и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, о причинах неявки суду не сообщил, письменных возражений на иск не представил, заявлений о рассмотрении дела в отсутствие его представителя суду не подавал, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело без участия представителя Правительства Севастополя.
Заслушав истцов, представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения иска, исходя из следующего.
Судом установлено, что ФИО1, супруга истца Пенев В.Г. , являвшаяся пенсионером Министерства обороны Украины, умерла ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 26. 19, 11).
Согласно ст.11 Федерального Конституционного закона № 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 3 ст. 11 Федерального Конституционного закона № 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года предусмотрено, что размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не могут быть ниже размеров пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме и выплачиваемых этим категориям граждан и лиц по состоянию на 21 февраля 2014 года.
В соответствии со ст. 61 Закона Украины от 09.04.1992 года «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц» в случае смерти пенсионера членам его семьи или лицу, которое осуществило его захоронение, выплачивается для этого помощь в размере трехмесячной пенсии, но не менее пятикратного размера минимальной заработной платы.
Согласно п.21 постановления Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» в случае смерти пенсионера из числа военнослужащих и членов их семей, членам семьи умершего либо другим лицам, производившим его похороны, выплачивается пособие на погребение в размере трехмесячной пенсии (доли пенсии), получаемой пенсионером ко дню смерти, но не менее социального пособия, установленного законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Решения внеочередной сессии VI созыва Севастопольского городского Совета № 1 от 17.03.2014 «О статусе города Севастополя» деятельность государственных органов Украины на территории города Севастополя прекращается, их полномочия, имущество и денежные средства переходят к органам, определенным Севастопольским городским Советом. Пунктом 1.2 Решения Законодательного собрания города Севастополя от 01.04.2014 № 21 (7182) предусмотрено, что губернатор города самостоятельно определяет структуру органов исполнительной власти города Севастополя.
Решением Севастопольского городского Совета от 19.03.2014 № 7160 создан Пенсионный фонд города Севастополя.
Приказом Пенсионного фонда города Севастополя от 20 марта 2014 года № 1 «О создании районных управлений Пенсионного фонда города Севастополя» созданы районные управления Пенсионного фонда города Севастополя, которые зарегистрированы в качестве юридических лиц во Временном реестре юридических лиц г. Севастополя.
В соответствии с подписанным и.о. Губернатора города Севастополя распоряжением Правительства Севастополя от 03.10.2014 № 278 «О ликвидации Пенсионного фонда города Севастополя» деятельность районных управлений Пенсионного фонда города Севастополя прекращена, в связи с чем указанные районные управления 31.12.2014 исключены из Временного реестра юридических лиц. Правопреемник указанных органов не определен.
В соответствии с расчетом выплаты (доплаты) помощи на погребение от ДД.ММ.ГГГГ получателю Позигун С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, начислена к выплате сумма в размере 23 142,00 рублей (л. д. 18). Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ о размере недополученной пенсии на умершего пенсионера МО ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ получателю Позигун С.В. назначена выплата невыплаченной пенсии в размере 23 142,00 рублей (л. д. 19).
Согласно Постановлению Законодательного собрания г. Севастополя № 123 от 23 декабря 2014 года денежные средства, перечисленные Пенсионным фондом города Севастополя в адрес получателей пенсий, неиспользованные Пенсионным фондом города Севастополя для выплаты пенсий, и иные денежные средства, имеющиеся на счетах Пенсионного фонда города Севастополя по состоянию на 30 декабря 2014 года, подлежат зачислению в бюджет города Севастополя (л.д.57).
Таким образом, из справки Пенсионного фонда города Севастополя № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что выплата единовременной помощи на погребение начислена Позигун С.В. после возврата денежных средств Пенсионного фонда города Севастополя в бюджет города Севастополя.
Истцы Пенев В.Г. и Позигун С.В. в течение 2015 года неоднократно обращались в Правительство Севастополя, отделение Пенсионного фонда РФ по городу Севастополю, военный комиссариат города Севастополя, прокуратуру города Севастополя с заявлениями о выплате единовременной помощи на погребение, начисленной в связи со смертью ФИО1 (л. д. 12-14, 16-17, 21-25), однако во внесудебном порядке денежные средства выплачены не были.
Согласно ст. 31 Устава города Севастополя исполнительную власть в городе Севастополе осуществляют Губернатор города Севастополя, Правительство Севастополя и исполнительные органы государственной власти города Севастополя.
Ст.34 Устава города Севастополя определены полномочия Правительства города Севастополя, к которым в частности отнесена разработка проекта бюджета города (п.3 ч.2 ст.34), обеспечение исполнения бюджета (п.5 ч.2 ст.34).
Согласно Закону города Севастополя «О правительстве Севастополя» установлены принципы деятельности, права, обязанности и полномочия Правительства Севастополя.
Согласно ст.ст. 23, 25 Закона города Севастополя «О правительстве Севастополя» Правительство Севастополя осуществляет защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает исполнение на территории города Севастополя Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава, законов и иных правовых актов города Севастополя; разрабатывает для представления в Законодательное Собрание проект бюджета города Севастополя, обеспечивает его исполнение; организует контроль за эффективным расходованием средств бюджета города Севастополя, территориального государственного внебюджетного фонда города Севастополя.
Согласно ст.5 Закона города Севастополя «О бюджетном процессе» к полномочиям Правительства отнесено распоряжение бюджетными средствами города, исполнение бюджета и определение порядка расходования бюджетных средств.
Исходя из указанных норм, суд приходит к выводу, что именно Правительство города Севастополя является надлежащим ответчиком и полномочным распорядителем средств бюджета города, в связи с чем исковые требования, заявленные к ГУ - Отделению ПФ РФ по городу Севастополю подлежат оставлению без удовлетворения.
Согласно распоряжению Правительства города Севастополя от 03.10.2014 № 278 «О ликвидации Пенсионного фонда города Севастополя» Пенсионный фонд города Севастополя был ликвидирован без создания правопреемника, остатки начисленных и не выплаченных пенсий перечислены в бюджет города Севастополя (л.д. 58).
Право на получение начисленного пособия установлено Федеральным Конституционным законом Российской Федерации «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Законом Украины от 09.04.1992 года «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц».
Таким образом, требования о взыскании ранее начисленного, но не выплаченного единовременного пособия на погребение законны, обоснованы и подлежат удовлетворению путем взыскания невыплаченной суммы с Правительства города Севастополя.
При этом суд считает необходимым взыскать сумму начисленного, но не выплаченного единовременного пособия на погребение в пользу истца Позигун С.В., отказав при этом в удовлетворении требований истцу Пенев В.Г. , поскольку согласно предоставленным истцами документам, поручение/решение на одноразовую выплату выписано на имя истца Позигун С.В., а решение о выплате каких-либо пособий Пенев В.Г. не принималось в связи с отсутствием его обращения.
В порядке ст. 98 ГПК РФ, п. 19 ст. 333.36 НК РФ в связи с освобождением государственных органов, органов местного самоуправления от уплаты государственной пошлины при рассмотрении дел с их участием в качестве истцов (ответчиков) в судах общей юрисдикции, подлежат возмещению за счет бюджета города Севастополя понесенные истцом судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 894 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 98, 103, 196 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Пенев В.Г. , Позигун С.В. к Правительству Севастополя, Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Севастополю о взыскании одноразовой выплаты помощи на погребение удовлетворить частично.
Взыскать с Правительства Севастополя в пользу Позигун С.В. одноразовую выплату помощи на погребение в размере 23 142,00 рублей.
Взыскать с бюджета города Севастополя в пользу Позигун С.В. судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 894 руб.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 24.03.2017г.
Судья –