Дело № 2-112/2017
РЕШЕНИЕ копия
Именем Российской Федерации
Г. Красноуральск 13 апреля 2017 года
Красноуральский городской суд Свердловской области в составе:
Председательствующего судьи ФИО7
При секретаре ФИО3
С участием представителя истца, ФИО4
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к <данные изъяты> о зачете периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости, взыскании процессуальных расходов,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с иском к <данные изъяты> в городе Красноуральске о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В обоснование своих требований указала, что она, проработав в медицинских учреждениях более 30 лет, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно на основании пп. 20 п.1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, в чем ей было отказано решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ за недостаточностью стажа, дающего право на назначение указанной пенсии, с чем она не согласна. Из ее трудового стажа были исключены пенсионным органом периоды ее работы: в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1год1месяц 26 дней); периоды нахождения в учебных отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (27 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (11дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (17 дней); период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (26 дней).
В судебном заседании истец ФИО2 не присутствовала, своим заявлением указала на представление ее интересов представителем ФИО4поддержала свои исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель истца, ФИО4 в судебном заседании указал, что истец поддерживает исковые требования о включении периодов повышения квалификации и учебных отпусков, указанных в исковом заявлении, а также периода работы в должности <данные изъяты> а также требования по возмещению расходов по оплате государственной пошлины в размере № рублей. Просит обязать ответчика назначить и выплачивать пенсию истцу со дня ее обращения с заявлением в пенсионный орган. Указанные требования поддерживает по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика <данные изъяты> по городу Красноуральску, ФИО5, действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласилась, по основаниям, указанным в возражении, из которого следует, что отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ФИО2 связан с недостаточным стажем, необходимым для назначения указанной пенсии. Должность <данные изъяты> не предусмотрена действующим Списком в наименовании должностей, курсы повышения квалификации и учебные отпуска не засчитываются в стаж необходимый для назначения указанной пенсии по старости досрочно. Так как они не согласны с исковыми требованиями, считает, что оснований для возмещения затрат по оплате госпошлины не имеется.
Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему решению.
Согласно ч.1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно ч.1 и 3 ст. 8 Федерального закона Российской Федерации "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В силу пп.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения указанного возраста при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Как установлено судом и следует из материалов дела, что 17.01.2017 года истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ
Решением ответчика от 31.01.2017 года в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано в связи с отсутствием стажа 30 лет на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение. По решению ответчика специальный страховой стаж истца по наиболее выгодному варианту расчета по ранее действующему законодательству составил 29 лет 08 мес. 13 дней с учетом должности <данные изъяты>. По действующему законодательству должность <данные изъяты> и периоды повышения квалификации и учебные отпуска не учтены, стаж, принятый к зачету составил 28 лет 06 мес.17 дней.
Из представленной трудовой книжки истца следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года истец работала в должности <данные изъяты>.
С учетом соответствующих решений Конституционного суда РФ: определение КС РФ от 05.11.2002 года № 320-О, постановление КС РФ от 29.01.2004 года № 2-П, к периодам до 1 ноября 1999 года при подсчете медицинского стажа для установления досрочной трудовой пенсии по старости может применяться постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию по выслуге лет".
В указанный спорный период действовал Список "Профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464, пунктом первым которого предусмотрено, что право на пенсию по выслуге лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. При этом конкретные наименования должностей медицинских работников, в том числе среднего медицинского персонала, перечнем не предусмотрена.
Следовательно данный период работы подлежит включению в стаж необходимый для назначения указанной досрочной пенсии по старости.
Ответчиком также отказано к зачету в период работы в <данные изъяты> период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Суд находит данный отказ во включении указанного периода прохождения курсов повышения квалификации незаконным и необоснованным.
В силу ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника на курсы повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата. Соответственно, период обучения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен отчислять страховые взносы в ПФР.
Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Так, прохождение соответствующих курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя являлось обязательной частью трудовой деятельности истца.
Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации медицинского работника и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач. Необходимость прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается ст.54 Основ законодательства об охране здоровья граждан в РФ. Законодательством о труде установлено, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, другими нормативными актами РФ, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работником определенных видов деятельности (п. 4 ст. 196 Трудового кодекса РФ). Гарантии и компенсации работникам, направляемым работодателем для повышения квалификации, определены ст. 187 ТК РФ. Так, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от производства за ним сохраняются место работы, должность и средняя заработная плата по основному месту работы. При этом работодатель отчисляет из заработной платы работника, установленные законодательством взносы в соответствующие государственные внебюджетные социальные фонды, в том числе и в Пенсионный фонд РФ. Согласно ранее действовавшим "Основам законодательства об охране здоровья населения", и Положению от 19 декабря 1994 г. № 286 "О порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности", прохождение курсов повышения квалификации медицинскими работниками являлось обязательным, так как право на занятие должностей сохранялось при условии получения сертификата специалиста.
Истцом представлены уточняющие справки, свидетельствующие о направлении истца на основании приказа работодателя для повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ведомости, подтверждающие начисление заработной платы за указанный период работы, представленный сертификат по итогам прохождения курсов повышения квалификации.
Таким образом, указанный период, курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в период работы в <данные изъяты> является страховым и поэтому должен включаться в страховой стаж для назначения пенсии досрочно.
Заявленные требования истца о зачете учебных отпусков с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (27 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (11дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (17 дней) в период работы истца в <данные изъяты> также подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
По смыслу Рекомендаций Международной организации труда N 418 от 24.06.1974 г. «Об оплачиваемых учебных отпусках» период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других прав, вытекающих из трудовых отношений.
Как предусматривают указанные Рекомендации Международной организации труда, членом которой является Российская Федерация, термин «оплачиваемый учебный отпуск» означает отпуск, предоставляемый трудящемуся для целей образования на определенный период в рабочее время с выплатой соответствующих денежных пособий.
При учете указанной правовой позиции действующего законодательства не включение в специальный страховой стаж периодов нахождения работников в учебных отпусках влечет необоснованное ограничение их пенсионных прав.
Согласно ст. ст. 173, 174 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего специального и высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением заработной платы.
Аналогичные положения содержались в ст. ст. 196, 198 КЗоТ РСФСР, действовавшего до 01 февраля 2002 года. В соответствии со ст. 196 КЗоТ РСФСР работникам, обучающимся без отрыва от производства в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, предоставляются оплачиваемые в установленном порядке отпуска в связи с обучением, а также другие льготы. За время отпусков, предоставляемых в связи с обучением в вечерних и заочных высших и средних специальных учебных заведениях, за работниками сохраняется средняя заработная плата (ст. 198 КЗоТ РСФСР).
Таким образом, работникам, совмещающим труд с обучением, гарантировались такие же трудовые права, как и лицам, трудящимся полное рабочее время.
Поскольку ФИО2 в 2013-2014 году осуществляла медицинскую деятельность в <данные изъяты> находилась в учебном отпуске в связи с обучением и проходила профессиональную переподготовку по специальности "<данные изъяты> была направлена руководством по месту ее работы для поступления на обучение в образовательное учреждение. Истица обучалась по заочной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию учебном заведении. В период обучения работодателем ей ежегодно предоставлялись дополнительные отпуска с сохранением средней заработной платы для прохождения промежуточной аттестации (учебные отпуска), что подтверждается уточняющей справкой, из которой следует, что истица норму рабочего времени выполняла, производились отчисления в Пенсионный фонд за весь период работы, в том числе и за период нахождения в учебных отпусках.
Согласно частям 1 и 2 ст.22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления и документами.
При таких обстоятельствах суд полагает, что спорные периоды нахождения ФИО2 в учебном отпуске и на курсах повышения квалификации должны быть включены в стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью. Её общий стаж медицинской деятельности, с учетом включения в него спорных периодов, составит на ДД.ММ.ГГГГ необходимые 30 лет, в связи с чем она имеет право на назначение пенсии по старости с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
В силу требований ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежат взысканию затраты по оплате государственной пошлины в размере № рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 к <данные изъяты> в городе <адрес> удовлетворить
Зачесть ФИО2 в стаж для назначения досрочной страховой пенсии периоды ее работы: в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1год1месяц 26 дней); периоды нахождения в учебных отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (27 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (11дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (17 дней); период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (26 дней).
Обязать <данные изъяты> в городе <адрес> <данные изъяты> назначить и выплачивать ФИО2 страховую пенсию по старости с 17.01.2017 года.
Взыскать с <данные изъяты> в городе <адрес> <данные изъяты> в пользу ФИО2 затраты по оплате госпошлины в размере № рублей.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме с подачей жалобы через Красноуральский городской суд.
Председательствующий подпись
Копия верна
Судья Красноуральского
Городского суда: ФИО8
в окончательной форме изготовлено 14.04.2017 года