Дело № 11-6/16
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Александровский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Шерстобитовой Е.Н.
с участием прокурора Цыгвинцева К.С.
при секретаре Коняевой Е.В.
ответчика представителя Администрации Яйвинского городского поселения Шишаковой Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Яйвинского городского поселения Александровского, муниципального района Пермского края
на решение мирового судьи судебного участка № Александровского судебного района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску прокурора г. Александровска в интересах Приданцевой Нины Николаевны о возложении обязанности по возмещению затрат, понесенных нанимателем в связи с установкой прибора учета по электроснабжению,
УСТАНОВИЛ:
Решением мирового судьи судебного участка № Александровского судебного района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ были удовлетворены требования истца Приданцевой Н.Н., взысканы с администрации Яйвинского городского поселения Пермского края затраты, понесенные членом семьи нанимателя жилого помещения в связи с установкой прибора учета электрической энергии по адресу: <адрес>, в размере <данные изъяты>.
Считая решение мирового судьи незаконным, ответчик Администрация Яйвинского городского поселения обратились с апелляционной жалобой в суд. В жалобе указали, что с данным решением не согласны, считают, что судом при рассмотрении дела и вынесении решения были неправильно применены норма материального права, в связи с чем, считают, что решение мирового судьи д.б. отменено.
Указывают в жалобе, что взаимоотношения по возмещению материального ущерба в рамках обязательств, возникших из договора социального найма жилых помещений, являются сферой частных правоотношений и должны регулироваться нормами жилищного и гражданского законодательства.
В соответствии со ст. 672 Гражданского кодекса РФ в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения.
Договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством.
Согласно ст. 61 Жилищного кодекса РФ пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и договором социального найма данного жилого помещения.
В силу ст. 678 Гражданского кодекса РФ относит к обязанности нанимателя обеспечение сохранности жилого помещения и поддержание жилого помещения в надлежащем состоянии, в связи, с чем осуществление текущего ремонта жилого помещения также является обязанностью нанимателя.
В соответствии со статьями 65 и 67 Жилищного кодекса РФ, предусматривающих права и обязанности наймодателя и нанимателя жилого помещения по договору социального найма, наймодатель жилого помещения обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения, а наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан, в том числе, проводить текущий ремонт жилого помещения, а также выполнять и другие обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения.
Таким образом, Закон распределяет бремя ремонта (капитальный и текущий) жилого помещения, однако определение ремонта жилищного фонда, в зависимости от вида работ, осуществляемых наймодателем и нанимателем, не дает, поэтому работы, относящиеся к текущему ремонту, определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. № 170, к компетенции которого и отнесено разрешение этих вопросов.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. N 170, предусмотрен примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда
Приведенный выше пункт Приложения N 8 к Правилам и нормам свидетельствует о том, что работы по замене индивидуальных приборов учета коммунального ресурса не относится к работам по капитальному ремонту жилого помещения и должен осуществляться нанимателем за свой счет как текущий ремонт занимаемого жилого помещения.
Приданцева Н.Н. является членом семьи нанимателя жилого помещения ФИО4, который в настоящее время, согласно справке <данные изъяты> отбывает наказание по приговору <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. Обязанность по установке, поверке и замене индивидуального прибора учета электрической энергии, находящегося в жилом помещении нанимателя, по условиям договора социального найма жилого помещения не возложена на наймодателя. Указанная обязанность не предусмотрена и Типовым договором социального найма жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 21.05.2005 № 315, а также иными нормативными правовыми актами. Расходы нанимателя, произведенные им в связи с заменой индивидуального прибора учета электрической энергии с истекшим сроком поверки, не могут быть принудительно взысканы с наймодателя, поскольку такие расходы не обусловлены каким-либо нарушением прав и законных интересов нанимателя действиям (бездействиями) наймодателя
В судебное заседание представитель ответчика Администрации Яйвинского городского поселения Шишакова Т.А., действующая на основании Доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ бгода доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.
Истец Приданцева Н.Н.. в судебное заседание не явилась, извещена у суда имеется расписка в получении судебной повестки.
Прокурор с доводами апелляционной жалобы ответчиков не согласился.
Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, считает, решение мирового судьи законным и не находит оснований для его отмены.
Судьей достаточно полностью установлены и исследованы все обстоятельства дела, проанализированы все доказательства, представленные в материалы дела.
В соответствии с п. "4.1 ст. 157 Жилищного Кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную, законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлен Правительством Российской Федерации.
Согласно п.4 ст. 12 Федерального закона от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ « Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменение в отдельные законодательные акта РФ» в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.
Производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов, (ст. указанного Закона).
В соответствии с п. 5 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменения отдельные законодательные акта РФ» до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемой воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета, а эксплуатацию.
Согласно п. 80,81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года №354, к использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установлении: приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
В соответствии с ГОСТ 65670-96, выпуск счетчиков электрической энергии класса точнее 2,5 с 01 июля 1997 года запрещен. Решением НТК Госстандарта России по метеорологии измерительной технике от 01 июня 1999 года и от 12 сентября 2000 года (протокол №12 указанные приборы не подлежат поверке и должны быть последовательно заменены современными счетчиками класса точности 2,0. Проведение этой замены планируется в течении межпроверочного интервала счетчиков, то есть в течение 16 лет. Переход на измерение электроэнергии счетчиками класса точности 2,0 осуществляется постепенно, только по истечении срока проверки межпроверочного интервала счетчиков класса 2, 5 либо в результате их явного отказа (письмо Государственного Комитета РФ по стандартизации и Метеорологии от 15 января 2001 года №410/30-78).
В силу п. 138 Постановления Правительства РФ от 04 мая 2012 года № 442 функционировании розничных рынков электрической энергии.. .» для учета электрической энергии, потребляемой гражданами, а также на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома подлежат использованию - приборы учета класса точности 2,0 и выше.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относится, в том числе организация содержания муниципального жилищного фонда.
Из п. 8.2 ст. 7 Устава Яйвинского городского поселения Пермского края следует, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселения обладают следующими полномочиями: организация и проведение энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В силу части 1 пункт 3, 4 статьи 6 Устава к вопросам местного значения Яйвинского городского поселения относится организация в границах поселения электроснабжения населения; владение, пользование и распоряжение имуществом поселения.
Как следует из материалов гражданского дела нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес> является ФИО4, а членом семьи нанимателя является Приданцева Н.Н., ( истец по делу). ФИО4 заключил с администрацией Яйвинского городского поселения Пермского края договор социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании п. «г» ч.ч. 6 указанного договора социального найма наниматель и члены его семьи вправе требовать от наймодателя надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.
Истец приобрела прибор учета электрической энергии и согласно акту № от ДД.ММ.ГГГГ произвела замену старого прибора учета с классом точности 2,5 на прибор с классом точности -1. Поверка старого прибора учета проводилась в ДД.ММ.ГГГГ, то есть межпроверочный интервал прибора учета электрической энергии, установленного в указанном жилом помещении - <данные изъяты> лет, истек. Приданцева Н.Н. ДД.ММ.ГГГГ обращалась с заявлением в администрацию Яйвинского городского поселения Пермского края с просьбой оплаты установленного прибора учета, однако этого сделано не было. Полагает, что факт замены прибора учета подтверждает также наравне с актом квитанция по оплате за услуги по электроснабжению за ДД.ММ.ГГГГ, где ПАО «Пермэнергосбыт» просит поменять приборы учета в связи с истечением межпроверочного интервала.
Указанные сведения объективно подтверждаются данными счета по оплате услуги по энергоснабжению за ДД.ММ.ГГГГ, которые имеются в материалах гражданского дела.
Действительно по представленному чеку истец Приданцева Н.Н. приобрела ДД.ММ.ГГГГ счетчик стоимостью <данные изъяты> рублей
Как следует из акта № от ДД.ММ.ГГГГ Приданцевой Н.Н. замену старого прибора учета электроэнергии с классом точности 2,5 на прибор с классом точности - 1.0 Поверка старого прибора учета проводилась в ДД.ММ.ГГГГ то есть, межпроверочный интервал прибора учета электрической энергии, установленного в указанном жилом помещении - <данные изъяты> лет, истек. Указанные сведения объективно подтверждаются данными счета по оплате услуги по энергоснабжению за ДД.ММ.ГГГГ. Виду того, что индивидуальный прибор учета электрической энергии с классом точности 2,0 в жилом помещении, занимаемом Приданцевой Н.Н., в уставленные законодательством сроки не был установлен, плата за предоставленную услугу электроснабжения подлежит начислению с применением повышающего коэффициента к нормативам потребления.
Поскольку, жилое помещение является муниципальной собственностью, обязанность, по содержанию которого относится к полномочиям администрации поселения учитывая выше обозначенные требования законодательства об энергетической эффективности, возлагающих на собственника помещения обязанность, приборами учета коммунальных ресурсов.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что мировым судьей законно и обоснованно удовлетворен иск прокурора о взыскании с администрации Яйвинского городского поселения края в пользу Приданцевой Н.Н., затрат, понесенных членом семьи нанимателя помещения в связи с установкой прибора учета электрической энергии, является законными и обоснованными, поскольку направлены на обеспечение требований указанного законодательства об энергосбережении.
Таким образом, вывод о том, что жилое помещение является муниципальной собственностью, обязанность по содержанию индивидуального прибора учета электроэнергии относится к полномочиям администрации поселения основана на законе, и судом принимается.
Других оснований апелляционная жалоба ответчиков для отмены решения мирового судьи судебного участка № Александровского судебного района Пермского края не содержит.
Судом первой инстанции верно произведена оценка обстоятельств имеющих значение для дела.
Обстоятельства, изложенные в описательной части определения подтверждены показаниями сторон, допрошенных в судебном заседании в первой инстанции, представленными письменными доказательствами и сомнении у суда не вызывают.
Таким образом, вывод, мирового судьи о взыскании с администрации Яйвинского городского поселения Пермского края в пользу Приданцевой Нины Николаевны затраты, понесенные нанимателем жилого помещения в связи установкой прибора учета электрической энергии является законным и обоснованным, верен и соответствует изложенным обстоятельствам в решении мирового судьи.
Оснований для отмены решения мирового судьи у суда не имеется.
Руководствуясь изложенным ст.ст.323,327-1 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение мирового судьи судебного участка № Александровского судебного района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Приданцевой Нины Николаевны к Администрации Яйвинского городского поселения Александровского муниципального района Пермского края о взыскании материального ущерба - оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Яйвинского городского поселения - без удовлетворения.
Судья Е.Н. Шерстобитова