Решение по делу № 2а-6206/2019 ~ М-5687/2019 от 14.10.2019

Дело № 2а-6206/2019

УИД: 48RS0001-01-2019-006690-67

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 декабря 2019 года Советский районный суд г. Липецка в составе:

судьи Кацаповой Т.В.,

при секретаре Фроловой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Липецке административное дело по административному иску Клементьева Сергея Леонидовича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области о признании совершенных регистрационных действий незаконными,

установил:

Клементьев С.Л. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области, с учетом заявления об уточнении исковых требований просил признать незаконными действия, совершенные 06 сентября 2019 года по государственной регистрации перехода права собственности на нежилое помещение № 1, расположенное по адресу: г. Липецк, ул. Зегеля, д. <адрес>, кадастровый номер , к Карлиной С.Ю. и по внесению изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (далее по тексту – ЕГРН), об ограничениях права и обременении объекта недвижимости арендой, ипотекой, обязать ответчика погасить в ЕГРН запись от 06 сентября 2019 года за № о праве собственности Карлиной С.Ю. на данное нежилое помещение, восстановить в ЕГРН погашенную запись о праве собственности истца на данное нежилое помещение, обязать ответчика внести изменения в записи ЕГРН об аренде за № 48 и ипотеке за № о замене стороны договорных обязательств с Карлиной С.Ю. на Клементьева С.Л. В обоснование заявленных требований административной истец указал, что является собственником нежилого помещения № 1, расположенного по адресу: г. Липецк, ул. Зегеля, д. <адрес>. Право собственности на указанное нежилое помещение было зарегистрировано за ним в установленном законом порядке, равно как и ограничение права (обременение) в виде ипотеки в пользу администрации г. Липецка. 06 сентября 2019 года административным ответчиком в нарушение закона в ЕГРН была внесена запись о переходе к Карлиной С.Ю. права собственности на это нежилое помещение в отсутствие волеизъявления истца и согласия залогодержателя. Кроме этого, договор, на основании которого был зарегистрирован переход права собственности, был представлен Карлиной С.Ю. в копии.

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация г. Липецка, Управление имущественных и земельных отношений администрации г. Липецка, Карлина С.Ю.

В судебном заседании представитель Клементьева С.Л. по доверенности Антипова Е.А. поддержала уточненные требования.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области по доверенности Назаров Д.Е., требования признал.

Представитель заинтересованного лица Управления имущественных и земельных отношений администрации г. Липецка по доверенности Арзамасцев Т.Ю. в судебном заседании полагал заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Клементьев С.Л., заинтересованное лицо Карлина С.Ю., представитель администрации г. Липецка, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (часть 1).

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Запись в государственный реестр вносится при наличии заявлений об этом всех лиц, совершивших сделку, если иное не установлено законом. Если сделка совершена в нотариальной форме, запись в государственный реестр может быть внесена по заявлению любой стороны сделки, в том числе через нотариуса.

Как указано в пунктах 1 и 6 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения (части 3, 4 и 6 статьи 1).

В силу статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1). Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются в числе прочего договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки (пункт 2 части 2). Государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется, в связи с переходом права на объект недвижимости (пункт 4 части 4).

Пунктом 3 части 3 статьи 15 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется по заявлению сторон договора - при государственной регистрации договора и (или) права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, возникающих на основании такого договора, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно статье 21 Закона N 218-ФЗ необходимые для осуществления государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе, выражающие содержание сделки, являющейся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения права и обременения недвижимого имущества, представляются не менее чем в двух экземплярах-подлинниках, один из которых возвращается правообладателю, второй помещается в реестровое дело, если такая сделка совершена в простой письменной форме (пункт 1 части 3).

Исходя из пункта 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя: проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ).

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 07 июня 2017 года N 278 утвержден Административный регламент Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, в соответствии с пунктом 216 которого при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки устанавливаются: 1) наличие всех необходимых документов; 2) наличие полномочий заявителя на обращение в орган регистрации прав с заявлением, полномочий представителя заявителя; 3) необходимость направления межведомственного запроса; 4) действительность поданных заявителем документов; 5) соответствие документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, требованиям законодательства; 6) наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти; 7) соответствие сведений об объекте недвижимости, содержащихся в представленных документах и ЕГРН; 8) отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества; 9) наличие или отсутствие иных оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги (статьи 26, 27 Закона о регистрации).

Судом установлено, что по данным ЕГРН за Клементьевым С.Л. было зарегистрировано право собственности на нежилое помещение № 1 площадью 418 кв.м по адресу: г. Липецк, ул. Зегеля, д. <адрес> (кадастровый номер ), номер государственной регистрации права от 25 февраля 2015 года. В реестре содержалась запись о государственной регистрации ипотеки в пользу городского округа г. Липецка сроком с 25 февраля 2015 года на 7 лет, запись от 25 февраля 2015 года и запись о государственной регистрации ограничения права и обременения объекта недвижимости арендой, запись от 09 августа 2019 года, основание государственной регистрации - договор аренды от 01 августа 2019 года между Клементьевым С.Л. и ООО «Макс», срок аренды с 09 августа 2019 года по 01 ноября 2020 года.

29 августа 2019 года через ОБУ «УМФЦ Липецкой области» Карлиной С.Ю. было подано заявление о государственной регистрации права собственности на вышеуказанное жилое помещение, с приложением следующих документов: 1 копии и 1 оригинала договора цессии от 01 октября 2017 года, 1 копии и 1 оригинала акта приема-передачи к договору цессии от 01 октября 2017 года, а также квитанция об оплате государственной пошлины. Данному заявлению присвоен номер .

05 сентября 2019 года Карлиной С.Ю. через ОБУ «УМФЦ Липецкой области» представлены дополнительные документы – по 1 копии договора цессии от 01 октября 2017 года и акта-приема передачи к нему. Заявлению о предоставлении дополнительных документов присвоен номер .

В материалах реестрового дела содержится заявление Клементьева С.Л. от 29 августа 2019 года о государственной регистрации перехода права собственности. На данном заявлении указан тот же номер, что и на заявлении Карлиной С.Ю. от 29 августа 2019 года - . Имеющийся на заявлении номер записи в журнале входящей корреспонденции ФГБУ «ФКП Росреестра» КУВД- имеет тот же номер, что и заявление Карлиной С.Ю. .

06 сентября 2019 года ответчиком на основании вышеперечисленных документов произведена государственная регистрация перехода права собственности на нежилое помещение № 1 по адресу: г. Липецк, ул. Зегеля, д. <адрес> к Карлиной С.Ю., номер государственной регистрации права , внесена в ЕГРН запись за № об ограничении (обременении) - государственной регистрации ограничения права и обременения объекта недвижимости арендой в пользу Карлиной С.Ю. Кроме этого, изменена запись об ипотеке за № от 25 февраля 2015 года, в качестве залогодателя указана Карлина С.Ю.

Также из материалов дела усматривается, что по обращению прокуратуры Советского района г. Липецка в интересах Клементьева С.Л. административным ответчиком проведена служебная проверка, по результатам которой заключением от 18 ноября 2019 года установлено, что Клементьев С.Л. с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности на вышеуказанный объект в ОБУ «УМФЦ Липецкой области» не обращался, заявление истца в пакет документов с номером , поданным Карлиной С.Ю., не входило.

С учетом приведенных выше обстоятельств, оснований полагать, что заявление Клементьева С.Л. от 29 августа 2019 года непосредственно исходило от истца, у государственного регистратора не имелось.

Кроме этого, заявление Клеметьева С.Л. содержало неправильный кадастровый номер объекта – , площадь объекта также отражена не верно – 423,8 кв.м.

Положения пункта 3 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 части 3 статьи 15 Закона N 218-ФЗ направлены на выяснение регистратором воли сторон сделки на ее регистрацию, как подтверждение сторонами юридической силы (действительности и законности) совершаемой сделки.

Проводя государственную регистрацию договора, государственный регистратор в этом не удостоверился.

Кроме этого, пакет документов для регистрации сделки был представлен не полный, оригинал договора от 01 октября 2017 года представлен в единственном экземпляре.

Указанное являлось препятствием для совершения регистрационных действий.

Проанализировав собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу, что оспариваемые действия произведены с нарушением требований Закона N 218-ФЗ, а именно пункта 3 части 3 статьи 15 и пункта 1 части 3 статьи 21.

Оспариваемые действия нарушают права истца как собственника по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом.

Оснований для вывода о пропуске истцом срока обращения в суд не имеется, на момент обращения в суд трехмесячный срок, установленный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не истек.

С учетом изложенного, требования истца обоснованы, подлежат удовлетворению.

Также суд учитывает и признание административного иска ответчиком.

В соответствии со статьей 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично. Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.

В случае признания административным ответчиком административного иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований (статья 157 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Суд принимает признание административного иска, поскольку оно заявлено представителем ответчика - Назарова Д.Е. добровольно, не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, у представителя ответчика имеются соответствующие полномочия, последствия признания иска ему разъяснены и понятны.

Признание иска и принятие его судом является самостоятельным основанием для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области, совершенные 06 сентября 2019 года по государственной регистрации права собственности на нежилое помещение № 1 с кадастровым номером расположенное по адресу: г. Липецк, ул. Зегеля, д. <адрес> за Карлиной Светланой Юрьевной; по внесению изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, об ограничениях права и обременении объекта недвижимости - нежилого помещения № 1 с кадастровым номером , расположенное по адресу: г. Липецк, ул. Зегеля, д. <адрес>, арендой, ипотекой.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области погасить в Едином государственном реестре недвижимости запись от 06 сентября 2019 года за № о государственной регистрации права собственности на нежилое помещение № 1 с кадастровым номером , расположенное по адресу: г. Липецк, ул. Зегеля, д. <адрес> за Карлиной Светланой Юрьевной.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области восстановить в Едином государственном реестре недвижимости запись о государственной регистрации права собственности Клементьева Сергея Леонидовича на нежилое помещение № 1 с кадастровым номером , расположенное по адресу: г. Липецк, ул. Зегеля, д<адрес>.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области внести изменения в Единый государственный реестр недвижимости в запись от 25 февраля 2015 года за № об ограничении (обременении) - государственной регистрации ипотеки, указав в качестве залогодателя Клементьева Сергея Леонидовича.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области внести изменения в Единый государственный реестр недвижимости в запись от 06 сентября 2019 года за № об ограничении (обременении) - государственной регистрации ограничения права и обременения объекта недвижимости арендой, указав в качестве арендодателя Клементьева Сергея Леонидовича.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья

Мотивированное решение изготовлено 25 декабря 2019 года.

2а-6206/2019 ~ М-5687/2019

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Клементьев С.Л.
Ответчики
Управление государственной службы и государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области
Другие
Администрация г. Липецка
Управление имущественных и земельных отношений
Карлина С.Ю.
Антипова Е.А.
Суд
Советский районный суд г. Липецка
Судья
Кацапова Т. В.
14.10.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
14.10.2019[Адм.] Передача материалов судье
15.10.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
15.10.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.10.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.11.2019[Адм.] Судебное заседание
05.11.2019[Адм.] Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
05.11.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.12.2019[Адм.] Судебное заседание
25.12.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее